Основные направление западной философии XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

1.Предпосылки и особенности современной философии
2.Основные направления философской мысли XX века

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

1.Предпосылки  и особенности  современной философии

2.Основные  направления философской  мысли XX века 

      1.Предпосылки  и особенности  современной философии 

      Современная философия ведет свой отсчет от рубежа XIX-XX вв. - времени возникновения неклассических форм мышления. Несмотря на развитие традиционных идей в рамках неокантианства, неогегельянства, неотомизма, новые течения становятся определяющим фактором европейской и мировой философской мысли. Они выступают как достаточно обоснованные и во многом плодотворные попытки сформулировать радикально новые ответы на извечные вопросы человеческого бытия: возможность познания, ценностно-смысловая обоснованность жизни, сущность человека и т.д. Основные тенденции развития современной философии проявляются в форме сциентизма и антропологизма.

      Сциентизм (лат. scientia - наука, знание) - философско-мировоззренческая  позиция, которая рассматривает  науку как высшую культурную ценность, необходимое условие ориентации в мире. Означает веру в возможность разрешения, прежде всего методами естественнонаучного знания, теоретико-познавательных, социальных и других проблем. С противоположных позиций исходит антисциентизм, рассматривающий науку как чуждую, враждебную человеку силу, источник опасных иллюзий и заблуждений. Антропологизм (гр. antropos - человек; logos - учение) - философская концепция, утверждающая основополагающее значение категории человек, исходя из которой только и можно разработать систему представлений о природе, обществе, мышлении.

      Указанные тенденции по-разному сочетаются в направлениях современной философии - фрейдизме, экзистенциализме, структурализме, прагматизме и других. Усложнение человеческого существования, все  более возрастающие динамизм, напряженность, интенсивность общественного бытия остро ставят вопрос взаимоотношениях людей, с которыми связаны как глобальные социальные процессы, так и жизнь отдельного человека. Поэтому возрастает значимость проблем сознания, языка, понимания и взаимопонимания в обществе. Этим можно объяснить интенсивное развитие за последние десятилетия таких философских направлений, как: философия языка, феноменология, герменевтика. Причем, наиболее плодотворным является комплексное использование этих направлений. И, наконец, следует отметить, процессы интеграции, свойственные для постклассической науки, ведут к возникновению междисциплинарных направлений и методов исследований. Примером этому может служить синергетика, структурализм, позволяющие по-новому рассмотреть целый ряд традиционных философских проблем и вопросов. 

      2.Основные направления философской мысли XX века 

      Философия жизни Ф.Ницше получила свое дальнейшее развитие в трудах О.Шпенглера и  А.Бергсона.

      Немецкий  философ и историк О.Шпенглер (1880-1936) в книге «Закат Европы» нарисовал картину близкой гибели западной цивилизации. В основе всего существующего он видит жизнь, проявляющуюся как мир и как душа. Мир тождественен природе, которая характеризуется причинностью и закономерностями. Душа же воплощена в историю, где нет места законам. История, по Шпенглеру, это множество замкнутых «организмов», культур (египетская, индийская, китайская и т.д.), выражающих коллективную душу народа. Каждая из них развивается в соответствии с определенным циклом: докультурное состояние, культурный период, цивилизация (закат культуры). Европейская культура находится в стадии цивилизации, т.е. в состоянии заката.

      А.Бергсон (1859-1941), французский философ, видный представитель интуитивизма и философии  жизни. В качестве подлинной реальности рассматривает жизнь, под которой понимается целостность всего сущего, коренным образом отличающаяся как от материи, так и сознания. Последние являются продуктами распада жизненного процесса. Жизнь не постижима сознанием, разумом. Это удел интуиции, которая проникает в предмет и сливается с ним. Интуиция позволяет познать жизнь как таковую, интеллект же оперирует мертвыми продуктами распада. Источник развития жизни - жизненный порыв (elan vital). По мере ослабления этого порыва жизнь распадается и превращается в материю. Человек - существо творческое, так как именно через него проходит путь жизненного порыва. А.Бергсон выделяет два типа общества: закрытое и открытое. В первом действует мораль, приносящая личность в жертву обществу, во втором, напротив, личность - высшая ценность.

      Иррационализм XX века тесно связан с именем З.Фрейда (1859-1939) основателя учения о бессознательной области человеческого бытия. Концепция фрейдизма основана на утверждении того, что в основе человеческой деятельности лежат инстинкты. Последние не поддаются рациональному осознанию и составляют область бессознательного. Преодолеть границы бессознательного можно лишь с помощью специальной методики - психоанализа, основанного на технике рассмотрения свободных ассоциаций, сновидений или ошибочных действий. З.Фрейд разработал общую психологическую теорию личности, структура которой состоит из ОНО (область инстинктов), Я (личность как проявление определенной культуры, морали, ценностных предпочтений), СВЕРХ-Я (культурная и социальная среда обитания личности). В индивиде как некой энергетической системе происходит «сшибка» инстинктов и запретительных табу, определяемых культурой. Неудовлетворенный инстинкт тяжким грузом давит на психику, вызывая различные неврозы, расстройства и заболевания. Эта напряженность может быть преобразована' в социально приемлемые формы творческой деятельности в области искусства, науки, общественной и политической деятельности.

      Различные аспекты фрейдизма активно используются в социальной психологии, социологии, литературоведении, этнографии и других отраслях знания. Если З.Фрейд основной доминантой поведения признавал половой инстинкт (либидо), то его последователи сделали больший акцент на социальную детерминацию человеческой психики. Так, А.Адлер (1870-1937) главным составляющим психики считал комплекс неполноценности как ощущение индивидом дефектов телесного или психического развития. Э. Фромм (1900-1980) подчеркивал роль противоречий внутренними потребностями индивида и обществом, препятствующим их реализации.

      Экзистенциализм (лат. existentia - существование) - одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии. Представители экзистенциализма отказались от рассмотрения теории познания, природы искусства, морали, религии, глобальных философско-исторических конструкций. Главным объектом исследования становятся смысложизненные проблемы отдельной личности: выбор жизненного пути, ответственность за жизненный выбор, отношение к жизни и смерти, достижение подлинной свободы и другие. Категории экзистенциализма зачастую непереводимы на язык традиционной философии. В качестве понятий авторы, некоторые из них являются крупными представителями литературы и искусства, активно используют художественные образы, аллегории, мифы. Как уже отмечалось ранее, идеи экзистенциализма восходят к творчеству кого  религиозного  философа  С.Кьеркегора.  Центральным понятием философии существования выступает экзистенция - человеческое бытие как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Основными проявлениями или модусами существования признаются: страх, забота, решимость, любовь, совесть, забота и т.д. Индивид интуитивно улавливает экзистенцию как основу своего существования только в критические моменты жизни - смерть, неизлечимая болезнь, страдания, другие «пограничные» ситуации. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, постигает свою сущность. В то же время выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.   Различают  религиозный   экзистенциализм  -  К.Ясперс, Г.Марсель,     Н.Бердяев,     Л.Шестов     и     атеистический     - М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю. Рассмотрим кратко учения некоторых из них.

      В работах немецких философов М.Хайдеггера (1889-1976) и К.Ясперса (1883-1969) экзистенциализм окончательно оформился как философское учение. В сочинении «Бытие и время» М. Хайдеггер рассматривает значение времени для понимания смысла жизни. Настоящее (вульгарное время) обрекает человека быть вещью наряду с другими, будущее, напротив, дает возможность осознать свою конечность, направленность к смерти, а, следовательно, и свое подлинное существование. В своих философских трудах «Истоки истории и ее цель», «Духовная ситуация времени» и других К.Ясперс развивает концепцию коммуникации, соотнесенности экзистенций, связи между людьми. Социальное, моральное, интеллектуальное зло проистекает из забвения и нарушения коммуникативных связей между людьми, народами, странами, поколениями.

      Проблема  свободы человека - одна из главных  тем французского мыслителя Ж.П. Сартра (1905-1980). Понимание свободы философ раскрыл в своем главном труде «Бытие и ничто». Мир абсолютно не соответствует желаниям, ожиданиям и понятиям человека и представляет собой «универсальное не то». Все мысли об окружающем - иллюзии. Реальность чужда сознанию, а в пределе - абсурдна. Свобода индивида реализуется как нерассудительное, рискованное, авантюристическое противостояние абсурдной действительности. Безрассудство - «праздник экзистенциализма», но беда в том, что он труднодоступен, а порой и недостижим.

      Центральное место в творчестве А. Камю (1913-1960) занимают этические проблемы. По мнению мыслителя, мир абсурден, а человеческая жизнь бессмысленна. Однако эта истина должна пробуждать в душе мужественное достоинство и осознание необходимости противостояния вселенскому «хаосу».

      Прагматизм (гр. pragma - дело, действие) оказал огромное воздействие на интеллектуальную жизнь  США. Устойчивый интерес к проблематике прагматизма во многом объясняется тем, что в рамках этого направления разработана наиболее влиятельная в XX веке теория деятельности. Развитие философского и естественнонаучного знаний выявило тенденцию к радикальному пересмотру содержания и целей интеллектуальной деятельности. Последняя во все большей степени стала рассматриваться не как понятийное воспроизведение объективной действительности, а как средство проектирования успешных действий по достижению определенных целей «заинтересованного субъекта». Эта тенденция получила свое развитие и завершение в философском учении прагматизма, созданного усилиями выдающихся американских мыслителей. К.Пирс (1839-1914) - основатель прагматизма, исходными положениями которого являются концепция сомнения-веры и концепция значения. Первая восходит к так называемой «прагматической вере» И.Канта. Суть ее в том, что если надо действовать, но нет полных знаний об обстоятельствах дела, то приходится делать некоторое предположение и верить, что основанное на нем действие будет успешным. В соответствии с этим различаются два состояния сознания: сомнение и вера. Сомнение - колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние. Вера - готовность действовать определенным образом, уверенность в успехе. Успешный переход от первого состояния ко второму - важнейшая функция мысли. Концепция значения утверждает, что содержание (значение) идеи или понятия определяется практическими последствиями, которые они вызывают. Например, в качестве содержания, прагматизм признает полезность. Истинно то, что пользу, позволяет успешно достичь поставленные цели. В смысле наука и религия в одинаковой мере истинны, так как полезны человеку. Идеи прагматизма получили широкое распространение благодаря работам У.Джеймса (1842-1910) и были развиты далее Дж. Дьюи (1859-1952). Человек - деятельность -- общий вектор всех концепций прагматизма.

      Неотомизм      -      официальная      философия      римско-католической церкви. Его теоретическим фундаментом является учение Фомы Аквинского (см. тему 4). К виднейшим представителям относится Ж. Морите» (1882-1973), Э. Жильсон (1884-1978) И Бохенский, БЛакебринк, Ф. ван Стенберген и другие. Неотомизм, следуя идеям своего основателя, выделяет два источника познания -естественный разум (науку) и божественное откровение (религию). С помощью естественного разума можно поникнуть в тайны природы, а также доказать некоторые истины вероучения (существование Бога, бессмертие души).Тем не менее сокровенные тайны божественного существования умопостигаются только через веру. Определяющая роль в гармоничном единстве знания и веры принадлежит религии. Отсюда формулируется  положение о сущности и  предназначении  философии. Высшая цель философии - обоснование христианского вероучения, подтверждение истин богословия. Следует отметить также активную перестройку томисткого учения в соответствии с «вызовами времени». Происходит ассимиляция идей   экзистенциализма    персонализма,   феноменологии и  других   направлении. Осуществляется переориентация на все более глубокое рассмотрение проблем человеческого существования. Философское учение неотомизма представляет собой систему различных дисциплин. Среди них: метафизика, гносеология, натурфилософия, этика эстетика, философия истории и другие. Ядро неотомисткого учения составляет метафизика как универсальная теории бытия. Неотомизм обосновал основные принципы взаимоотношения философии и частных наук. Естествознание, основанное на опыте, способно познать лишь часть бытия, но не может претендовать на всеобъемлющее знание об окружающем  мире.  Философия, в свою очередь, способна постигнуть целостность мира потому, что происходит из абсолютно беспредпосылочного, всеобщего основания - бытия Бога. Развитие идей неотомизма потребовало и разработку некоторых методологических проблем. Наиболее последовательно методология томизма изложена в книге Б. Лакебринка «Гегелевская диалектическая онтология и томистская аналектика». Неотомизм отрицает классическую гегелевскую диалектику и ее ядро - учение о противоречии как единстве и борьбе противоположностей. Признавая наличие противоречий, аналектика, тем не менее, отрицает их борьбу и взаимопереход друг в друга. Между противоречиями всегда существует интервал, что дано в творении. Противоположности, противоречия примиряются в первооснове - сходстве всего сотворенного Богом.

      В сегодняшнем мире неотомизм свою главную задачу видит в разработке нравственных ценностей, отвечающих времени и предназначению человечества, во всестороннем раскрытии и обосновании дальнейшего пути человеческой истории. Задача религиозной философии на перспективу, по мнению видного неотомиста Ю.Бохенского, заключается в том, чтобы «заново переосмыслить основные положения религии: ее понятия не могут оставаться такими, какими они были в течение последних веков» [9]-

Информация о работе Основные направление западной философии XX века