Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:12, контрольная работа
Уже в первых
философских работах Владимира Соловьева в центре стоял вопрос об отношении
Запада и Востока - противопоставление западной и восточной традиций
философствования, религиозного мировоззрения, поиск внутреннего основания для
всеобщего единства.
Назовите основные идеи философии В.Соловьева
Уже в первых
философских работах Владимира Соловьева в центре стоял вопрос об отношении
Запада и Востока - противопоставление западной и восточной традиций
философствования, религиозного мировоззрения, поиск внутреннего основания для
всеобщего единства. Его богословские сочинения были в штыки приняты
официальной православной церковью, ему было запрещено после опубликования
“Религиозных основ жизни” печатать религиозно-богословские произведения. В.
Соловьев в 80-е годы активно занимается публицистической деятельностью,
принимая участие в полемике “западников” и “славянофилов”. В 1891 году он
становится редактором философского отдела в большом энциклопедическом словаре
Брокгауза и Эфрона, помимо редакторской работы он был автором ряда крупных
статей, трудился над переводом Платона, начал работу над циклом философских
трактатов, излагающих его систему философии, открывающихся работой
“Оправдание добра”. К сожалению, кроме этой работы ни одна больше не вышла,
т.к. неожиданно в расцвете творческих сил Владимир Соловьев умер 30 июля 1900
года в возрасте 47 лет. Он похоронен рядом с отцом в Новодевичьем монастыре в
Москве.
После него осталось собрание сочинений в 10 томах, не считая религиозно-
философских работ, вышедших во Франции на французском языке, три тома
переписки и один том стихов.
Владимиру Соловьеву принадлежит особое место в истории русской философии. Он
стал родоначальником целого направления, школы русской идеалистической
философии, вслед за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский и другие. Его роль
в развитии отечественной философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой
философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить
значение его творчества для национальной и мировой культуры.
Идея всеединства – центральная идея
философии В. Соловьева
В философии термином “онтология” обозначается учение о бытии, а “гносеология”
– учение о познании. В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология
и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу.
Идея всеединства является центральной в философии В. Соловьева, поэтому всю
его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась для него
столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно бережное
отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все лучшее,
добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н. Бердяева, было
даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной
человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”.
В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и
материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и
религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.
Создавая новую синтетическую философию, Соловьев обратился к анализу
предшествующей философской. Он не отказывает ни одной теории в праве на
существование, по словам Н. Бердяева он “все оправдывает и все обосновывает,
всему находит место”.
Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженного кризиса,
когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое общество,
сознание. Родиной ее он считал Древнюю Индию, где появление ее было
ознаменовано тезисом: “Все едино”. Идея всеединства есть та цементирующая
основа, которая предает целостность всей философии, несмотря на ее
бесконечную вариативность и разнообразие. Рационализм европейской философии,
хоть и односторонне, служил именно этой идее, способствуя становления
свободной личности, стремящейся к познанию. С панлогизмом Гегеля, считает В.
Соловьев, закончилась история философского рационализма, который в сочетании
с философским натурализмом, материализмом и эмпиризмом приблизил человека к
пониманию органического, всеобщего единства природы, материи, духа и разума с
высшим божественным началом. Человечество достигло такого состояния, когда
разорванность, частичность в его собственном бытии достигла предела, опасного
для будущего существования. Одновременно односторонни философские учения,
берущие начало то от духа, то от материи, то от умозрения или эмпирии пришли,
по мнению Соловьева, к бесславному завершению, потеряв связь с жизнью и
уткнувшись в “абсолютное ничто”.
Очевидно настало время новой философии, когда опираясь на достижения
односторонних, частичных учений, можно создать философию, охватывающую все
жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в органическом единстве.
Именно такую философию создавал Владимир Соловьев, опираясь на традиции
христианства, хотя его трактовка христианского вероучения, как уже
говорилось, весьма отличалась от официальной.
Его философия начинается с понятия не бытия, а сущего. Позиция Соловьева явно
противостоит Гегелю. Понятие бытия - пустое для Соловьева, т.к. включает в
себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить философскую конструкция
можно только на
содержательно богатом
сущего, абсолютного первоначала, которое “имеет в себе положительную силу
бытия”. Абсолютное начало Соловьев называет абсолютно-сущим, свободно-сущим
Богом. “... божественное начало является здесь (в мировом процессе) как
действующая сила абсолютной идеи, стремящейся реализоваться или воплотиться в
хаосе разрозненных элементов... мировая душа, как сила пассивная, как чистое
стремление, первоначально не знает, к чему стремиться, т.е. не обладает идеей
всеединства, божественный же Логос, как начало положительное, как сила
действующая и образующая, в самом себе имеет и дает мировой душе идею
всеединства как определяющую форму”. Фактически речь идет о новом способе
обоснования идеи креационизма (творения Богом мира), которая всегда лежала в
основе онтологических взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало мира
есть Бог, он же источник его единства, так можно пояснить это положение
Соловьева. Природа истинно-сущего, которое будучи началом бытия, заключает в
себе все бытие, поэтому единичное удерживает множественное, цельное -
частное. В Абсолютном сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра –
абсолютное начало, как таковое, и первоматерия. Эта идея сравнима с идеей
Аристотеля о форме и материи, как двух первоосновах бытия. Однако Соловьев
иначе понимает соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего
первоначального единства. Для первоматерии, выражающей начало многообразия,
вводится понятие София (мудрость). Первоматерия, разумеется, не имеет ничего
общего с тем, что современные ученые называют материей. Включенная в абсолют,
она не может быть ничем иным, как мировой душой. София, отождествленная с
мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в ней
потенций, но и на искажения, если мировая душа вдруг увлечется излишней
самостоятельностью и уклониться от объединяющего воздействия Логоса. Эти
собственно и объясняется несовершенство мира. София - это преимущественно
материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально
реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем одухотворялась,
прониклась началом единства, обожествилась. София в таком значении является
одним из центральных понятий онтологической концепции Соловьева. “ София есть
тело Божие, материя
божества, проникнутое началом
Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный
божественный
организм – универсальный и
София”. У Софии, являющейся как бы представительницей материального мира, но
мира устремленного к духовному единству и совершенству, особое место
принадлежит идее человека. “София есть идеальное совершенно человечества”, -
пишет Соловьев. Но София - неразрывная часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет
деятельности Бога. В Философии Соловьева человек “совечен” Богу, он отрицает
утверждение, что Бог может существовать и без человека. Здесь речь идет не о
человеке, как биологическом виде, он появился в процессе эволюции, а о
человеке как идее бытия, которая заложена в самой основе мира в целом.
Софийный идеальный человек принадлежит вечности, а она ему, поэтому он едино
с Богом.
Разорванное эмпирическое существование человека противопоставляет человека
человеку, человека природе, скрывая от нас подлинную сущность человеческого
бытия, а именно, бытия в Боге, в Абсолюте, в единстве. Для достижения
всеединства разобщенность
абсолютно необязательно
непреодолимое препятствие. В определенном смысле она даже необходима для
истинного плодотворного всеединства, которое предполагает синтез
многогранных, многокачественных индивидуальностей. Поэтому процесс
дифференциации, отделения элементов от единосущего очень нужен для
плодотворного синтеза, и полезен до тех пор, пока он не угрожает хаосом и
полным небытием.
Принципы онтологии, которые лежат в основе философской концепции Владимира
Соловьева неразрывно вязаны с его гносеологическим учением. В своей основе
единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на платоновской идее
единства истины, добра и красоты. “... благо истина и красота суть различные
образы или виды единства, под которыми для абсолютного является его
содержание, или все, – или три различные стороны, с которых абсолютно-сущее
сводит все к единству... всякое внутреннее единство... есть любовь”.