Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:38, контрольная работа
О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать на веру.
Вот почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества.
Введение 3
1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 5
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ 20
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. 20
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. 25
Заключение 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский
государственный
университет имени
С.А. Есенина»
Факультет
экономики
Кафедра
национальной экономики
и регионального развития
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на
тему: «Основные концепции
происхождения и сущности
государства. Гражданское
общество: основные
принципы и проблемы
построения»
Попова
А.Д.
Рязань 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
В
мире всегда существовало и существует
множество различных теорий, объясняющих
процесс возникновения и
О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать на веру.
Вот
почему стоит обратиться к истокам
появления этого понятия, его первоначальному
содержанию, и сравнить его с нынешним
пониманием гражданского общества.
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.1
Существует
множество теорий происхождения
государства. Такой плюрализм научных
взглядов обусловлен историческими
особенностями развития общественного
сознания и экономического строя (исторической
эпохой), своеобразием тех или иных регионов
мира, идеологическими приверженностями
авторов, задачами, которые они ставят
перед собой, и другими причинами. В гносеологическом
плане наличие множества теорий происхождения
государства свидетельствует об относительности
человеческого познания, невозможности
создания абсолютной теории в данной области.
Поэтому каждая из теорий имеет познавательную
ценность, так как они дополняют друг друга
и содействуют более полному воссозданию
картины процесса происхождения государства.
Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
В основе
данных концепций лежит представления
о божественном (сверхъестественном)
происхождении государства, общей
системы власти, правил общественного
поведения. Основной характеристикой
является отсутствие разделения между
обществом и государством. Подобные представления
появились во время формирования первобытных
человеческих сообществ и просуществовали
до периода средневековья.
Древнегреческая теория
Согласно
Платону государство появилось в эпоху
Зевса и олимпийских богов. Они поделили
между собой по жребию все страны земли.
При этом Аттика (территория древних Афин)
досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида
— Посейдону. Афина и Гефест населили
Аттику благородными мужами и вложили
в их умы понятие о демократическом государственном
устройстве. Посейдон же установил на
Атлантиде государство в форме наследственного
царского правления, закрепив основы в
законах. Таким образом Платон считал,
что для организации правильных форм земной
жизни, необходимо в максимально возможной
мере подражать мифическим космически-божественным
первообразцам (философски говоря — идее)
правления людьми. В первую очередь устройству
Афин (где правят философы), во вторую устройству
Атлантиды (где правят законы).
Древнеиндийская теория
Бог
Индра установил
Древнекитайская теория
Волей
божественного Неба в Поднебесной
появился порядок, организация власти,
правила поведения и т. д. Император
(носитель власти) при этом — сын Неба.
Теологическая теория
Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли,так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов.
Теологическая теория в условиях современности
Сходные
мысли о Божественном первоисточнике
государственной власти в ХХ в. развивал
Жак Маритен. Также и многие другие
современные приверженцы
Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
В
основе данных концепций лежат представления
о возникновении государства
из семьи, а общественной и государственной
власти — из власти отца семейства.
Патерналистская теория
От слова
патер — отец. В данной теории
имеет место прямое соотношение
государства с семьей. Так например,
Конфуций, трактуя императора как
«сына Неба» и исполнителя
воли Неба, вместе с тем уподоблял
власть императора власти главы семейства,
а государство — большой семье. Управление
государством, по его мнению, должно строиться
как управление семьей — на основе норм
добродетели, заботы старших о младших,
сыновней преданности и почтительности
младших по отношению к старшим. Также
патерналистские воззрения нашли свое
отражение в русской политической истории,
традиционным компонентом которой стала
вера широких слоев населения в «царя-батюшку»
и во всякое начальство как в «отца родного».
Плюсы данной теории заключаются в формировании
уважения к государственной власти. Минусы
в отрицании специфики государства и государственной
власти, их качественного отличия от семьи
и отцовской власти...
Патриархальная теория
От
слова патриарх — родоначальник.
В данной теории государство трактуется
как закономерный этап развития (разрастания)
семьи, при этом понятие государство не
приравнивается к понятию семья. По утверждению
Аристотеля, государство — наилучшая,
завершенная форма общения (развития по
схеме семья-селение-государство), в целях
достижения общего блага. При этом Аристотель
говорит не о первичности государства
перед семьей, а о человеке как о существе
политическом, то есть в наиболее развитом
виде государство — это общение свободных
и равных граждан. В развернутом виде патриархальная
теория представлена в произведениях
Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает
выводы о том, что первочеловек Адам как
родоначальник человечества был первым
отцом и первым монархом, а исходной формой
правления, установленной Богом и основанной
на божественном праве, является монархия.
Все последующие монархи — это наследники
Адама, преемники его отцовской и одновременно
монаршей власти. С этих позиций он расценивал
всякое выступление против абсолютной
власти монарха как греховное нарушение
божественного порядка властвования и
божественно установленной формы отцовской
власти в государстве. Плюсы данной теории
заключаются в том, что аналогия государства
с семьей возможна, так как структура современной
государственности возникла не сразу,
а развивалась из простейших форм, и формировала
уважение к государственной власти. Минусы
в упрощении процесса происхождения государства,
к тому же существуют версии, согласно
которым семья возникла практически параллельно
с возникновением государства.
Органические концепции происхождения государства
В
основе данных концепций лежат представления
о государстве как о живом
организме, продукте социальной эволюции
(по аналогии с эволюцией биологической),
в котором более важному органу соответствует
более высокий статус и более значительная
власть в органической системе общества
и государства. В таких социальных организмах
в процессе борьбы и войн (естественного
отбора) складываются конкретные государства,
формируются правительства, совершенствуется
структура управления, при этом данный
социальный организм поглощает своих
членов. Плюсы данных концепций заключаются
в том, что биологические факторы не могли
не повлиять на появление государственности,
так как человек является существом био-социальным.
Минусы в том, что нельзя распространять
все закономерности, присущие биологической
эволюции, на социальные организмы, так
как несмотря на их взаимосвязь это разные
уровни жизни со своими закономерностями
и причинами возникновения.
Теория Огюста Конта
Согласно
Конту — общество (а следовательно
и государство) — органическое целое,
строением, функционированием и эволюцией
которого занимается социология. Социология
при этом опирается на законы биологии,
действие которых в обществе претерпевает
определённое видоизменение в силу своеобразия
взаимодействия индивидов и воздействия
предшествующих поколений на последующие.
Основная задача социологии как позитивной
науки, пришедшей на смену предшествующим
теологическим и метафизическим воззрениям,
состоит в обосновании путей и средств
гармонизации общества, утверждения органической
связи «порядка» и «прогресса».
Теория Герберта Спенсера
Спенсер
трактует государство как часть
природы, которое развивается подобно
зародышу животного, причем во всей истории
человеческой цивилизации естественно-