Основные философские проблемы. Аспекты философского знания. Особенности философского мышления и языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:51, реферат

Описание работы

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Категория бытия противостоит категории небытия. Впервые категория бытия появилась у элеатов.

Работа содержит 1 файл

Основные философские проблемы.docx

— 23.97 Кб (Скачать)

Совершенно  очевидно, что это весьма трудная  задача, требующая совместных усилий, исследований в области различных  наук: психологии, логики, гносеологии, кибернетики, языкознания, физиологии высшей нервной деятельности. Пока наука еще далека от сколько-нибудь осязаемого решения ряда важнейших  вопросов, связанных с данной проблемой, сложность которой становится тем  более очевидной, чем глубже проникает  исследовательская мысль и в  область мышления, и в область  языка.

Будучи единством  биологического и социального, и  язык и мышление имеют две стороны  своего функционирования (бытия). С  одной стороны, они существуют как  некие статические объекты, в  которых реализованы, закреплены достижения общественного познания. Это, во-первых, система языка, в которой отложились в виде языковых значений наиболее общие знания о мире, во-вторых, это  совокупность языковых текстов, памятников, в которых на основе этих общих  знаний зарегистрированы более частные  знания из различных областей действительного  мира, зафиксированы результаты мышления многих поколений. Другая форма проявления (бытия) обоих явлений - это мыслительно-речевая  деятельность человека со всеми ее сложностями и закономерностями.

В истории  языкознания в той или иной форме всегда отмечалась эта двойственность онтологии языка и мышления, которая  в зависимости от представляемого  направления интерпретировалась по-разному (ср. логический и психологический  аспекты в таких называемых "менталистских" теориях языка, виртуальную и  актуальную сторону знака в разных вариантах у Э. Гуссерля, Ш. Балли и др., парадигматический и синтагматический аспекты языкового знака и, наконец, различные теории языка и речи).

Следует подчеркнуть, что при всех попытках разграничения  разных форм существования языка, его  двухаспектность всегда была камнем преткновения в исследовании природы языка и мышления, а также причиной односторонних концепций и различного рода крайних точек зрения на их взаимодействие. С. Л. Рубинштейн так характеризует эти трудности: "Трудность решения вопроса о соотношении мышления и языка, мышления и речи связана в значительной мере с тем, что при постановке ее в одних случаях имеется в виду мышление как процесс, как деятельность, в других - мысль как продукт этой деятельности; в одних случаях имеется в виду язык, в других - речь. Соотношение языка и речи берется то в функциональном, то в генетическом плане, причем в первом случае имеются в виду способы функционирования уже сформировавшегося мышления и роль, которую при этом играет язык и речь, во втором случае вопрос заключается в том, являются ли язык и речь необходимыми условиями возникновения мышления в ходе исторического развития мышления у человечества или в ходе индивидуального развития у ребенка. Понятно, что если принимается во внимание главным образом одна из сторон проблемы, а решение относится затем ко всей проблеме в целом без дифференциации различных ее аспектов, то решение уже в силу этого оказывается неоднозначным"

Информация о работе Основные философские проблемы. Аспекты философского знания. Особенности философского мышления и языка