Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:29, контрольная работа
Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской
мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.
Введение…..............................................................................................................2
1 .Основные этапы развития русской философии и их общая
характеристика ………….……………………………………….….................3
2. Славянофилы и западники.…………………………………………………..10
3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и
Западников и прокомментируйте их…………………………………………12
Заключение……. ..................................................................................................13
Список литературы……………………………… ..............................................14
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….....................
1 .Основные
этапы развития русской
характеристика ………….…………………………
2. Славянофилы
и западники.………………………………………………
3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и
Западников и прокомментируйте их…………………………………………12
Заключение…….
..............................
Список
литературы……………………………… ..............................
Введение.
Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской
мысли
следует рассматривать в
Более всего русская философия
была занята вопросами о
целях истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.
Характерными
чертами русской философии
подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли: проблема человека;
космизм
(восприятие космоса как единого целостного
организма); проблемы морали и нравственности;
проблемы выбора исторического пути развития
России - между Востоком и Западом (сугубо
специфическая проблема русской философии);
проблема власти; проблема государства;
проблема социальной справедливости (данной
проблемой "пропитан" значительный
пласт русской философии); проблема идеального
общества; проблема будущего.
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика.
Начальный период становления русской философии – XI-XVII в.
Русская
философия этого времени очень
близка по своему типу к западноевропейскому
Средневековью с его
раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней
нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство; право; природа.
Весьма распространенным было
учение о стихиях как
ведущее свое начало из античной философии. Уже в «Изборнике» 1073 г. в статье Иустина Философа «О правовой вере» сообщается, что тело человека, как и весь мир, «сложено есть от огня, и от воздуха, и от воды тоже, и от земли». И различные природные явления, и человеческое естество связывались с борьбой, сочетанием и взаимопереходом этих четырех первичных стихий. Особенно много подобных идей было в апокрифической (несовпадающей с официальным вероучением и запрещаемой церковью) литературе. Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
Илларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в
котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение",
своеобразный
философский морально-
становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии,
являлись: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание.
Среди видных философов данного периода:
Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами
которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христианского
богословия, отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Константинополь — Москва. Нельзя заметить великий патриотизм автора, выражающего необходимость сильного государства и сильной державной власти. Причем Философий высказывает явную поддержку царской власти и утверждает ее вечность в случае сохранения приверженности православной вере. Эта теория по существу была призвана идеологически обосновывать необходимость объединения Руси вокруг Москвы.
развитии: философию эпохи петровских реформ и материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество
Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
вопросы
устройства монархии; императорской
власти, ее божественности и
М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником
механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной
стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
4. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева
(1794 – 1856). Основными направлениями его философии были: философия человека; философия истории.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной
субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное
Провидение. Воплощение Божественной воли – христианство. Христианство – стержень, двигатель истории. Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.
Ортодоксально-монархическая и религиозная философия
Ее
цели – отстоять существующий
общественно-политический и
Н.В. Федоров (1828 – 1903) сделал основными темами своей философии:
единство мира; проблему жизни и смерти; проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимно влияют друг на друга, взаимо дополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть.
Революционно-демократическая философия
Общая
черта данных направлений – социально-
направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего
капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.
Народности ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя
капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения, существующего стоя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в
сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и
Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
Либеральная философия
Наиболее ярким его представителем является русский философ В.С. Соловьев (1853 – 1900). Основными идеалами его философии были:
идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь); идея прогресса – как всеобщей связи поколений; идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, в которой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра; идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии – всеобщей божественной мудрости; русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Информация о работе Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика