Автор: i*********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 21:30, реферат
Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон.
Существует определенная
связь между материализмом и
признанием познаваемости мира. Вместе
с тем признание материальности
мира может сочетаться с элементами
агностицизма, сенсуализм - с субъективным
идеализмом, объективный идеализм -
с верой в познаваемость мира. Невозможно
построить линейную схему классификации
всех философских направлений, она носит
многомерный характер.
Современная философия,
после "коперниканского" переворота,
совершенного в философии И.Кантом,
стала более осмотрительной. Она
говорит лишь о взаимоотношениях субъекта
и объекта в рамках человеческого мира,
она не пытается заглянуть в область трансцендентного
(запредельного), не пытается ответить
на вопрос, что является абсолютной первоосновой
мира. В современной философии больше
полутонов, трудно выделить два основных
противоборствующих лагеря, можно говорить
лишь о сохранении определенных традиций
философствования. Однако стремление
к разрешению мыслительных оппозиций
можно обнаружить и в философии XX века.
Одна группа философов исследует мир феноменов
сознания, где объективное присутствует
в виде устойчивых мыслительных форм.
Другие противопоставляют индивидуальное
"невыразимое" Я - "самость" миру
культурных норм, стереотипов. Третьи
исследуют стихию языка, где не материя
противостоит сознанию, а лишь один фрагмент
текста - другому.
Основной вопрос
философии, также как и сама философия,
эволюционирует, меняет форму, однако
всегда остается выражением человеческого
стремления к целостности, лежащего
в глубине жизненного мира.
Основной вопрос
философии и способы его
Вопрос о соотношении
сознания и бытия, духа и природы
является основным вопросом философии.
От решения этого вопроса, в конечном
счете, зависит истолкование всех других
проблем, определяющих философское воззрение
на природу, общество, а стало быть, и на
самого человека.
При рассмотрении
основного вопроса философии
очень важно различать две
его стороны. Во-первых, что является
первичным – идеальное или
материальное? Тот или иной ответ
на этот вопрос играет в философии важнейшую
роль, потому что быть первичным – значит
существовать раньше вторичного, предшествовать
ему, в конечном счете, определять его.
Во-вторых, может ли человек познать окружающий
мир, законы развития природы и общества?
Суть этой стороны основного вопроса философии
сводится к выяснению способности человеческого
мышления верно отражать объективную
действительность.
Решая основной
вопрос, философы разделились на два
больших лагеря в зависимости
оттого, что они берут за исходное
– материальное или идеальное. Те философы,
которые признают первичным материю, бытие,
природу, а вторичным – сознание, мышление,
дух, представляют философское направление,
называемое материалистическим. В философии
существует и противоположное материалистическому
идеалистическое направление. Философы-идеалисты
признают началом всего существующего
сознание, мышление, дух, т.е. идеальное.
Существует еще одно решение основного
вопроса философии – дуализм, который
полагает, что материальная и духовная
стороны существуют отдельно одна от другой
в качестве самостоятельных сущностей.
Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что:
материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;
сознание - результат длительного процесса развития материального мира;
сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;
существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;
сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;
сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.