Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:34, контрольная работа
Столетие, предшествовавшее династии Цинь, было периодом государственного и социального разложения, в котором соперничали в борьбе за власть, отмирающая родовая знать и набирающая силу олигархия. Родовая знать стремилась к возвращению прежних порядков, сложившихся во времена династии Чжоу (1021-404 до н. э). Олигархия, сила которой в обществе основывалась на экономических принципах владения, выступала с требованиями необходимости правового закона (фа), согласно которому социальные отношения регулировались бы без скидок на происхождение.
1. Основные философские школы Древнего Китая и их характеристика. 3 2. Философия даосизма, её онтологический характер. 14
3. Этические проблемы древнекитайской философии (конфуцианство, легизм). 16
4. Заключение 21
5. Список используемой литературы 21
Конфуций стремился восстановить сложившиеся веками правила, определявшие каждый шаг китайца. Это - своего рода естественное право, освященное многовековой традицией. Помимо «Лунь Юй», идеи конфуцианства воплотились в трактатах «Мэн-цзы» (III в. до н. э.), «Ли цзы» («Записки о ритуалах») (IV в. до н. э.).
Отражая некоторые глубинные свойства характера китайского народа,и подменяя собой религиозные верования, оно стало формировать идеи, убеждения, внешнюю манеру поведения людей ("образ мышления и стиль жизни"), а значительно позже (в империи Хань) превратилось в главный регулятор жизненных отношений и основной принцип идеологии государственности.
Процесс превращения конфуцианства в официальную доктрину централизованной китайской империи занял немалое время. Сначала необходимо было детально разработать учение, добиться его распространения, в стране, что и было с успехом исполнено последователями Конфуция. Философ любил говорить, что он не создает, а только передает потомкам забытые традиции великих древних мудрецов. Действительно, многое из того, чему учил Конфуций, было уже в зародыше ранее. Однако нет необходимости доказывать, сколь важное значение имеет вовремя сделанный акцент. В этом смысле проделанную Конфуцием огромную работу по трансформации древних институтов и традиций, приспособлению их к условиям развитого общества нельзя не считать оригинальной и творческой.
Конфуцианцы, многие из которых посвятили свою жизнь профессии учителя, уделяли массу времени и сил обработке и интерпретации тех древних сочинений, которые использовались ими в процессе обучения. Основная тенденция отбора сводилась к тому, чтобы сохранить все наиболее важное и всячески усилить в нем назидательный акцент. Так, были отредактированы книга песен Шицзин, книга исторических преданий Шуцзин, летопись Чуньцю, которые включали в себя почти все из сохранившихся сведений о наиболее древних и потому особо почитавшихся страницах китайской истории. Именно из этих конфуцианских книг китайцы последующих поколений узнавали о древности; само чтение и изучение их способствовали усвоению основ конфуцианства.
Успехам
конфуцианства в немалой
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА
Основатель легизма Шан Ян (390--338 гг. до н. э.), правитель области Шан, инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Его единомышленники -- легисты (законники) Гуань Чжун, Хань Фэй отражали интересы имущественной и чиновничьей знати. Легисты резко выступали против конфуцианцев и моистов («конфуцианцы культурой подрывают законы»). Основные положения легизма:
1.«По своей природе народ ненавидит труд, любя покой; при последнем наступает запустение, а при запустении - неустройство» (Хань Фэй). «Необходимо ликвидировать распущенность, установить «четкие представления» о наказаниях, наградах, наставлениях» (Шан Ян).
2.Конфуцианское человеколюбие нежизнеспособно как принцип управления. «Проливать слезы и не желать прибегать к наказаниям - это человеколюбие; однако нельзя не прибегать к наказанию - таков закон. Древние правители выше всего ставили закон, а не человеколюбие» (Хань Фэй). Шан Ян относил к чрезвычайно вредным установлениям («паразитам») конфуцианские институты: правила ли (ритуал), музыку, почитание старых порядков, добродетель, честность, бескорыстие, человеколюбие, сыновнюю почтительность, братский долг, справедливость. Хань Фэй приводит примеры вредности таких конфуцианских установлений. Вот один из них. В одной из провинций отец украл барана, а сын донес на него властям. Правитель, действуя по-конфуциански, приказал казнить сына, поскольку он, поступая правильно по отношению к государю, изменил отцу.
Один человек три раза проявил трусость на войне, убегая от врага. Он объяснил это тем, что у него старый отец, и если сын погибнет, то некому будет содержать отца. Так сын, почтительный к отцу, может оказаться подданным, изменившим своему государю.
3.Введение
законов с жесткими нормами,
обязательными для всех и
4.Унификация норм. «Совершенно мудрый, управляя государством, устанавливает единые правила наград, единые правила наказаний, единые правила наставлений. Если установить единые правила наград, то армия не будет иметь себе равных; если установить единые правила наказаний, то приказы будут выполняться; если установить единые правила наставлений, то низшие будут подчиняться высшим» (Шан Ян). Один экземпляр законов и предписаний должен храниться во дворце государя в запретном здании, опечатанном печатью. Он должен служить для унификации и уяснения смысла закона и предписания высшими чиновниками-законниками, которые разъясняют его народу и чиновникам.
5.Строгая
система наказаний. «Коль
6.Укрепление войска, чиновничьего и карательного аппарата на основе строгой ответственности государственных служащих и почтения к государству. Жесткость законов должна проявляться и по отношению к чиновникам, независимо от занимаемой должности («ранги знатности не спасают от наказаний ни преданного сановника, ни примерного сына» - Шан Ян). Если чиновник не соблюдал законы, то могли пострадать три категории его родственников. Поощрялись доносы на чиновников. Доносивший должен был, по Шан Яну, наследовать должность, ранг знатности, поля и жалованье опального чиновника. Государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это была теоретическая схема восточной деспотии, но лишенной инертности, активно себя защищающей.
Тем
временем конфуцианство под влиянием
изменяющихся обстоятельств избавлялось
от бескомпромиссного отрицания законов
и наказаний. Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.)
- последний крупный конфуцианец, писал,
что власть и собственность должны принадлежать
государству. Отсутствие сословий уравнивало
всех перед государством. Главным становилось
деление на тех, кто правит, и тех, кем управляют.
Цивилизация
старого Китая уже ушла в прошлое.
Но ее мудрость, вобравшая в себя опыт
духовных исканий и подвижничества сотен
поколений, не умерла и не может умереть.
Эта мудрость, не потеряла своей жизненности
и сегодня. Например, заветы древних даосов
обращены к каждому, кто желает познать
загадку истоков всего происходящего,
кто не удовлетворяется условностями
цивилизаций, морали, идеологий, но ищет
истинно великое и вечное, кто имеет мужество
отказаться от мелочных приобретений
ради того, чтобы вместить в себя весь
мир.
1. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996.
2. Немировская Л.З. Философия. М., 1996.
3. Антология мировой философии. М., 1969.
4.
История философии. Пер. с чеш.
5.
Васильев Л.С. «История
6. Философия: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп./ Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2002.- 704с.
7.
Китайская философия.
Информация о работе Основные философские школы Древнего Китая и их характеристика