Основные идеи психоанализа 3. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение темы «Основные идеи психоанализа З.Фрейда».
Задачи работы - раскрытие вопросов о главной идеи психоанализа З.Фрейда, о понятии бессознательного З.Фрейда, о структуре личности человека по Зигмунду Фрейду.

Содержание

Введение………………………………………………...……………………………3
Глава 1. Психоанализ Зигмунда Фрейда
1.1. Биографические данные Зигмунда Фрейда…………………………………....5
1.2. Основные идеи психоанализа З.Фрейда ………………………………………6
Глава 2. Сознание и бессознательное
2.1 Основные зависимости сознания и бессознательного………………………...8
2.2. Логика бессознательного конфликта ………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………….15
Литература…………………………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

контрольнаяфилософия Сизов отослать.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Логика бессознательного  конфликта.

 

Давно было замечено, что  человек нередко не осознает смысл  и значение мотива своего поведения. А если при этом попросить объяснить  свое поведение, то он часто называет такие причины, которые не отражают его подлинных намерений. Многие поступки человека, если он впоследствии задумывается над ними, оказываются загадочными не только для окружающих, но и для него самого. Не мог пройти мимо рассмотрения скрытых мотивов поведения человека и Фрейд. Анализ человеческого поведения стал для него одним из важнейших аспектов осмысления динамики психической деятельности и "логики" бессознательных конфликтов, драматически разыгрывающихся в глубинах личности.[11;С. 72]

В противоположность  теоретикам, которые причину человеческого  поведения пытались отыскать во внешней  среде, вызывающей ответную реакцию человеческого организма, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все психические процессы, обусловливающие мотивационную структуру поведения человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие бессознательного влечения, которое он в качестве условного допущения и положил в основу мотивации поведения человека. Понятие бессознательного влечения стало в его теории тем реально-значимым концептом, при помощи которого объяснялась эволюция всего живого от примитивного организма до высокоразвитой психической организации человека.[12; С. 100]

Фрейд далеко не первый подошел  к рассмотрению влечения в качестве основной движущей силы поведения человека. Начиная с древнегреческой философии и вплоть до ХХ столетия, предпринимались самые разнообразные попытки обоснования аналогичного взгляда на сущность человеческого поведения. Аристотель одним из первых попытался рассмотреть влечение как основу деятельности человеческой души. Однако, сопоставив значение влечений, стремлений и ума в душе человека, он пришел к заключению, что главным двигателем человеческой души является не ум, не влечение, а такая способность души, которая называется стремлением. К осмыслению роли влечений не раз обращались такие мыслители, как Декарт, Локк, Спиноза, Кант, Гегель.[7;C.118]

Наиболее близкой фрейдовскому подходу была позиция Спинозы.Согласно его взглядам, влечение есть не что  иное, как "самая сущность человека": природа человека такова, что именно благодаря влечению происходит сохранение его как вида, и, следовательно, "человек является определенным к действованию в этом направлении". В спинозовской трактовке влечения, таким образом, содержатся все элементы, которые позднее легли в основу психоаналитической концепции Фрейда: представление о влечении как движущей силе человеческого поведения; мысль о том, что сердцевиной влечений являются такие стремления, которые направлены прежде всего на сохранение человеческого вида. К таким выводам Фрейд пришел прежде всего на основе изучения симптомов неврастении. Но вполне возможно, что и соответствующие философские идеи и теории, в том числе идеи Спинозы, оказали определенное влияние на Фрейда.[3; С. 92]

Рассматривая развитие отдельного человеческого индивида и цивилизации в целом как арену борьбы между Эросом и Танатосом, Фрейд неоднократно подчеркивал, что подобное понимание является не более чем гипотезой, выдвинутой для того, чтобы как-то объяснить загадку жизни. И как всякая гипотеза, оно, следовательно, может быть опровергнуто новыми открытиями науки. Казалось бы, подобное признание Фрейда свидетельствует о том, что он готов отказаться от тех теоретических допущений, которые опровергаются данными науки, Однако на деле поступить так он не смог. Все его коррективы носили частный характер, замыкались на различном понимании природы "первичных влечений" и не касались того допущения, согласно которому бессознательные влечения составляют скрытую сущность жизнедеятельности человека, то есть не затрагивали основ психоаналитического учения. [5; С.233]

Со всеми поправками бессознательное влечение оставалось для Фрейда тем краеугольным камнем, который лежал в фундаменте психоанализа. Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является, как указывал Ф. Энгельс, производство и воспроизводство непосредственной жизни, то есть "производство самого человека, продолжение рода". Однако бессознательные влечения, участвующие в этом процессе, составляют только одну его сторону, причем далеко не доминирующую. Поэтому глубоко ошибочно переоценивать их значение в жизни отдельного человека и тем более в историческом развитии человечества, как это имеет место в психоаналитическом учении Фрейда.[5;С. 91]

По замыслу Фрейда,человеческая психика функционирует по своим собственным законам: ее деятельность автоматически регулируется "принципом удовольствия", направляющим бессознательные влечения в русло получения максимального удовольствия. Действие выдвинутого Фрейдом "принципа удовольствия" происходит на уровне бессознательных влечений человека. Это изначально заданная, внутренне присущая каждому человеческому существу программа функционирования бессознательных психических процессов, которая не только не распространяется на сознательную деятельность человека, но и нередко противоречит ей, совершенно не вписываясь в установки сознания. [8;С. 183]

Но функционирование человеческой психики по принципу получения  максимальных удовольствий имеет, по Фрейду, и обратную сторону, заключающуюся в том, что, во-первых, удовлетворение происходит только в рамках самой психики, без выхода за ее пределы, и, во-вторых, оно сопровождается непредвиденными страданиями, ибо, как отмечал в свое время еще Эпикур, человек имеет потребность в удовольствии лишь тогда, когда страдает от его отсутствия, а в ином случае он не нуждается в удовольствии. Так Фрейд приходит к мысли, что в человеческой психике наряду с "принципом удовольствия" формируется такое самоорганизующее начало, функциональная деятельность которого сообразуется уже не только с запросами человека, но и с условиями внешней реальности. Этот новый принцип - "принцип реальности" - выступает некой противодействующей силой "принципу удовольствия", которая вносит соответствующие коррективы в протекание психических процессов. Фрейдовский "принцип реальности" предполагал, что для человека представляется важным не то, что приятно и доставляет ему удовольствие, а то, что действительно, реально, даже если оно и неприятно. Подобно тому как стремящийся к удовольствию человек руководствуется желанием получить удовольствие и избежать неудовольствия, так и придерживающийся "принципа реальности" ориентируется на поиск пользы и путей, застраховывающих его от вреда. Разумеется, Фрейд был далек от мысли, что психоаналитический "принцип реальности" устраняет всякую возможность получения человеком удовольствия, Нет, этот принцип не исключает конечной цели - достижения удовольствия, он лишь отодвигает возможность непосредственного удовлетворения, ведя окольными путями к удовольствию: мгновенное - значит, и неполное - удовольствие устраняется для того, чтобы обеспечить человеку более надежное, хотя и отсроченное удовлетворение. Таким образом, фрейдовский "принцип реальности" является не чем иным, как модификацией "принципа удовольствия", программное действие которого сохраняет свою значимость для функциональной деятельности человека.[11;C 102]

Фрейд соответствующим  образом истолковывает и возникновение  конфликтных ситуаций между сознанием  и бессознательным: психический  аппарат не всегда в состоянии согласовать деятельность "Оно", руководствующегося "принципом удовольствия", с деятельностью "Я", подчиняющегося "принципу реальности"; поскольку "принцип удовольствия" является господствующим в сфере бессознательных влечений, он часто берет верх над "принципом реальности", что, в свою очередь, неизбежно ведет к внутрипсихическим конфликтам. Так структурно-функциональный анализ личности привел Фрейда к признанию трагичности человеческого существования: сложные взаимосвязи между различными пластами личности, принципами функционирования человеческой психики, влечения одновременно к созиданию и разрушению, стремления к продолжению жизни и уходу в небытие - все это во фрейдовской интерпретации человека служило подтверждением тех непримиримых антагонистических отношений, которые якобы существуют с момента рождения человеческого существа и до самых последних лет его жизни между сознанием и бессознательным, разумом и страстями.[7;С. 93]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

         Учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки и культуры XX века — без его идей трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию, искусство. Однако, как это часто бывает с первооткрывателями, Фрейд в своей концепции чрезмерно усилил некоторые очень важные, но все же не единственно определяющие стороны дела.

Во-первых, он явно биологизировал бессознательное, которое оказалось, сведено к чисто природному феномену, к чисто биологическим влечения.

Во-вторых, Фрейд акцентировал внимание на одной стороне человеческого бытия — на бессознательном, но потерял из виду другую сторону — личность и свободу человека.

Главное в психоанализе - открытие бессознательного, его специальное  изучение и широкое философское  толкование. Сознание, признает он, очень  важно для человеческой жизни - с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное «Я». Но кроме «Я» (ego), связанного именно с сознанием индивида, в человеческой психике Фрейд выделяет еще две структуры: «сверх-Я» (super-ego), которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных «вовнутрь» психики индивида социально значимых, безличных идеальных принципов, регуляторов, а также «Оно» (Id), которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1 Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005

2 Борисов   Е. В. Язык, сознание, мир. Очерки компаративного анализа феноменологии и аналитической философии: — Санкт-Петербург, Европейский гуманитарный университет, 2010 г.

3 Винограй Э. Основы философии. Систематический курс – М 2010 г .

4 Гирусов Э.В. Актуальные проблемы философии науки:— Санкт-Петербург, Прогресс-Традиция, 2007 г.

 5 Дмитриев Т. А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта:— Москва, Институт философии РАН, 2007 г.

6 Жоль К. К Введение в философию, или Пропедевтика к философии:.— Санкт-Петербург, Юнити-Дана, 2007 г.

7 Кимелев Ю. А Современная испанская философия:. — Москва, ИНИОН РАН, 2010 г..

8 Козлов А. А. Понятия философии и истории философии. Философия восточная:— Москва, Либроком, 2011 г.

9 Куно Фишер История новой философии: Введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Веруламский:— Санкт-Петербург, АСТ, 2005 г.

10 Радугин А.А. Философия, М., 2005

11 Соколов В. В. От философии античности к философии нового времени:— Москва, Едиториал УРСС, 2006 г.

12 Штекль А. История ранней философии:— Санкт-Петербург, Либроком, 2011 г.

13 http://ru.wikipedia.org/wiki

 

 




Информация о работе Основные идеи психоанализа 3. Фрейда