Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 00:03, реферат
Они определяются четырьмя фундаментальными категориями: 1) онтологическое, 2) гносеологическое, 3) аксиологическое, 4) праксеологическое. Указанные категории не редуцируемы друг к другу, т.е. каждая из них не может быть логически выедена из другой или сведена к другой. Вместе с тем они взаимополагаемы: рассмотрение проблемы в одном категориальном плане предполагает ее рассмотрения в остальных.
Основательная разработка проблемы сознания требует учета этих планов и их связи друг с другом. Содержание самого понятия мознания в данном отношении четырехмерно: сознание есть реальность, которая включает параметры знания, ценности и активности.
Высшая ценностная интенция суперцентрированного «Я» определяется содержанием конкретной сверхценной идеи. Она обуславливает определенную суженность сознания, напряженную целеустремленность, создавая ее высокую энергетическую концентрации. Таковы особенности фанатичного сознания.
Ценностные интенции в структуре СР с точки зрения их содержания. Это ценности, касающиеся: 1) отношения к вещам и явлениям внешнего мира, 2) собственной телесности, 3) отношения к собственному «Я», 4) отношения к другому «Я», 5) отношения к «Мы», т.е. той общности, к которой себя причисляет, 6) отношения к «Они», т.е. той общности, которой «Я» себя противопоставляет активно или пассивно, 7) отношения к «Абстрактному».
Важным
вопросом является характер связи социально-нормативного
и личностно-экзистенциального
Существуют и сверхценные состояния, переживаемые в определенном интервале СР. Сверхценное состояние представляет чрезвычайную экзистенциальную полноту и значимость субъективного переживания. Оно может возникать в апогее вдохновения, иметь религиозно-мистический характер. Такие состояния образуют витальные истории нашей СР.
Сверхценные состояния различаются по многим признакам: по социальной значимости и культурологическим особенностям, по ценностному рангу и характеру вызываемых ими последствий в смысловой структуре СР, по их источнику, длительности, воспроизводимости и т.д.
В аксиологии СР центральным остается вопрос о способе существования ценности. Одно дело – знаемая ценность, другое – действенная.
Праксеологический план.
В этом плане ставится и рассматривается широкий круг вопросов, касающихся активности сознания. Ключевым является вопрос о способности явлений СР выступать в качестве причины телесных изменений.
Явления
сознания в качестве определенной информации
способны выступать генератором
энергии, необходимой для
Сознание интенционально, а это означает, что каждый его акт содержит определенный вектор активности. Поскольку явление СР есть «текущее настоящее», в нем заложена проекция в будущее. На первом плане вопросы целеполагания, целеустремленности и целереализации. Особенно высокую значимость приобретает проблема целереализации, слишком часто человеку свойственно производить множество целеполаганий, которые быстро рассеиваются, обновляются или постепенно увядают. Здесь определяющим фактором выступает воля. Вопрос о дефиците воли демонстрирует свою непреходящую актуальность. Он остро стоит не только по отношению к индивидуальным, но и по отношению к общественным и институциональным субъектам. Как обрести необходимую силу воли, силу духа для реализации высших ценностей – вот кардинальный вопрос для философа. Это вопросы тесно связаны с темой свободы воли. В ней выделяются два плана рассмотрения: 1) свобода воли и детерминизм, 2) свобода воли и ответственность.
В первом плане постановка вопроса носила характер альтернативы. Свобода воли есть иллюзия: нам кажется, что мы можем совершать поступки по своей воле потому, что мы не знаем их подлинных причин.
Вместе с тем очевидно, что некоторые действия человека являются вынужденными, определяются внешними или внутренними причинами. Признание свободы воли возможно лишь в частном виде. Задача состоит в том, чтобы объяснить сознательное поведение, включающее акты свободной воли, не нарушая принципа детерминизма.
Можно выделить четыре разновидности психического причинения в сфере самого психического: 1) воздействие осознаваемых психических явлений на бессознательные, 2) бессознательных на сознательные, 3) бессознательные на бессознательные и 4) сознательные на сознательные. Бессознательное задействовано в том или ином виде во всех случаях. Это серьезно осложняет проблему свободы воли.
Еще
один узел теоретических трудностей
располагается в области
Активность сознания выступает в разнообразных проявлениях. Одним из них является феномен веры – санкционирующий механизм «принятия» определенного содержания и ценностного выбора, связанный с целеполаганием и целереализацией, действующий интуитивно и осознанно. Еще одним проявлением служит феномен надежды – проекция в желаемое будущее, выполняет функцию поддержания энергии и перспективы жизнедеятельности.
Особо следует сказать о феномене творчества как высшем проявлении активности сознания. В плане общественной значимости продукта творчества, так как некоторые его результаты могут быть крайне опасными для человечества. Исторический опыт свидетельствует, что гений и злодейство могут идти рука об руку. перед человечеством стоит тяжелейшая задача оценки и прогнозирования результатов творчества под углом его последствий для человечества.
Судьбоносной
задачей развития творческой развития
творческой активности является переориентация
основного вектора его
Нынешний этап информационного общества, процессы глобализации делают проблему сознания предельно острой и прежде всего это касается ее экзистенциальных аспектов – вопросов подлинных смыслов человеческой жизни и деятельности.
Информация о работе Основные категориальные планы проблемы сознания