Основные функции философии нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Как детеныши живых существ при рождении уродливы, таковы и все новшества -- детища времени. Но подобно тому как первый, кто прославит свой род, обычно превосходит достоинствами большую часть потомков, так и достоинства первого установления (когда оно хорошо) редко бывают достигнуты позднейшими порядками. Ибо зло (более свойственное порочной природе человека) с течением времени усиливается; добро же, как побуждение не столь естественное, наибольшую силу имеет поначалу. Каждое лекарство есть новшество; а кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед.

Работа содержит 1 файл

бэкон.docx

— 27.63 Кб (Скачать)

          3. "Идол площади, или рынка" - проявление влияния на сознание  коллективного опыта людей. Особую  роль здесь Бэкон уделял речевому  общению. Он указывал, что язык - главное средство общения людей,  но используемые людьми слова  не всегда являются достаточно  точными: "…имена даются вещам  в соответствии с уразумением  народа, и достаточно некритического  и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку  разум. Определения и объяснения, которыми часто пользуются ученые  для самозащиты, также не способствуют  восстановлению естественной связи  разума и вещей". Неточные словоупотребления  ведут, в свою очередь, к  искажению истины: "…слова насилуют  разум, мешая рассуждению, увлекая  людей бесчисленными противоречиями  и неверными заключениями". Особая  опасность этих "идолов" состоит  в том, что они проникают  в сознание непроизвольно, не  поддаются часто контролю разума. Бэкон выделяет 2 рода "идолов", воздействующих на сознание с  помощью слов: наименование вещей  несуществующих ("судьба", "рок"  и т.д.) и неточные определения  вещей реально существующих.

          Преодолеть "идол площади" можно  на основе отказа от отождествления  слова и вещи, осознания, что  слова - это только знаки вещей,  а также признав существование  единичных вещей. Этим своим  утверждением Бэкон, по сути, отстаивает  позиции номинализма.

          4. "Идол театра" - результат  слепой веры в авторитеты, философские  доктрины. Особенно велико доверие  людей к древним преданиям.  Бэкон скептически оценивает  некритическую приверженность к  философским концепциям прошлого, которые он называет "сказками, предназначенными быть разыгранными  на сцене, пригодными для создания  выдуманных театральных миров". Баснописный характер, по его мнению, носят не только древние теории и современные философские системы, но и научные принципы и аксиомы, недостаточно глубоко проверенные, базирующиеся на "слепой беспечной вере".

          "Идолы" препятствуют созданию  достоверной картины исследуемых  явлений, мешают познанию. Предубеждения,  под которыми понимается любое  доопытное знание, согласно Бэкону, порабощают человеческий дух  (вряд ли можно согласиться  с такой категоричностью Бэкона  в оценке "предубеждений" (установок,  гипотез, антиципаций), являющихся  необходимой составной частью  мышления человека и развития  научной мысли в целом).

          Главное средство преодоления  ошибок познания Бэкон видит  не в их осознании, а в  создании нового метода, позволяющего  человеческому уму достичь значимых  результатов в познании. Заслуга  Фрэнсиса Бэкона - разработка нового метода, противопоставляемого схоластике, которая отвергается им в силу ее бесплодности. Метод Бэкона - эмпирико-индуктивный метод получения истинных обобщений из опыта.

          По Бэкону, объект познания - природа;  задача познания - получение истинного  знания; цель знания - господство  над природой; метод - опытное  изучение явлений мира.

          Бэкон дает описание процедуры  индуктивного исследования, выделяя  в ней две части: "Первая  состоит в извлечении аксиом  из опыта, вторая - в выведении  новых экспериментов из аксиом". То есть первичные гипотезы  извлекаются из опыта, а затем  сами становятся руководством к дальнейшему исследованию через дедукцию и эксперимент. Путь, которым надо следовать, - путь индукции, но не голой, сводящейся к собирательству россыпи фактов, а дающей "ключ к интерпретации". Главная задача метода - опираясь на конкретику отдельных фактов, постичь формы, суть явления.

          Основой истинной индукции является  анализ, представляющей "анатомирование" природы с целью раскрытия  ее законов. В отличие от  Галилея, у которого анализ  предполагает сведение всего  к 4 механическим свойствам, Бэкон  редуцирует не к количественным, а к качественным знаниям. Согласно  его мнению, знание простых форм  соотносимо со знанием алфавита; сочетание их составляет глубинную  сущность природных вещей. Анализ, по Бэкону, - лишь начальный момент  индукции. На основе анализа необходимо  делать обобщения, ведущие к  познанию причин.

          Бэкон критикует неполную индукцию (неполный охват опытных данных). Он не приемлет вариант индукции, используемой Аристотелем, - через  перечисление, когда принимаются  во внимание лишь те данные, которые подтверждают вывод. Новизна  его варианта индукции состоит  в требовании выявлять и учитывать  также "отрицательные инстанции", т.е. факты, опровергающие индуктивные  обобщения. Лишь такой метод  исследования определяется им  как истинная, исчерпывающая индукция.

          Бэкон определяет опытное знание  как процесс активного вмешательства  человека в изучаемые явления,  конструирования требуемых условий  исследования. Наиболее адекватной  формой опытного познания он  считает эксперимент: "Если природа  запирается и не выдает своих  тайн, ее надо пытать".

          Являясь одним из основоположников  эмпирического экспериментального  направления в науке, утверждая  приоритет опыта в познании, Бэкон,  в то же время, доказывал,  что опыт не должен быть  слепым. Он отвергал как голый  эмпиризм, так и рационализм и  выступал за союз разума и  опыта. "Те, кто занимался наукой, были или эмпириками, или догматиками.  Эмпирики, как муравьи, собирают  и потребляют. Рационалисты, как  пауки, ткут паутину из самих  себя. Средний путь - это путь пчел, которые добывают пыльцу с  садовых и полевых цветов и  превращают ее в мед, насколько  достает способностей. В работе  истинного философа важна не  только сила разума; сырье, извлекаемое  из естественной истории и  механических экспериментов, - не  самоцель и должно перерабатываться  интеллектом".

          В 1627 г. выходит труд Ф. Бэкона "Новая Атлантида". По жанру  книга напоминает "Утопию" Т.  Мора. Но если Мор и Кампанелла  уделяют основное внимание социальным  вопросам, то Бэкона интересуют прежде всего проблемы прогресса научного знания. Свои мечты и идеалы в этой области он воплощает в описание Дома Соломона, представляющего своеобразный музей науки и техники. В нем жители острова просвещаются, изучают природу. Техническая фантазия Бэкона рисует уникальные явления, созданные разумом человека: искусственный снег, искусственно вызванные дождь и молнии, синтез живых существ, выращивание органов человека и др.


Информация о работе Основные функции философии нового времени