Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:39, реферат
Труд Шеллинга составляет определенную часть этого движения и вместе с тем является целым этапом в развитии немецкой классической эстетики от Канта до Гегеля. Общеизвестно влияние Шеллинга на эволюцию искусства и литературы, а также эстетической мысли Франции, Англии, России и других стран. В своих исследованиях Шеллинг опирается на национальные философско-эстетические традиции, в особенности на доктрины Канта, Шиллера и Фихте.
Введение
Содержание работы «Объективный идеализм Шеллинга» было хорошо известно немецкой интеллигенции на рубеже XVII-XIX вв., т.е. почти в самый разгар романтического движения в Германии. Труд Шеллинга составляет определенную часть этого движения и вместе с тем является целым этапом в развитии немецкой классической эстетики от Канта до Гегеля. Общеизвестно влияние Шеллинга на эволюцию искусства и литературы, а также эстетической мысли Франции, Англии, России и других стран. В своих исследованиях Шеллинг опирается на национальные философско-эстетические традиции, в особенности на доктрины Канта, Шиллера и Фихте. Так, он усваивает и пересматривает кантианский принцип автономии эстетического, тезис Фихте о том, что эстетическое “делает трансцендентальную точку зрения общей”; он полностью приемлет концепцию возвышенного Канта-Шиллера, а в рассуждениях о различии античного и современного искусства исходит из шелленговской концепции наивной и сентиментальной поэзии. В конце концов переход Шеллинга от субъективно- идеалистической философии Фихте к объективному идеализму произошел под воздействием Шиллера.
У Шеллинга социально-политическая и эстетическая программа романтизма
нашла наиболее систематизированное
и обобщенное выражение.
Биография Фридриха Вильгельма Шеллинга
Третий выдающийся
представитель немецкого
Натурфилософия и объективный идеализм Ф.Шеллинга
Немецкая классическая философия
В конце XVIII и начале
XIX в. Германия, преодолевая экономическую
и политическую отсталость, приближалась
к буржуазной революции, и «подобно тому
как во Франции в XVIII веке, в Германии в
XIX веке философская революция предшествовала
политическому перевороту» . Маркс рассматривал
немецкую классическую философию как
немецкую теорию французской революции.
Важную роль в формировании немецкой философии
сыграли достижения естествознания и
общественных паук: стали развиваться
физика и химия, продвинулось вперед изучение
органической природы. Открытия в области
математики, позволившие понять процессы
в их точном количественном выражении,
учение Ламарка об обусловленности развития
организма окружающей средой, астрономические,
геологические, эмбриологические теории,
а также теории развития человеческого
общества -- все это со всей остротой и
неизбежностью выдвигало на первый план
идею развития как теорию и метод познания
действительности. Одним из величайших
умов человечества, основоположником
классического немецкого идеализма, возродившим
идеи диалектики, был И. Кант (1724 -- 1804). Именно
с Канта занялась утренняя заря философии
новейшего времени. Но не только в философии,
а и в науке Кант был глубоким, проницательным
мыслителем. Разработанная им концепция
происхождения .Солнечной системы из гигантской
газовой туманности до сих пор является
одной из фундаментальных научных идей
в астрономии. Своими естественнонаучными
работами Кант, по словам Энгельса, пробил
первую брешь в метафизическом объяснении
природы: он сделал попытку приложить
принципы современного ему естествознания
не только к строению Вселенной, но и к
истории ее возникновения и развития.
Он, кроме того, (выдвинул идею распределения
животных но порядку их возможного происхождения,
а также идею о естественном происхождении
человеческих рас. Кант считал, что решению
таких проблем философии, как проблемы
бытия, морали и религии, должно предшествовать
исследование возможностей человеческого
познания и установление его границ. Необходимые
условия познания заложены, согласно Канту,
в самом разуме и составляют основу знания.
Они-то и придают знанию характер необходимости
и всеобщности. Но они же суть и непереходимые
границы достоверного знания. Кант различал
воспринимаемые человеком явления вещей
и вещи как они существуют сами по себе.
Мы познаем мир не так. как он есть на самом
деле, а только так. как он нам является.
Нашему знанию доступны только явления
вещей (феномены), составляющие содержание
нашего опыта. В результате воздействия
«вещей самих по себе» на органы чувств
возникает хаос ощущений. Приводим мы
этот хаос в единство и порядок силами
нашего разума. Tо что мы считаем законами
природы, на самом деле есть связь, вносимая
разумом в мир явлений, то есть наш разум
предписывает законы природе. Но миру
явлений соответствует независимая от
человеческого сознания сущность вещей
- «вещи сами по себе». Абсолютное познание
их невозможно, они для нас только ноумены,
то есть умопостигаемая, но не данная в
опыте сущность. Кант не разделял безграничной
веры в силы человеческого разума, называя
эту веру догматизмом. В принципиальной
ограниченности человеческого познания
он видел определенный нравственный смысл:
если бы человек был наделен абсолютным
знанием, то для него не было бы ни риска,
ни борьбы при выполнении нравственного
долга. Кант был убежден, что идеи пространства
и времени человеку известны прежде восприятий.
Пространство и время идеальны, а не реальны.
Чувственные впечатления связываются
между собой посредством суждений, в основе
которых лежат категории, то есть общие
понятия, которые, по Канту, суть «чисто
логические формы», характеризующие только
«чистое мышление», а не его предмет. Категории
даны человеку до всякого опыта, то есть
априори. В своем учении о познании Кант
большое место отводил диалектике: противоречие
рассматривалось как необходимый момент
познания. Но диалектика для него - лишь
гносеологический принцип, она субъективна,
так как не отражает противоречий самих
вещей, а только противоречие мыслительной
деятельности именно потому, что в ней
противопоставляются содержание знаний
и их логическая форма и предметом диалектики
становятся сами эти формы в их отрыве
от содержания знаний. Философия Канта
не свободна от компромисса с идеализмом.
Стремясь примерить науку и религию, он
говорил, что должен был ограничить область
знания, чтобы дать место вере.
Философия И.Г Фихте и Ф.Шиллинга
Немецкая классическая
философия после Канта
Объективный идеализм
Объективный идеализм - идеализм, исходящий из признания духа, субъективный идеализм полагает, что все окружающие предметы являют собой «комплексы наших ощущений».
Исследования Шеллинга
Содержание работы
Шеллинга “Философия искусства” было
хорошо известно немецкой интеллигенции
на рубеже XVII-XIX вв., т.е. почти в самый разгар
романтического движения в Германии. Труд
Шеллинга составляет определенную часть
этого движения и вместе с тем является
целым этапом в развитии немецкой классической
эстетики от Канта до Гегеля. Общеизвестно
влияние Шеллинга на эволюцию искусства
и литературы, а также эстетической мысли
Франции, Англии, России и других стран.
В своих исследованиях Шеллинг опирается
на национальные философско-эстетические
традиции, в особенности на доктрины Канта,
Шиллера и Фихте. Так, он усваивает и пересматривает
кантианский принцип автономии эстетического,
тезис Фихте о том, что эстетическое “делает
трансцендентальную точку зрения общей”;
он полностью приемлет концепцию возвышенного
Канта-Шиллера, а в рассуждениях о различии
античного и современного искусства исходит
из шиллеровской концепции наивной и сентиментальной
поэзии. В конце концов переход Шеллинга
от субъективно-идеалистической философии
Фихте к объективному идеализму произошел
под воздействием Шиллера. У Шеллинга
социально-политическая и эстетическая
программа романтизма нашла наиболее
систематизированное и обобщенное выражение.
Основные философские труды Шеллинга
Как и другие романтики, Шеллинг в молодости увлекался Французской революцией. Вместе с Гельдерлином и Гегелем он сажал “дерево свободы” в бытность студентом Тюбингенского богословного института. Как и другие романтики, Шеллинг вскоре разочаровался в революции и пришел к возвеличиванию германского реакционного государства и церкви. В 40-х годах он был приглашен в Берлинский университет для борьбы с левыми гегельянцами. Его имя становится символом политической и идеологоической реакции. Наиболее плодотворным в деятельности Шеллинга был период, когда он создал “натурфилософию”. Используя естественнонаучные открытия конца XVIII в., он в своей “Философии природы” формулирует мысль о том, что бессознательно-духовная природа благодаря наличию динамических противоположностей развивается по определенным ступеням, на одной из которых появляются человек и его сознание. Это положение было направлено против субъективно-идеалистической философии Фихте, которой Шеллинг первоначально увлекался. Заслуга Шеллинга состояла в том, что он создал учение о диалектическом развитии природы. Шеллинг полагал, что вслед за вопросом о возникновении сознания следует поставить вопрос о том, как сознание (“интеллигенция”) становится объектом, который существует вне субъекта и с которым согласуется представление последнего. Эту проблему философ исследует в “Системе трансцендентального идеализма” (1800). Здесь рассматриваются различные ступени развития сознания. Особое внимание уделяется “интеллектуальной интуиции”. Последняя представляет собой не что иное, как непосредственное созерцание разумом своего предмета. Интеллектуальная интуиция родственна эстетическому созерцанию, при этом способность к ней - удел не всех, а лишь одаренных умов. Так у Шеллинга возникает эзотерическая теория познания, которая проникнута характерным для романтиков аристократизмом. На данном этапе философского развития Шеллинг разрабатывает основные эстетические проблемы. Этому посвящены “Система трансцендентального идеализма”, “Философия искусства” и мюнхенская речь “Об отношении изобразительных искусств к природе” (1807). Анализируя эстетические идеи Шеллинга, обычно ссылаются на “Систему трансцендентального идеализма” и речь в Мюнхене. Иногда привлекают лекции “О методе академического изучения”. Дело в том, что именно эти труды были опубликованы при жизни Шеллинга. “Философия искусства”, как правило, не рассматривается. А между тем в этом труде есть целый ряд интересных моментов.
Философия искусства
“Философия искусства”
возникла тогда, когда в философском
развитии Шеллинга явно обозначился
поворот к религиозно-
Метод "конструирования"
Шеллинг руководствуется в своих эстетических исследованиях методом “конструирования”. С помощью нескольких категорий (идеальное и реальное, субъективное и объективное, бесконечное и конечное, свобода и необходимость и др.) он конструирует идеальную модель мира искусства. Гегель отмечал, что оперируя двумя понятиями (“идеальное” и “реальное”), Шеллинг уподобился художнику, который попытался изобразить мир посредством смешения всего-навсего двух красок, имевшихся на его палитре. Шеллинг пытается определить место искусства в универсуме и тем самым уяснить его внутреннюю необходимость и метафизический смысл. Искусство - это как бы завершение мирового духа, в нем находят объединение в форме конечного субъективное и объективное, дух и природа, внутреннее и внешнее, сознательное и бессознательное, необходимость и свобода. Как таковое, искусство есть созерцание абсолюта. Искусство, как и природа, есть нечто целостное. Все виды, роды и жанры искусства, согласно Шеллингу, внутренне связаны, составляют единое целое, ибо они с разных сторон и своими средствами воспроизводят абсолютное. Но Шеллинг не только рассматривает различные виды и жанры искусства с точки зрения их органической связи между собой. Такую же связь он устанавливает между искусством, философией и моралью. При этом он исходит из кантовской триады идей: красоты, истины и добра. Если истина связана с необходимостью, а добро со свободой, то красота выступает как синтез свободы и необходимости. Шеллинг считает, что между истиной, добром и красотой не может быть того отношения, какое существует между целью и средством.
Принцип историзма
Идея целостного рассмотрения
всех явлений искусства находится в тесной
связи с принципом историзма. Уже Гердер,
Шиллер, Гетте высказывали мысль о необходимости
исторического подхода к искусству. Шеллинг
попытался сделать принцип историзма
исходным в своем анализе. Замысел философа,
однако, не мог быть осуществлен. Дело
в том, что в абсолюте Шеллинга нет движения
и развития, а следовательно, и времени.
А поскольку в системе искусств отражается
не что иное, как абсолют, где время перестает
существовать, то, естественно, и искусства
оказываются в конечном счете изъятыми
из времени.
Красота и искусство
Определение дедуцированной из абсолюта красоты совпадает для Шеллинга с дефиницией искусства. “Красота, - пишет он, - не есть ни только общее или идеальное , ни только реальное. Она есть лишь совершенное взаимопроникновение или воссоединение того и другого. Красота присутствует там, где особенное (реальное) в такой мере соответствует своему понятию, что это последнее, как бесконечное, вступает в конечное и рассматривается in concreto. Этим реальное, в котором оно (понятие) проявляется, делается действительно подобным и равным прообразу, идее, где именно это общее и особенное пребывают в абсолютном тождестве. Такое совпадение не случайно. Для Шеллинга область искусства в основном ограничивается воспроизведением прекрасного, поскольку и универсум выступает у него в виде абсолютного произведения искусства, созданного в вечной красоте. Важно отметить, что философ сближает понятия прекрасного и возвышенного. Он прямо заявляет, что между этими категориями есть лишь чисто количественное различие, и приводит много примеров для доказательства их полной нерасторжимости. Резюмируя свои мысли относительно сущности искусства, Шеллинг пишет: “Подлинное конструирование искусства есть представление его форм в качестве форм вещей, каковы они сами по себе или каковы они в абсолютном ... универсум построен в боге как вечная красота и как абсолютное произведение искусства; также все вещи, взятые сами по себе или в боге, безусловно прекрасны, а равно и безусловно истинны. Поэтому и формы искусства, коль скоро они суть формы прекрасных вещей, представляют собой формы вещей, каковы они в боге или каковы они сами по себе, и так как всякое конструирование есть представление вещей в абсолютном, то конструирование искусства есть по преимуществу представление его форм, каковы они в абсолютном, и тем самым универсума, как абсолютного произведения искусства, таким, как он в вечной красоте построен в боге . Для Шеллинга характерна мысль о внутренней изоморфности искусства и органической жизни (это наиболее заметно в его анализе живописи, скульптуры и архитектуры). Разум, по Шеллингу, непосредственно объективируется в организме. То же происходит и в процессе художественного творчества. Ведь гений творит подобно природе. В сущности творческий процесс представляется Шеллингу как процесс неосознанный, иррациональный, неуправляемый, хотя философ и высказывает разные оговорки на этот счет.