Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:38, контрольная работа
О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать на веру.
Вот почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества.
Введение 3
1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 5
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ 20
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. 20
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. 25
Заключение 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Теории других представителей органической школы
Представители
органической школы в социологии
(А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во
Франции, П. Ф. Лилиенфельд в России
и др.) пошли значительно дальше
своих предшественников в биологизации
социальных и политических явлений. Так,
у Шеффле экономические отношения в «социальном
теле» трактуются как обмен веществ в
живом организме, а Вормс выявлял физиологические
особенности и половые функции различных
социальных органов и организмов, изучал
их социальную гигиену и т. д. Правительство,
согласно Лилиенфельду, осуществляет
функции головного мозга, а торговля —
функции кровообращения и т. п.
Естественноправовые (договорные) концепции происхождения государства
В
основе данных концепций лежат естественноправовые
представления о договорном происхождении
государства. Согласно Эпикуру — «справедливость,
происходящая от природы, — есть договор
о полезном — с целью не вредить друг другу
и не терпеть вреда». Следовательно государство
возникло в результате общественного
договора о правилах совместного проживания,
по которому люди часть своих прав, присущих
им от рождения, передают государству
как органу, представляющему их общие
интересы, а государство, в свою очередь,
обязуется обеспечить права человека.
Плюсы данных концепций заключаются в
том, что они имеют глубокое демократическое
содержание, обосновывая естественные
права народа на формирование государственной
власти, а также на её свержение. Минусы
в том, что игнорируются объективные внешние
факторы, влияющие на государства (социально-экономические,
военно-политические).
Теория Гуго Гроция
Трактует
государство, как явление воле-
Теория Томаса Гоббса
Догосударственное
(естественное) состояние Гоббс изображает
как «состояние войны всех против всех».
В естественном состоянии, где нет общей
власти, закона и справедливости, каждый
имеет право на все — в этом и состоят
его естественное право и свобода. В этих
условиях разум человека предписывает
требование искать мир и следовать ему.
Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного
естественного закона. Из него вытекают
и все остальные естественные законы,
которые требуют отказа каждого от своих
естественных прав в интересах мира и
безопасности. Требования этих естественных
законов побуждают людей заключить договор
об учреждении государства (суверенной
общей власти), держащего людей в страхе
и направляющего их действия к общему
благу. Договорную концепцию Гоббс, таким
образом, использовал для обоснования
абсолютистского государства, суверенная
власть которого носит произвольный и
бесконтрольный характер.
Теория Джона Локка
Либеральная
концепция договорного
Теория Жан-Жака Руссо
Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории — создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.
Под заметным
влиянием учения Руссо идеи договорного
происхождения государства отстаивал
А. Н. Радищев. С позиций защиты суверенитета
народа, естественных прав человека и
республиканской формы правления он подчеркивал,
что цель договорно формируемого государства
— это «блаженство граждан».
Насильственные концепции происхождения государства
В
основе данных концепций лежат представления
о возникновении государства, как
результата насилия (внутреннего или
внешнего), например, путём завоевания
слабых и беззащитных племен более
сильными и организованными, то есть
государство является не итогом внутреннего
развития, а навязанной извне силой, аппаратом
принуждения. Плюсы данных концепций заключаются
в том, что элементы насилия действительно
были присущи процессу возникновения
некоторых государств. Минусы в том, что
кроме военно-политических факторов в
регионе присутствуют также и социально-экономические.
Теория Евгения Дюринга
Насилие
(внутреннее насилие) одной части
первобытного общества над другой,
по Дюрингу, — это тот первичный
фактор, который порождает политический
строй (государство). В результате такого
насильственного порабощения одних другими
возникают также собственность и классы.
Теория Людвига Гумпловича
Государство
возникает вследствие стремления людей
(стада, сообщества) к расширению своего
влияния и могущества, к увеличению
своего благополучия, это ведет к войнам,
и как следствие к появлению государственного
устройства, а также к появлению имущественного
и социального расслоения населения. Также
Гумплович утверждал, что государства
всегда основывались меньшинством пришлых
завоевателей, то есть более сильной расой,
расой победителей.
Теория Карла Каутского
Государство
возникает как аппарат
Психологические концепции происхождения государства
В
основе данных концепций лежат представления
о возникновении государства в связи
со свойствами человеческой психики, потребностью
индивида жить в коллективе, его стремлением
к поиску авторитета, указаниями которого
можно было бы руководствоваться в повседневной
жизни, желанием повелевать и подчиняться.
Государство согласно данным концепциям
— это продукт разрешения психологических
противоречий между инициативными (активными)
личностями, способными к принятию ответственных
решений, и пассивной массой, способной
лишь к подражательным действиям, исполняющим
данные решения. Плюсы данной концепции
заключаются в том, что психологические
закономерности — важный фактор, безусловно
оказывающий влияние на социальные институты.
Минусы в том, что психологические свойства
личности не могут являться единственными
причинами образования государства, так
как психика человека формируется также
под влиянием внешних (социально-экономических)
факторов и т.д.
Теория Т.Д.Баштима
Вся
история человечества, включая переход
от первобытного состояния к государственному
и дальнейшее развитие социальных и
политико-правовых институтов, определяется
такими первичными факторами, как открытие
(изобретение) и подражание. При этом сущностью
всякого открытия и изобретения в общественной,
политической и правовой жизни людей является
приспособление как способ разрешения
социальных противоречий. Первоначальные
отдельные открытия в условиях первобытного
общества, носили бессвязный характер,
затем они постепенно систематизируются
и гармонизируются. В результате этого
процесса гармонизации, появились, помимо
грамматики, религии, нравственности,
искусства, также система законов и правительство.
Теория Николая Коркунова
Основой
всего права является индивидуальное
сознание, следовательно право как
разграничение интересов и
Теория Льва Петражицкого
Право
сводится им к правовым эмоциям императивно-
Марксистская концепция происхождения государства
Согласно
этой концепции, государство есть результат
изменения социально-
Государство,
согласно марксизму, возникает в
результате естественно-исторического
процесса развития- первобытнообщинного
строя (постепенное развитие производительных
сил, разделение труда, появление частной
собственности, имущественная и
социальная дифференциация общества,
его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых
и т. д.) как аппарат принудительной власти
экономически господствующего, эксплуататорского
класса над неимущим, эксплуатируемым
классом. Исторически государство возникает
как рабовладельческое государство, на
смену которому — в результате общественного
развития — идет феодальное, а затем буржуазное
государство. Уничтожение путём пролетарской
революции частной собственности как
основы классов, государства и права откроет
путь к бесклассовому, безгосударственному
и неправовому коммунистическому обществу.
Коммунистическое общество и общественное
самоуправление (без государства и права)
— это, согласно марксистским представлениям,
определённое повторение первобытного
коммунизма и догосударственного общественного
самоуправления первобытного строя.
Государство по Энгельсу
Государство
по характеристике Энгельса возникло
из потребности держать в узде
противоположность классов, и оно
за редким исключением (периоды равновесия
сил противоположных классов, когда
государство получает относительную самостоятельность)
является государством самого могущественного,
экономически господствующего класса,
который при помощи государства становится
также политически господствующим классом
и приобретает новые средства для подавления
и эксплуатации угнетенного класса. Государство
по Энгельсу является связующей силой
цивилизованного общества: во все типичные
периоды оно является государством исключительно
господствующего класса и во всех случаях
остается по существу машиной для подавления
угнетенного, эксплуатируемого класса.
Основными признаками государства, отличающими
его от родовой организации, по Энгельсу
являются: 1) разделение подданных государства
по территориальным делениям и 2) учреждение
публичной власти, которая уже не совпадает
непосредственно с населением, организующим
само себя как вооружённая силы.
Государство по Ленину
В
подходе В. И. Ленина к государству
акцент делается на антагонизме классов
и на классовой природе государства.
Государство — продукт и проявление
непримиримости классовых противоречий.
Государство возникает там, тогда и постольку,
где, когда и поскольку классовые противоречия
объективно не могут быть примирены…
И наоборот: существование государства
доказывает, что классовые противоречия
непримиримы".