Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:22, реферат
Целью работы является рассмотрение темы «Основные идеи психоанализа З.Фрейда».
Задачи работы - раскрытие вопросов о главной идеи психоанализа З.Фрейда, о понятии бессознательного З.Фрейда, о структуре личности человека по Зигмунду Фрейду.
Введение………………………………………………...……………………………3
Глава 1. Психоанализ Зигмунда Фрейда
1.1. Биографические данные Зигмунда Фрейда…………………………………....5
1.2. Основные идеи психоанализа З.Фрейда ………………………………………6
Глава 2. Сознание и бессознательное
2.1 Основные зависимости сознания и бессознательного………………………...8
2.2. Логика бессознательного конфликта ………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………….15
Литература…………………………………………………………………………..16
Содержание
Введение………………………………………………...…
Глава 1. Психоанализ Зигмунда Фрейда
1.1. Биографические данные
1.2. Основные идеи психоанализа З.Фрейда ………………………………………6
Глава 2. Сознание и бессознательное
2.1 Основные зависимости сознания и бессознательного………………………...8
2.2. Логика бессознательного
конфликта ………………………………………...11
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда. Теория психоанализа Фрейда представляла собой качественный скачок в развитии психологии, психиатрии и неврологии, открывала новые горизонты для философии, социологии, истории, религиоведения, юриспруденции и, наконец, давала оригинальный угол зрения для интерпретации всей мировой культуры. Заслуга Фрейда состоит в том, что ему удалось показать роль бессознательного в психике человека, рассмотреть основные зависимости сознания и бессознательного. Заслуга Фрейда состоит в том, что ему удалось показать роль бессознательного в психике человека, рассмотреть основные зависимости сознания и бессознательного.
Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.
Фрейд - прежде всего психолог, но развивая свою теорию, он ищет аргументы в ее защиту в самых различных отраслях знания: истории, праве, лингвистике, религиоведении, философии, искусстве.
Фрейдовское психоаналитическое видение человека дало новый поворот в философском осмыслении бытия человека в мире. Свертывание человеческой проблематики вовнутрь личности, акцентирование внимания на тех аспектах жизни, которые обнаруживаются по ту сторону сознания, интерпретация человеческого существования с точки зрения внутриличностных конфликтов и коллизий - все это обеспечивало значимость фрейдовской концепции для западноевропейского мировоззрения.
Целью работы является рассмотрение темы «Основные идеи психоанализа З.Фрейда».
Задачи работы - раскрытие вопросов о главной идеи психоанализа З.Фрейда, о понятии бессознательного З.Фрейда, о структуре личности человека по Зигмунду Фрейду.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Психоанализ Зигмунда Фрейда
1.1. Биографические данные Зигмунда Фрейда
В ХХ веке возрастает интерес к тем мыслителям, которые сумели приоткрыли завесу над темными глубинами человеческого бытия. Таким мыслителем и был Зигмунд Фрейд. Он родился в 1856 г. в Австрии. Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом. Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну из трех профессий. Он мог быть либо юристом, либо коммерсантом, либо врачом. И хотя медицина совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить на медицинский факультет Венского университета. Позже Фрейд работал в психиатрической клинике Теодора Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по конкурсу на место приват-доцента по неврологии Венского университета. В возрасте 36 лет он становится профессором Венского университета. До самой своей смерти Фрейд занимался активной научной деятельность, опубликовав за это время много научных статей и монографий.[13]
1.2 Основные идеи психоанализа
Структура личности,
по Фрейду, включает 3 компонента – Ид
(Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-я). Ид полностью
находится в предсознательном и содержит
врожденные бессознательные инстинкты,
которые стремятся к своему удовлетворению,
разрядке напряжения, связанного с их
неудовлетворенностью и облегчению болезненного
напряжения любой ценой. Ид управляется
принципом удовольствия и функционирует
в соответствии с первичным процессом
(простые и примитивные правила ассоциации).
Ид – это самая глубокая и масштабная
часть человеческой психики. Фактически,
эта область является энергетической
основой личности.[1;C96]
Эго следует принципу реальности и вырабатывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к среде и ее требованиям, используя вторичный процесс – мышление и другие высшие ментальные процессы. Эго постоянно зажато между Ид и Супер-эго, его задачей является одновременная адаптация к требованиям внешнего мира, Супер-эго и потребностям Ид. Важнейшая функция Ид, с точки зрения Фрейда, - самосохранение. Эго-система задерживает инстинктивную разрядку, контролирует и осуществляет ее с помощью различных механизмов (в том числе и механизмов защиты, о чем будет позже). [3;С73]
Супер-эго – это, так сказать, общество внутри человека. Оно состоит из моральных норм, запретов, традиционных ценностей и идеалов. Супер-эго формируется в детстве благодаря механизму идентификации со значимым взрослым своего пола. В результате идентификации, по Фрейду, у человека формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек) – комплекс противоречивых чувств, которые испытывает человек к объекту идентификации.[2;C 107]
Супер-эго состоит из совести и Эго-идеала. Если Ид не осознается никогда, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания.Фрейд считал, что между Ид и Супер-эго существуют противоречия, содержание и направления их развития противоречат друг другу. Инстинкты и желания Ид входят в противоречие с моральными нормами Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое человеком чувство тревоги и внутреннего напряжения. Переживание этого напряжение должно облегчать Эго, которое находится под постоянным давлением со стороны Ид и Супер-эго и использует механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т.д.) для того, чтобы снять или максимально уменьшить внутреннюю тревогу. [1;С97]
Фрейд утверждал, что жизнью человека
управляют инстинкт. По Фрейду, существуют
два основных инстинкта – это влечение
к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).
Специфическую энергию, связанную с инстинктом
жизни, Фрейд назвал либидо. Либидо – это
мощная сексуальная энергия и, фактически,
та основная сила, которая является основой
развития личности, характера. Либидозную
энергию Фрейд считал основой развития
не только индивида, но и всего человеческого
общества. В развитии каждого человека
выделяют несколько этапов, которые отличаются
друг от друга способом фиксации либидо
Психоаналитическая
терапия направлена на изучение бессознательного
с целью изучения неосознаваемых мотивов,
фиксаций, защитных механизмов и т.п., что,
в свою очередь, ведет к усилению Эго и
построению более реалистичного поведения.
Основные методы психоаналитической терапии
– метод свободных ассоциаций, анализ
сновидений, ошибочных действий, интерпретация
сопротивления и анализ переноса (трансфера).[4;С92]
Задачу психоанализа он видел в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания, чтобы раскрытие природы бессознательного помогло человеку овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Таков был замысел фрейдовского психоанализа. Однако объективные результаты применения психоаналитического метода в исследовании природы человека не оказались плодотворными [5; С. 127]
Глава 2. Сознательное и бессознательное
2.1 Основные зависимости сознания и бессознательного.
До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида. Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений.[6;С. 227]
Это предполагало постижение
скрытых мотивов поведения
Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического, в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке. Таким образом, сами задачи и объект исследования привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с сознательными составляют специфическое содержание психики.[ 7;C. 117]
В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд не был первооткрывателем. Он подчеркивал, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. Для Фрейда, бессознательное было вопросом факта, сферой человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности. Его в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного.[5;С 92]
Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет:
1. Скрытое, латентное
бессознательное: сознательное
2. Вытесненное
бессознательное:
Первый вид бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело психоанализ.[7; С.50]
Исследуя сферу
Фрейд пришел к выводу, что бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду. Фрейд, таким образом, не ограничился только констатацией самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, но стремился вскрыть механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему сознания.[9; C.102]
Фрейд понимал, что бессознательное человек может распознать только путем перевода его в сознание. Что бы понять это - он облекает в форму вопроса: "каким образом что-либо становится предсознательным?".
Для Фрейда предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать только то, что некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за давностью времени, но в той или иной степени сохранившим следы воспоминаний.
Фрейд утверждал, что психика человека включает 3 слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени. Предсознательное содержит в себе все то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано без особых усилий. Бессознательное – самая глубокая и значимая часть психики, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, выход которого на уровень сознания сильно затруднен и связан с чувством тревоги, угрозы, беспокойства. Тем не менее, бессознательное оказывает огромное влияние на всю нашу жизнь (если не определяет ее). Согласно Фрейду, неосознаваемый материал проявляет себя в символической или замаскированной форме – в виде сновидений, в оговорках, ошибочных действиях и шутках. Фрейд считал, что символы являются заместителями вытесненных предметов и влечений. [10;С.142]