Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:29, контрольная работа
Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской
мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.
Введение…..............................................................................................................2
1 .Основные этапы развития русской философии и их общая
характеристика ………….……………………………………….….................3
2. Славянофилы и западники.…………………………………………………..10
3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и
Западников и прокомментируйте их…………………………………………12
Заключение……. ..................................................................................................13
Список литературы……………………………… ..............................................14
5. Основные направления русской философии ХХ в.
Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две
ее основополагающие
черты: сильное влияние советской
традиции (например, материализм, формационный
подход к истории); обновление, объединение
ее различных направлений (советской,
зарубежной и др.), освобождение от догм,
приближение к мировой
Русская религиозная философия конца XIX и ХХ вв.
«Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов
XIX в. – 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие. С.Н. Булгаков (1871 – 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «экономическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии – разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
Крупным представителем
Философия космизма
Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос,
окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
В.И. Вернадский (1863 – 1945) – крупный русский и советский ученый и
философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
Естественнонаучная философия
Основными
направлениями
материалистическое; социально-политическое.
Представители
материалистического
Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук – химии, биологии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено, главным
образом,
творчеством Мечникова и
Советская философия
Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная
русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный
материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское
творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
1917 –
30-е гг. – время продолжающихся
дискуссий при сильном
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем – «текстология»); А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);М.Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).
Философия «русского зарубежья»
П.С. Мережковский (1864 – 1941) разрабатывал проблемы взаимно
отношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к христианству; полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Идеалы человека и общества Мережковского – христианин, гармоничная и
добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном без государственном объединении.
В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее
настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Сарматин, К.А.Аксаков, А.С.Хомяков и многие другие. Представителями западников были П.Я. Чадаев, А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.В. Станкевич и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И.Герцен и В.Г.Белинский. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права.
Сходясь в критике российской действительности, западники и
славянофилы
резко расходились в поисках
путей развития страны. Славянофилы,
отвергая современную им Россию, с
еще большим отвращением
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли
ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.
Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ
жил как
бы в «договоре» с гражданской
системой: мы – общинники, у нас
своя жизнь, вы – власть, у вас
своя жизнь. К.Аксаков писал, что
страна обладает совещательным голосом,
силой общественного мнения, однако
право на принятие окончательных
решений принадлежит монарху. Примером
такого рода отношений могут быть
отношения между земским
Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их
учение содержит три принципа «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.
Западники в отличии от славянофилов русскую самобытность оцениваликак отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало вхождения России во всемирную историю.
В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многимииздержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».
При всех различиях в оценке перспектив развития России западники иславянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.
3.Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и западников и прокомментируйте их.
«Христианство при всей его чистоте, при его возвышенности над всякою человеческою личностью, принимает разные виды у славянина, Романца», - А.С. Хомяков.
По моему
мнению, Алексей Степанович имел виду
то, что народ создает себе веру
такую, которая соответствует его
мировоззрению, мышлению, духу.
«Человек родился не на зло, а на добро, не анна преступление, а на разумно-законное наслаждение благами бытия,…его стремления справедливы, инстинкты благородны. Зло скрывается не в человеке, но в обществе», - Виссарион Григорьевич Белинский.
Этой
фразой, по моему мнению, Белинский
хотел сказать то, что человек
рождается добрым, а злым его делает
окружающее его общество. Значит надо
делать все для того, чтобы наше
общество было справедливое и разумное.
Информация о работе Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика