Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:50, реферат
Подводя итог проведенной работе можно сказать, что существуют различные точки зрения на проблемы, рассмотренные выше. Это связано с различным пониманием этих проблем разными авторами использованной литературы, поскольку философское образование в нашей стране было достаточно сильно идеологизировано и политизировано в течение последних десятилетий, а сейчас происходит переоценка многих понятий. В ходе работы я попытался выбрать наиболее приемлемые и логичные определения понятий, а также точки зрения на рассмотренные проблемы.
Введение 3
Индуктивизм 4
Дедуктивизм 9
Трансцендентализм 12
Конструктивизм 16
Список используемой литературы 22
РЕФЕРАТ
на тему:
Основные модели научного познания: индуктивизм, гипотетико-дедуктивизм, транспендентализм, конструктивизм.
Оглавление
Введение 3
Индуктивизм 4
Дедуктивизм 9
Трансцендентализм 12
Конструктивизм 16
Список используемой литературы 22
В современном мире развитие науки растет в геометрической прогрессии, общий объем научных знаний удваивается каждые несколько лет. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления “новой экономики”, для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности. Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему моделей, методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается.
Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философский знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука “о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира” занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. В добавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.
В истории философии и методологии науки индуктивизм это концепция, рассматривающая индукцию, прежде всего так называемую «научную индукцию», в качестве универсального или, во всяком, случае основного метода научного познания, опирающегося на опытное исследование. Философской базой индуктивизма является эмпиризм, утверждающий, что всякое подлинное знание о реальности, отправляясь от опыта, по существу не выходит за рамки того содержания, которое открывается познающему субъекту в этом опыте. Индуктивизм выступает как своего рода методологическая конкретизация эмпиризма, которая указывает на приемы и методы познания, обеспечивающие переход от эмпирических данных к научным обобщениям. Правомерно поэтому говорить об эмпирико-индуктивистской программе научного познания, которая сложилась в классической философии науки, начиная с Нового времени. Рассматривая методы так называемой «научной индукции» в качестве приемов получения универсальных высказываний о законах или закономерностях, индуктивизм претендует на разработку логики научного открытия, логики формирования законов науки.
Родоначальником этой концепции стал Ф. Бэкон, сформулировавший свои известные правила исследования, которые он характеризует как «истинное наведение», противопоставляя его традиционной индукции через простое перечисление, т.к., по его мнению, она дает шаткие заключения и подвержена опасности быть опровергнутой противоречащим примером. «Истинное наведение» осуществляется посредством последовательного применения «таблиц присутствия, отклонения и степеней», которые обычно рассматриваются как прототип известных «методов сходства, различия и сопутствующих изменений», сформулированных впоследствии Дж.С. Миллем. В работах Дж.С. Милля концепция индуктивизма получает свое развернутое выражение. Им были сформулированы известные «методы опытного исследования», вошедшие во все учебники традиционной логики. Эти, так называемые, «методы научной индукции» являются, по существу, методами активного эмпирического познания и не выходят за рамки мысленных действий на этом уровне. Однако процессы перехода от эмпирического уровня науки к теоретическому, предполагающие идеализацию, моделирование, построение специальных теоретических объектов и конструкций, никоим образом не могут уложиться в прокрустово ложе индуктивных методов исследования.
Уже в 19 в. индуктивизм вызывал
значительную критику со стороны многих
представителей философии и методологии
науки. Так, указывалось на невозможность
логического обоснования принципа индукции,
который гарантировал бы правомерность
индуктивных умозаключений от некоторого
наблюдаемого положения дел на открытый
класс явлений. Но решающим доводом против
абсолютизации методов индукции в индуктивизме
является невозможность при помощи этих
методов проанализировать процессы перехода
от эмпирии к теории. Под влиянием этой
критики индуктивизм постепенно уступает
место концепции гипотетико-
Эта позиция, по существу, оказывается исходной в философии и методологии науки 20 в. Отрицая возможности индукции как логики открытия, логические позитивисты в своей так называемой «стандартной концепции анализа науки» исходят из принципиального противопоставления «контекста открытия» и «контекста оправдания». Развивая в своих работах гипотетико-дедуктивистскую модель, сторонники этой концепции считают, что только «контекст оправдания» может быть предметом логико-методологического анализа знания, в то время как так называвемый «контекст открытия» может выступать только в качестве предмета психологии, истории или социологии науки. В рамках анализа «контекста оправдания» и гипотетико-дедуктивистской модели логические позитивисты выдвинули задачу разработки логики оправдания гипотез как вероятностной логики, которая именовалась ими «современной индуктивной логикой». Очевидно, однако, что вероятностная логика, как логика подтверждения гипотез на основе характеристики степени их подтверждаемости при помощи понятия «условной вероятности гипотез» (при наличии соответствующих эмпирических данных), никоим образом не соответствует пониманию индуктивной логики в рамках индуктивизма. Справедливо отмечая несостоятельность методов классической индукции как средств перехода от эмпирического знания к теоретическому, сторонники «стандартной концепции анализа науки», в свою очередь, абсолютизируют противопоставление контекстов открытия и обоснования, неправомерно отрицая вообще возможность методологического анализа процессов развития научного знания. Между тем современная методология науки достигла значительных результатов в исследовании типовых ситуаций формирования и развития научно-теоретического знания, в том числе ситуаций, имеющих обратную связь с эмпирией и демонстрирующих единство процессов открытия и процессов обоснования научно-теоретического знания.
Индуктивизм основывается на наблюдениях и предсказаниях, тогда как наука в действительности основывается на задачах и объяснениях. Индуктивизм предполагает, что теории каким-то образом извлекают или получают из наблюдений, или доказывают с помощью наблюдений, тогда как в действительности теории начинаются с недоказанных гипотез, возникших в чьем-то разуме и, как правило, предшествующих наблюдениям, исключающим конкурирующие теории.
Индуктивизм ищет доказательства предсказаний как вероятных будущих событий. Процесс решения задач доказывает объяснение, которое превосходит все остальные имеющиеся на данный момент объяснения. Индуктивизм - опасный источник повторяющихся ошибок разного рода потому что на первый взгляд, он весьма правдоподобен. Но это не так.
В фундаментальных областях
науки наблюдение даже небольших, едва
различимых эффектов приводит нас к
более грандиозным выводам
Индуктивизм - (традиционная) методологическая
доктрина, основанная на убеждении, что
научное знание прогрессирует путем накопления
эмпирических фактов: получение достаточно
большого количества фактов приводит
к формированию эмпирических закономерностей,
сочетание которых, в свою очередь, ведет
к оформлению теории, описывающей ту или
иную область реальности.
Немецкий философ и логик Рейхенбах написал о принципе индукции так: "Этот принцип определяет истинность научных теорий. Устранение его из науки означало бы ни более и не менее как лишение науки ее способности различать истинность и ложность ее теорий. Без него наука, очевидно, более не имела бы права говорить об отличии своих теорий от причудливых и произвольных созданий поэтического ума".
Дедуктивизм
Дедуктивная стратегия (дедуктивизм,
или гипотетико-дедуктивистский метод
у Поппера) основана на представлении
и наличии обратной связи между теорией
и эмпирическими фактами: всегда существует
возможность на основе теории сформулировать
дедуктивную гипотезу относительно, например,
связи между двумя переменными, которую
затем можно подвернуть эмпирической
проверке. Подтверждение гипотезы означает
подтверждение теории, в противном случае
теория отвергается как ложная.
Следующий индуктивизму, ориентирован
на поиск подтверждений своей концепции,
тогда как исповедующий дедуктивизм ориентирован
на поиск опровержений, то есть на более
строгое ее испытание.
Дедуктивизм, или дедуктивная нормативность - это подход к использованию логических методов в аргументационной практике, согласно которому все базовые идеи, законы, принципы, а также правила проведения операций с ними должны быть предварительно выявлены, определены и систематизированы, так что применение и первых и вторых будет сведено к дедуктивному выводу.
При этом подразумевается, что
непредвиденные обстоятельства любого
свойства могут быть заранее устранены,
и судебное разбирательство тем
самым станет техническим решением
проблемы. Сильной стороной дедуктивизма
является необходимость заключения, вытекающая
из нормативного характера фигуры рассуждения.
Тем самым обеспечивается формальная
строгость всего умозаключения, основанная
на заранее установленных правилах, ведь
умозаключение представляется как комбинация
посылок, содержание которых в ходе всей
процедуры остается неизменным. Каждый
принявший посылки, вынужден согласиться
с заключением, поскольку дедуктивизм
выступает не только логическим инструментом,
но и претендует на универсальный стандарт
нормативности.
Понимание дедуктивизма в качестве логического инструмента выявления правильных рассуждений состоит в использовании правил дедуктивного вывода в качестве норм построения рассуждений. При этом, очевидно, индуктивное или традуктивное рассуждение может быть логически правильным, однако, не являясь дедуктивным, оно не может соответствовать нормам дедуктивных рассуждений.
Если дедуктивизм понимается как теория нормативности рассуждений, то все недедуктивные рассуждения как несоответствующие дедуктивному стандарту автоматически считаются неправильными, хотя, с точки зрения логики, это не так. Именно в этом смысле, как теория нормативности, дедуктивизм послужил причиной критического пафоса в отношении логики со стороны специалистов в области теории аргументации. Во многих случаях единичные нормативные высказывания, выражающие суждения, выступающие в роли заключения в юридическом рассуждении, не являются строго логическими выводами, получаемыми из существующих норм-формулировок и описаний фактических ситуаций, соответствующих реальному положению дел.
Дедуктивизм , следовательно, не допускает никаких промежуточных вариантов: заключение либо следует с необходимостью, и при этом невозможно, чтобы оно не следовало, либо не следует с необходимостью. Поэтому дедуктивизм неприемлем для целей аргументации, в процессе которой должен происходить обмен аргументами, представляющими собой доводы разной степени приемлемости.
При этом использование дедуктивного метода как логического инструмента в ходе аргументативной дискуссии вполне уместно, однако, исповедуя дедуктивизм, не представляется возможным найти компромисс между аргументами за и против, каждый из который может быть сам по себе дедуктивно обоснованным заключением. Главные козыри дедуктивизма - необходимость и истинность заключения, которое невозможно подвергнуть сомнению, исповедуя дедуктивизм.