Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:55, реферат
Цель написания работы заключается в раскрывании сущности различия восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический материал по теме и использовать на практике. При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие и ощущение как познавательного процесса получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие и ощущение человека, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии и ощущении.
Введение…………………………………………………………………....3
Понятие «ощущения»……………………………………………………..4
2.1 Виды ощущений………………………………………………………..4
2.2 Чувствительность………………………………………………………6
2.3 Свойства ощущений……………………………………………………7
3. Понятие «восприятия»……………………………………………………...9
3.1 Виды восприятий…………...…………………………………………9
3.2 Свойства восприятий………………………………………………..12
4. Заключение……………………………………………………………...….14
5. Список используемой литературы…………………...……...……………15
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Институт управления»
(г. Архангельск)
Северодвинский филиал
Кафедра экономических дисциплин
Реферат
по дисциплине
«Психология и педагогика»
Тема: «Ощущение и восприятие»
Северодвинск 2012
Содержание
2.1 Виды ощущений……………………………………………………….
2.2 Чувствительность……………………………………
2.3 Свойства ощущений……………………………………………………7
3. Понятие «восприятия»………………………………………………
3.1 Виды восприятий…………...…………………………………
3.2 Свойства восприятий………………………………………………..
4. Заключение……………………………………………………
5. Список используемой
литературы…………………...……...……………
Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения. Не даром ученые: МаклаковА.Г.; Немов Р.С.; Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. и др., трудились над изучением восприятия и ощущения из сходств и различий.
Цель написания работы
заключается в раскрывании
Большинство ученых издавна выделяли два основных этапа познания: чувственное и абстрактное. Исторически и логически исходной формой познания является чувственное познание. Чувственным этот этап познания называется потому, что для познания объектов на данном уровне необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущения и восприятия являются первичными формами познавательного процесса. Именно на их основе, благодаря им осуществляется контакт человека с миром материальных объектов.
Простейшим и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение. «Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинное изречение. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Характерная особенность ощущений их сиюминутность, непосредственность. Ощущения возникают, как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектом материального мира и существуют какие-то мгновения, по истечении которых преобразуются в восприятия.
Как же протекает процесс
ощущений. Физиологическим аспектом
ощущений служат анализаторы, которые
состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые
луковицы, расположенные на поверхности
языка и т.д.), нервных путей
и соответствующего участка мозга.
Для того чтобы возникло ощущение,
необходимо, чтобы тот или иной
предмет, явление воздействовали на
рецептор своим определенным свойством,
цветом, температурой, поверхностью, вкусом,
запахом и т.д. Воздействие может
быть контактным (вы непосредственно
прикасаетесь к предмету пальцем, рукой,
кожей или кладете его на язык,
подносите к носу и т.д.). Однако
во всех случаях воздействие предмета
раздражает специальные чувствительные
клетки рецептора. Раздражение –
физиологический процесс, под его
воздействием в нервных клетках
возникает физиологический
2.1 Виды ощущений
Ощущения человека бесконечно
многообразны. Существует несколько
вариантов классификации
1) по наличию или отсутствию
непосредственных контактов
2) по месту расположения рецепторов;
3) по времени возникновения в ходе эволюции;
4) по модальности (виду) раздражителя.
Наиболее используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:
1) экстерорецептивные, возникающие
при воздействии внешних
2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);
3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего, тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные, системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно рассмотрены при анализе механизмов человеческого восприятия. Теперь же мы сконцентрируем внимание на анализе органических и тактильных ощущений.
К органическим ощущениям относят в первую очередь чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение – к отказу от нее, то есть к гибели от истощения. Существует также особый центр насыщения, стимуляция которого, напротив, приводит к неутомимому голоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу (булемии).
Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о поверхности тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.
2.2 Чувствительность
Пороги чувствительности.
Каждый тип ощущений дает
специфическую информацию. Но в то
же время имеются и общие
Чувствительность – это
способность к распознаванию
величины и качества раздражителя.
Психологическая зависимость
Величина различия между сигналом, при котором точность и скорость различения достигают максимума, называется оперативным порогом ощущений. Оперативный порог в 10–15 раз выше дифференциального.
Исследователи также выделяют временной, пространственно-временной и латентный пороги. Временной порог – это мера длительности воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Пространственный порог – размер едва ощутимого раздражителя. Латентный порог – период реакции, промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.
2.3 Свойства ощущений.
Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз..Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.
Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинаковы: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью. адаптации отличаются болевые ощущения: боль – это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.
Анализаторные системы довольно
активно взаимодействуют