Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:50, реферат
Подводя итог проведенной работе можно сказать, что существуют различные точки зрения на проблемы, рассмотренные выше. Это связано с различным пониманием этих проблем разными авторами использованной литературы, поскольку философское образование в нашей стране было достаточно сильно идеологизировано и политизировано в течение последних десятилетий, а сейчас происходит переоценка многих понятий. В ходе работы я попытался выбрать наиболее приемлемые и логичные определения понятий, а также точки зрения на рассмотренные проблемы.
Введение 3
Индуктивизм 4
Дедуктивизм 9
Трансцендентализм 12
Конструктивизм 16
Список используемой литературы 22
Второй недостаток дедуктивизма, отсутствие обоснования введения посылок, в рамках риторического подхода также сводится к конвенционализму и является предметом соглашения дискутирующих сторон. Дедуктивистская строгость идеала оборачивается ситуативной приемлемостью. Помимо этого, в риторическом подходе, как и в дедуктивизме, отсутствуют градации приемлемости аргументов.
Трансцендентализм - американское философско-литературное движение 1830-60-х гг. (манифест-эссе Р. У. Эмерсона "Природа", 1836; Г. Торо, Э. Б. Олкотт, М. Руллер, Т. Паркер, частично Н. Хоторн). Название и ряд идей взяты от "трансцендентального идеализма" И. Канта, а также Ф. Шеллинга. С позиций романтизма критиковало просветительский сенсуализм и современную цивилизацию.
Основные идеи трансцендентализма: социальное равенство "равных перед Богом" людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от "вульгарно-материальных" интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм.
Трансцендентализм был движением,
в котором сказалась реакция
против рационализма XVIII века и выразилась
общая гуманистическая
Трансцендентализм был территориально связан с Конкордом, маленьким городком в Новой Англии, который расположен в 32 км к западу от Бостона. Конкорд был одним из первых поселений колонистов штата Массачусетс. В те времена это был маленький тихий городок, окруженный лесами. Он расположен неподалеку от Бостона, и туда можно было легко добраться, чтобы послушать лекцию в колледже или заглянуть в книжные лавки. Тем не менее, он находится вдали от крупных городов и сохранил тишину и спокойствие.
Конкорд стал первой сельской колонией художников и писателей. Именно здесь возникла духовная и культурная альтернатива американскому материализму. Это было место, где люди вели возвышенные разговоры, но жили просто и скромно. (Так, Эмерсон и Торо с охотой работали на своих огородах.) С Конкордом наиболее тесно были связаны Эмерсон (он переехал сюда в 1834 г.) и Торо. Но это место привлекло и романиста Натаниэля Готорна, и писательницу-феминистку Маргарет Фуллер. Здесь же поселился Бронсон Олкотт, отец будущей писательницы Луизы Мей Олкотт, и поэт Уильям Эллери Чаннинг. Можно условно считать, что общество трансценденталистов образовалось в 1836 г. В разное время в него входили: Эмерсон, Торо, Фуллер, Чаннинг, Бронсон Олкотт, священник Орестес Браунсон, аболиционист и проповедник Теодор Паркер и многие другие.
Трансценденталисты выпускали журнал, выходящий раз в три месяца - "Дайэл". Этот журнал существовал в течение четырех лет. Вначале его редактором была Маргарет Фуллер, затем - Эмерсон. Их интересовали и вопросы литературы, и политические реформы в стране. Большое число трансценденталистов было аболиционистами. Некоторые из них приняли участие в экспериментальной коммуне "Брук Фарм", описанной Го-торном в романе "Блитдейл". В отличие от многих европейских групп, трансценденталисты никогда не выпускали никаких манифестов. Они настаивали на том, что все люди обладают своей индивидуальностью и эта индивидуальность неповторима. Американские трансценденталисты довели радикальный индивидуализм до крайности. Писатели Америки часто считали себя одинокими исследователями человеческого общества. Герои американской литературы (такие, как капитан Ахав Германа Мелвилла, или Гек Финн Марка Твена, или Артур Гордон Пим Эдгара По) порой находятся на грани между жизнью и смертью. Они поступают так потому, что стремятся раскрыть свою внутреннюю суть, свое "я". Ведь для американского писателя-романтика не было ничего устоявшегося, ничего определенного. Литературные и социальные традиции отнюдь не помогали, более того -они были опасными. Писатели стремились создать новую литературную форму, наполнить ее новым содержанием и найти нужное звучание. Причем они стремились сделать все это одновременно. Да, американские писатели приняли вызов. Сейчас, когда мы обращаемся к шедеврам, созданным за три десятилетия до Гражданской войны (1861-1865 гг.), мы явно убеждаемся в их желании создать свою, национальную литературу.
Трансцендентализм преодолевает натуралистскую логику. Он признает, что из природы нельзя вывести высшие принципы духа, позволяющие человеку преодолевать хаос природы и внутренний хаос. С этой точки зрения трансцендентализм ценен: он дает смысл процессу воспитания, признает возможность преображения естественного хода жизни в свете идеала через реализацию «свободы воли». Трансцендент не подчиняет личность «закону причинности», а дает ей «подняться над собой» и быть просветленной высшими началами.
Трансцендентализм принимает платоновское понимание мира ценностей. Это методологическое положение дает простор для педагогического творчества. Православные мыслители ХIХ века критиковали трансцендентализм как изощренную форму позитивизма. С этим вряд ли имеет смысл спорить. Но, возможно, что в конце XX –го века трансцендентализм является единственной возможностью выстроить новую педагогическую методологию. Современное сознание, искалеченное субъектно-объектной парадигмой, не сможет скорее всего воспринять религию как методологию педагогики сразу. Необходим некий переходный этап к религиозному мировоззрению. Этим этапом может стать рациональный трансцендентализм . Но всегда надо помнить о существенном недостатке трансцендентализма , который заключается в том, что его вера в возможности человека безгранична. Это ведет к эгоизму и индивидуализму. Ведь личность не самосущна, на ней лежит печать тварности, вторичности, и сама по себе, даже приобщаясь к миру ценностей, она не может владеть ими. Воспитание необходимо для принятия смирения перед тайной духовного роста человека. Именно смирение не позволяет сводить тайну всецело к имманентным силам личности. Если натурализм не объясняет творческого самоопределения человека, то трансцендентализм не объясняет зависимости человека от высшего принципа. Это может дать лишь религиозная методология педагогики, которая будет лишена этих противоречий своих предшественников.
Спор между трансцендентализмом и религией не может быть закончен, т.к. человек, обладая свободой воли, может признавать Бога и отвергать его. В трансцендентализме Бог заменен рациональным принципом, это выражение бунта современного человека против Бога. Бунт истекает из двойственности сознания человека: в каждом из нас живет материалист и идеалист одновременно.
Конструктивизм — направление в эпистемологии и философии науки, в основе которого лежит представление об активности познающего субъекта, который использует специальные рефлексивные процедуры при построении образов, понятий и рассуждений.
В рамках философии конструктивизм представляет собой подход, согласно которому всякая познавательная деятельность является конструированием; это альтернатива любой метафизической онтологии и эпистемологическому реализму. В философском употреблении различается узкий и широкий смысл термина «конструкция». Конструкция в узком смысле касается построения и представления понятий в восприятии, в геометрии и логике. От него отличается конструкция в широком смысле, относящая к особым — организующим, структурирующим, формирующим и образным — аспектам миропонимания и самосознания. Философские концепции, подчеркивающие активно-конструктивное свойство восприятия, познания и самой реальности, объединяются под общим и достаточно расплывчатым именованием «Конструктивизм».
Конструктивизм — общее обозначение направлений и подходов в науке, искусстве и философии, в которых понятие конструкции играет главную роль в изображении процессов порождения предметов. В эпистемологии и философии науки 20 в. конструктивистские направления завоевывали влияние в противовес эмпиристским традициям, ориентированным на естествознание 19 в., и формалистской математике. Апелляция к конструктивности в познании может быть обнаружена в самых разных областях — от логики, математики и наук о природе до наук о культуре и обыденного знания — со ссылками на авторитет Евклида, Канта, Фреге, Дюгема, Динглера, Пиаже и др.
В 1920-х годах конструктивизм проявлялся во многих аспектах советского искусства: архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании. Сторонники конструктивизма , выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми (братья Веснины, М. Я. Гинзбург и др.) Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению советского художественного конструирования (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др.). Применительно к зарубежному искусству термин условен: в архитектуре - течение внутри функционализма, в живописи и скульптуре - одно из направлений авангардизма. Направление в русском (СССР) искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском, и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании, дизайне). Сторонники конструктивизма , выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1924 была создана творческая организация конструктивистов—ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Наряду с другими группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, Гинзбург, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др.) вели поиски новых принципов планировки населённых мест, выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.). Вместе с тем в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к "материальной форме", схематизм в организации быта в некрых проектах домов-коммун, недоучёт природноклиматических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма). Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению современного художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и других) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели; художники разрабатывали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова, В. Е. Татлин). Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Л. М. Лисицкого и др.). В театре традиционные декорации конструктивисты заменяли подчинёнными задачам сценического действия "станками" для работы актёров (работы Поповой, А. А. Веснина и др. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова). Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в западно-европейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве. Применительно к зарубежному искусству термин " конструктивизм " в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре—одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер) Конструктивизм (от лат. constructio - построение) - художественное направление в искусстве ряда европейских стран начала XX в., провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию. Наиболее полное выражение конструктивизм нашел в архитектуре, дизайне, прикладном оформительском, театрально декорационном искусстве, печатной графике, искусстве книги; выразился в стремлении художников обратиться к проектированию вещей, художественной организации материальной среды.
Философско-методологический
смысл дискуссий вокруг конструктивизма
состоит в исчерпанности классической
программы фундаментализма в обосновании
науки, а также в необходимости понимания
процессов самоорганизации в природе
и обществе. Три понятия —целеполагание, обоснование и
Заключение
Научное познание очень
важно не столько для ученого,
его осуществляющего, сколько для
общества в целом. Подробно основные модели
научного познания были рассмотрены выше,
но хотелось бы особо отметить, что в повседневной
жизни важную роль играет индуктивная
модель познания, а в самом познании не
последнее место занимает творчество,
хотя некоторые ученые это и отвергают.
Подводя итог проведенной работе можно
сказать, что существуют различные точки
зрения на проблемы, рассмотренные выше.
Это связано с различным пониманием этих
проблем разными авторами использованной
литературы, поскольку философское образование
в нашей стране было достаточно сильно
идеологизировано и политизировано в
течение последних десятилетий, а сейчас
происходит переоценка многих понятий.
В ходе работы я попытался выбрать наиболее
приемлемые и логичные определения понятий,
а также точки зрения на рассмотренные
проблемы.
Думаю, результаты данной работы пригодятся
мне в дальнейшем, так как философия - это
наука, причем важнейшая, т.к. определяет
повседневную жизнь общества в целом и
каждого отдельно взятого человека. В
силу длительности и масштабности философских
теорий, важно овладеть всем комплексом
знаний об этой науке. В философии на сегодняшний
день стоит проблема истинности применяемого
знания. Сегодняшнее состояние философских
проблем в очередной раз подтвердило актуальность
знания дисциплин этой науки.