Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской
мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.

Содержание

Введение…..............................................................................................................2
1 .Основные этапы развития русской философии и их общая
характеристика ………….……………………………………….….................3
2. Славянофилы и западники.…………………………………………………..10
3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и
Западников и прокомментируйте их…………………………………………12
Заключение……. ..................................................................................................13
Список литературы……………………………… ..............................................14

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 38.65 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…..............................................................................................................2

1 .Основные  этапы развития русской философии  и их общая

    характеристика ………….……………………………………….….................3

2. Славянофилы  и западники.…………………………………………………..10

3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов  и    

   Западников и прокомментируйте их…………………………………………12

Заключение……. ..................................................................................................13

Список  литературы……………………………… ..............................................14 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               
 
 
 

Введение.

      Усиление интереса к истокам  и развитию отечественной философской

мысли следует рассматривать в контексте  общего интереса осмысления народом  своего исторического прошлого. И  это вполне естественно: в истории  нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов  и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и  основания подлинного национального  достоинства и гордости.

      Более всего русская философия  была занята вопросами о смысле  и

целях истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.

Характерными  чертами русской философии являются: сильная

подверженность  религиозному влиянию, особенно православию  и язычеству;

специфическая форма выражения философских  мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется  политической несвободой и жесткой  цензурой); целостность, стремление почти  всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы  предмета русской философии составляли: проблема человека;

космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); проблема власти; проблема государства; проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии); проблема идеального общества; проблема будущего. 
 
 

1. Основные этапы  развития русской  философии и их  общая характеристика.

      Начальный период становления  русской философии – XI-XVII в.

Русская философия этого времени очень  близка по своему типу к западноевропейскому  Средневековью с его религиозной  направленностью. Ее отличительная  особенность – отсутствие самостоятельного статуса и пронизанность религиозным мировоззрением. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Можно вычленить более конкретные периоды:

  1. XI-XIV вв.- процесс формирования  древнерусской философии и

раннехристианской  философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

      Основными темами ранней русской  философии были: моральные и

нравственные  ценности; объяснение христианства, попытки  соединить его с язычеством; государство; право; природа.

      Весьма распространенным было  учение о стихиях как первоэлементах,

ведущее свое начало из античной философии. Уже  в «Изборнике» 1073 г. в статье  Иустина Философа «О правовой вере» сообщается, что тело человека, как и весь мир, «сложено есть от огня, и от воздуха, и от воды тоже, и от земли». И различные природные явления, и человеческое естество связывались с борьбой, сочетанием и взаимопереходом этих четырех первичных стихий. Особенно много подобных идей было в апокрифической (несовпадающей с официальным вероучением и запрещаемой церковью) литературе.  Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

Илларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в

котором популяризируется и анализируется  христианство, его роль в настоящем  и будущем Руси);

 Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение",

своеобразный  философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и  зла, мужества, честности, стойкости, а  также другие морально-нравственные вопросы);

  1. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига,

становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.

      Главными темами, характерными для данного периода философии,

являлись: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание.

Среди видных философов данного периода:

 Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами

которого  были сила и могущество, универсальность  и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

 Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христианского

богословия, отстаивал идею преемственности  христианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Константинополь —  Москва.  Нельзя заметить великий  патриотизм автора, выражающего необходимость  сильного государства и сильной  державной власти. Причем Философий  высказывает явную поддержку царской власти и утверждает ее вечность в случае сохранения приверженности православной вере. Эта теория по существу была призвана идеологически обосновывать необходимость объединения Руси вокруг Москвы.

  1. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем

развитии: философию эпохи петровских реформ и материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому  направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество

Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной  направленностью их философии была социально-политическая:

 вопросы  устройства монархии; императорской  власти, ее божественности и нерушимости;  прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника  и других); войны и мира.

      М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником

механистического  материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также  Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят  из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад.

    Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной

стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его  сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также  уделяется большая роль этике, морали, нравственности.  

4. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

    • Историческая философия П.Я. Чаадаева

Историческая  философия была представлена творчеством  П.Я. Чаадаева

(1794 –  1856). Основными направлениями его  философии были: философия человека; философия истории.

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной

субстанций. Жизнь человека возможна только в  коллективе. Находясь с рождения и  до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает  как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов  общественным.

Согласно  Чаадаеву в основе исторического  процесса лежит Божественное

Провидение. Воплощение Божественной воли – христианство. Христианство – стержень, двигатель  истории. Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, - вернуться  в мировое историческое поле, освоить  ценности Запада, но благодаря своей  сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в  рамках общечеловеческой цивилизации.

Ортодоксально-монархическая  и религиозная  философия

 Ее  цели – отстоять существующий  общественно-политический и нравственный  порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодаксально-монархической философии играло религиозное направление.

Н.В. Федоров (1828 – 1903) сделал основными темами своей  философии:

единство  мира; проблему жизни и смерти; проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек  являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимно влияют друг на друга, взаимо дополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть.

Революционно-демократическая  философия

Общая черта данных направлений – социально-политическая

направленность. Все представители указанных  течений отвергали существующий общественно-политический и экономический  строй, будущее видели по-разному.

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса  раннего

капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.

Народности  ратовали за непосредственный переход  к социализму, минуя

капитализм  и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения, существующего стоя и перехода к  социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых  является террор.

В отличие  от народников, анархисты вообще не видели смысла в

сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и

Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

Либеральная философия

Наиболее  ярким его представителем является русский философ В.С. Соловьев (1853 – 1900). Основными идеалами его философии  были:

идея  всеединства – объединения и  гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности –  право, высший – любовь); идея прогресса  – как всеобщей связи поколений; идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, в которой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра; идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии – всеобщей божественной мудрости; русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

Информация о работе Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика