Основные идеи философии В.Соловьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Уже в первых
философских работах Владимира Соловьева в центре стоял вопрос об отношении
Запада и Востока - противопоставление западной и восточной традиций
философствования, религиозного мировоззрения, поиск внутреннего основания для
всеобщего единства.

Работа содержит 1 файл

Философия КЗ.docx

— 55.89 Кб (Скачать)

Назовите основные идеи философии В.Соловьева

Уже в первых

философских работах Владимира Соловьева в центре стоял вопрос об отношении

Запада и Востока - противопоставление западной и восточной  традиций

философствования, религиозного мировоззрения, поиск  внутреннего основания для

всеобщего единства. Его богословские сочинения были в штыки приняты

официальной православной церковью, ему было запрещено после  опубликования

“Религиозных  основ жизни” печатать религиозно-богословские произведения. В.

Соловьев в 80-е  годы активно занимается публицистической деятельностью,

принимая участие  в полемике “западников” и “славянофилов”. В 1891 году он

становится редактором философского отдела в большом энциклопедическом  словаре

Брокгауза и  Эфрона, помимо редакторской работы он был автором ряда крупных

статей, трудился над переводом Платона, начал  работу над циклом философских

трактатов, излагающих его систему философии, открывающихся  работой

“Оправдание добра”. К сожалению, кроме этой работы ни одна больше не вышла,

т.к. неожиданно в расцвете творческих сил Владимир Соловьев умер 30 июля 1900

года в возрасте 47 лет. Он похоронен рядом с отцом  в Новодевичьем монастыре в

Москве.

После него осталось собрание сочинений в 10 томах, не считая религиозно-

философских работ, вышедших во Франции на французском  языке, три тома

переписки и  один том стихов.

Владимиру Соловьеву  принадлежит особое место в истории  русской философии. Он

стал родоначальником  целого направления, школы русской  идеалистической

философии, вслед  за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский и другие. Его роль

в развитии отечественной  философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой

философии или  с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить

значение его  творчества для национальной и мировой  культуры.

                   Идея всеединства – центральная идея                  

                          философии В. Соловьева                         

В философии  термином “онтология” обозначается учение о бытии, а “гносеология”

– учение о познании. В философии Соловьева, как и  в учении Гегеля, онтология

и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу.

Идея всеединства  является центральной в философии  В. Соловьева, поэтому всю

его систему  часто называют философией всеединства. Она оказалась для него

столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно бережное

отношение философа к культуре, стремление сохранить  в ней все лучшее,

добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н. Бердяева, было

даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной

человек оправдывает  все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”.

В философии  всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и

материальных  начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и

религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

Создавая новую  синтетическую философию, Соловьев обратился к анализу

предшествующей  философской. Он не отказывает ни одной  теории в праве на

существование, по словам Н. Бердяева он “все оправдывает  и все обосновывает,

всему находит  место”.

Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженного кризиса,

когда религиозная  социальная роль не разрывает человеческое общество,

сознание. Родиной  ее он считал Древнюю Индию, где появление  ее было

ознаменовано  тезисом: “Все едино”. Идея всеединства  есть та цементирующая

основа, которая  предает целостность всей философии, несмотря на ее

бесконечную вариативность  и разнообразие. Рационализм европейской  философии,

хоть и односторонне, служил именно этой идее, способствуя  становления

свободной личности, стремящейся к познанию. С панлогизмом  Гегеля, считает В.

Соловьев, закончилась  история философского рационализма, который в сочетании

с философским  натурализмом, материализмом и эмпиризмом приблизил человека к

пониманию органического, всеобщего единства природы, материи, духа и разума с

высшим божественным началом. Человечество достигло такого состояния, когда

разорванность, частичность в его собственном  бытии достигла предела, опасного

для будущего существования. Одновременно односторонни философские  учения,

берущие начало то от духа, то от материи, то от умозрения  или эмпирии пришли,

по мнению Соловьева, к бесславному завершению, потеряв  связь с жизнью и

уткнувшись в  “абсолютное ничто”.

Очевидно настало время новой философии, когда опираясь на достижения

односторонних, частичных учений, можно создать  философию, охватывающую все

жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в органическом единстве.

Именно такую  философию создавал Владимир Соловьев, опираясь на традиции

христианства, хотя его трактовка христианского  вероучения, как уже

говорилось, весьма отличалась от официальной.

Его философия  начинается с понятия не бытия, а  сущего. Позиция Соловьева явно

противостоит  Гегелю. Понятие бытия - пустое для  Соловьева, т.к. включает в

себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить философскую  конструкция

можно только на содержательно богатом фундаменте, а именно, на понятии

сущего, абсолютного  первоначала, которое “имеет в себе положительную силу

бытия”. Абсолютное начало Соловьев называет абсолютно-сущим, свободно-сущим

Богом. “... божественное начало является здесь (в мировом процессе) как

действующая сила абсолютной идеи, стремящейся реализоваться  или воплотиться в

хаосе разрозненных элементов... мировая душа, как сила пассивная, как чистое

стремление, первоначально  не знает, к чему стремиться, т.е. не обладает идеей

всеединства, божественный же Логос, как начало положительное, как сила

действующая и  образующая, в самом себе имеет  и дает мировой душе идею

всеединства как  определяющую форму”. Фактически речь идет о новом способе

обоснования идеи креационизма (творения Богом мира), которая всегда лежала в

основе онтологических взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало мира

есть Бог, он же источник его единства, так можно  пояснить это положение

Соловьева. Природа  истинно-сущего, которое будучи началом  бытия, заключает в

себе все бытие, поэтому единичное удерживает множественное, цельное -

частное. В Абсолютном сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра –

абсолютное начало, как таковое, и первоматерия. Эта идея сравнима с идеей

Аристотеля о  форме и материи, как двух первоосновах бытия. Однако Соловьев

иначе понимает соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего

первоначального единства. Для первоматерии, выражающей начало многообразия,

вводится понятие  София (мудрость). Первоматерия, разумеется, не имеет ничего

общего с тем, что современные ученые называют материей. Включенная в абсолют,

она не может  быть ничем иным, как мировой душой. София, отождествленная с

мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в ней

потенций, но и  на искажения, если мировая душа вдруг  увлечется излишней

самостоятельностью  и уклониться от объединяющего воздействия  Логоса. Эти

собственно и  объясняется несовершенство мира. София - это преимущественно

материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально

реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем  одухотворялась,

прониклась началом  единства, обожествилась. София в  таком значении является

одним из центральных  понятий онтологической концепции  Соловьева. “ София есть

тело Божие, материя  божества, проникнутое началом божественного  единства.

Осуществляющий  в себе или носящий это единство Христос, как цельный

божественный  организм – универсальный и индивидуальный вместе, – есть Логос и

София”. У Софии, являющейся как бы представительницей материального мира, но

мира устремленного  к духовному единству и совершенству, особое место

принадлежит идее человека. “София есть идеальное совершенно человечества”, -

пишет Соловьев. Но София - неразрывная часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет

деятельности  Бога. В Философии Соловьева человек  “совечен” Богу, он отрицает

утверждение, что  Бог может существовать и без  человека. Здесь речь идет не о

человеке, как биологическом виде, он появился в процессе эволюции, а о

человеке как идее бытия, которая заложена в самой основе мира в целом.

Софийный идеальный человек принадлежит вечности, а она ему, поэтому он едино

с Богом.

Разорванное эмпирическое существование человека противопоставляет  человека

человеку, человека природе, скрывая от нас подлинную  сущность человеческого

бытия, а именно, бытия в Боге, в Абсолюте, в  единстве. Для достижения

всеединства разобщенность  абсолютно необязательно рассматривать  как

непреодолимое препятствие. В определенном смысле она даже необходима для

истинного плодотворного  всеединства, которое предполагает синтез

многогранных, многокачественных индивидуальностей. Поэтому процесс

дифференциации, отделения элементов от единосущего очень нужен для

плодотворного синтеза, и полезен до тех пор, пока он не угрожает хаосом и

полным небытием.

Принципы онтологии, которые лежат в основе философской  концепции Владимира

Соловьева неразрывно вязаны с его гносеологическим учением. В своей основе

единство онтологии  и гносеологии у Соловьева  базируется на платоновской идее

единства истины, добра и красоты. “... благо истина и красота суть различные

образы или  виды единства, под которыми для абсолютного является его

содержание, или  все, – или три различные стороны, с которых абсолютно-сущее

сводит все  к единству... всякое внутреннее единство... есть любовь”.

Информация о работе Основные идеи философии В.Соловьева