Основные категориальные планы проблемы сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 00:03, реферат

Описание работы

Они определяются четырьмя фундаментальными категориями: 1) онтологическое, 2) гносеологическое, 3) аксиологическое, 4) праксеологическое. Указанные категории не редуцируемы друг к другу, т.е. каждая из них не может быть логически выедена из другой или сведена к другой. Вместе с тем они взаимополагаемы: рассмотрение проблемы в одном категориальном плане предполагает ее рассмотрения в остальных.
Основательная разработка проблемы сознания требует учета этих планов и их связи друг с другом. Содержание самого понятия мознания в данном отношении четырехмерно: сознание есть реальность, которая включает параметры знания, ценности и активности.

Работа содержит 1 файл

реферат философия.docx

— 27.35 Кб (Скачать)

     Высшая  ценностная интенция суперцентрированного «Я» определяется содержанием конкретной сверхценной идеи. Она обуславливает определенную суженность сознания, напряженную целеустремленность, создавая ее высокую энергетическую концентрации. Таковы особенности фанатичного сознания.

     Ценностные  интенции в структуре СР с точки зрения их содержания. Это ценности, касающиеся: 1) отношения к вещам и явлениям внешнего мира, 2) собственной телесности, 3) отношения к собственному «Я», 4) отношения к другому «Я», 5) отношения к «Мы», т.е. той общности, к которой себя причисляет, 6) отношения к «Они», т.е. той общности, которой «Я» себя противопоставляет активно или пассивно, 7) отношения к «Абстрактному».

     Важным  вопросом является характер связи социально-нормативного и личностно-экзистенциального в  ценностной структуре и ценностном содержании СР.

     Существуют  и сверхценные состояния, переживаемые в определенном интервале СР. Сверхценное состояние представляет чрезвычайную экзистенциальную полноту и значимость субъективного переживания. Оно может возникать в апогее вдохновения, иметь религиозно-мистический характер. Такие состояния образуют витальные истории нашей СР.

     Сверхценные состояния различаются по многим признакам: по социальной значимости и  культурологическим особенностям, по ценностному рангу и характеру  вызываемых ими последствий в  смысловой структуре СР, по их источнику, длительности, воспроизводимости и т.д.

     В аксиологии СР центральным остается вопрос о способе существования ценности. Одно дело – знаемая ценность, другое – действенная.

     Праксеологический план.

     В этом плане ставится и рассматривается  широкий круг вопросов, касающихся активности сознания. Ключевым является вопрос о способности явлений  СР выступать в качестве причины телесных изменений.

     Явления сознания в качестве определенной информации способны выступать генератором  энергии, необходимой для соответствующей  деятельности. Этот новый тип информационных процессов включал двуединую  функцию, управление целостным поведением организма и управление достаточным  энергетическим обеспечением этого  поведения. Физическая энергия может генерироваться психическим способом. Это субъективно переживается нами как усилие, психическое напряжение. Речь идет об актуальнейшей проблеме энергетических, т.е. жизненных, ресурсов человека, о способности их раскрывать и использовать.

     Сознание  интенционально, а это означает, что каждый его акт содержит определенный вектор активности. Поскольку явление СР есть «текущее настоящее», в нем заложена проекция в будущее. На первом плане вопросы целеполагания, целеустремленности и целереализации. Особенно высокую значимость приобретает проблема целереализации, слишком часто человеку свойственно производить множество целеполаганий, которые быстро рассеиваются, обновляются или постепенно увядают. Здесь определяющим фактором выступает воля. Вопрос о дефиците воли демонстрирует свою непреходящую актуальность. Он остро стоит не только по отношению к индивидуальным, но и по отношению к общественным и институциональным субъектам. Как обрести необходимую силу воли, силу духа для реализации высших ценностей – вот кардинальный вопрос для философа. Это вопросы тесно связаны с темой свободы воли. В ней выделяются два плана рассмотрения: 1) свобода воли и детерминизм, 2) свобода воли и ответственность.

     В первом плане постановка вопроса  носила характер альтернативы. Свобода воли есть иллюзия: нам кажется, что мы можем совершать поступки по своей воле потому, что мы не знаем их подлинных причин.

     Вместе  с тем очевидно, что некоторые действия человека являются вынужденными, определяются внешними или внутренними причинами. Признание свободы воли возможно лишь в частном виде. Задача состоит в том, чтобы объяснить сознательное поведение, включающее акты свободной воли, не нарушая принципа детерминизма.

     Можно выделить четыре разновидности психического причинения в сфере самого психического: 1) воздействие осознаваемых психических  явлений на бессознательные, 2) бессознательных на сознательные, 3) бессознательные на бессознательные и 4) сознательные на сознательные. Бессознательное задействовано в том или ином виде во всех случаях. Это серьезно осложняет проблему свободы воли.

     Еще один узел теоретических трудностей располагается в области проблемы «сознание и мозг». Если мозговые процессы с необходимостью детерминированы, а явления сознания представляют воплощенную в них информацию, то и они в такой же степени  детерминированы. Производимый акт свободного выбора есть акт самодетерминации. Вопрос о свободе воли является центральным в этике. Свобода воли означает ответственность личности. Когда говорят о свободе, то требуется уточнение: свобода от чего и для чего. Свобода часто выступает как произвол.

     Активность  сознания выступает в разнообразных  проявлениях. Одним из них является феномен веры – санкционирующий механизм «принятия» определенного содержания и ценностного выбора, связанный с целеполаганием и целереализацией, действующий интуитивно и осознанно. Еще одним проявлением служит феномен надежды – проекция в желаемое будущее, выполняет функцию поддержания энергии и перспективы жизнедеятельности.

     Особо следует сказать о феномене творчества как высшем проявлении активности сознания. В плане общественной значимости продукта творчества, так как некоторые его результаты могут быть крайне опасными для человечества. Исторический опыт свидетельствует, что гений и злодейство могут идти рука об руку. перед человечеством стоит тяжелейшая задача оценки и прогнозирования результатов творчества под углом его последствий для человечества.

     Судьбоносной  задачей развития творческой развития творческой активности является переориентация основного вектора его активности с внешнего мира на самого себя, необходимых для изменения гибельной траектории земной цивилизации. В этом состоит главный, коренной вопрос проблемы сознания нашей эпохи.

     Нынешний  этап информационного общества, процессы глобализации делают проблему сознания предельно острой и прежде всего это касается ее экзистенциальных аспектов – вопросов подлинных смыслов человеческой жизни и деятельности.

Информация о работе Основные категориальные планы проблемы сознания