Ортодоксальная философия Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Как бы ни разнились между собой народы, жившие в древности, ученым не известен ни один, у которого не было бы поэтов и музыкантов. Не сохранилось сведений о государствах, где не существовало обычая почитать богов и приносить им жертвы. Не было на Земле и страны, чьи жители не устанавливали бы законов, не определяли человеческих обязанностей, не хранили памяти о предках.
Нельзя, однако, сказать того же о философии. Только три древние цивилизации создали свои философские школы. Самостоятельно, без внешнего воздействия философия возникла в Греции, в Индии и в Китае.

Содержание

1. Введение. Стр. 3
2. Древнеиндийская философия. Стр. 4
3. Основные учения (школы) древнеиндийской философии. Стр. 8
4. Веданта как важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Стр. 14
5. Заключение. Стр. 17
6. Список литературы. Стр. 18

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Студента *  курса М-*** учеб. гр. факультета экономики и управления

Учебная дисциплина: Философия

Тема: Ортодоксальная философия Древней Индии

 

 

 

 

 

 

                                                              Преподаватель: Иванов Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Оценка

31. 05. 2012 г.                                                    «________________»

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение. Стр. 3
  2. Древнеиндийская философия. Стр. 4
  3. Основные учения (школы) древнеиндийской философии. Стр. 8
  4. Веданта как важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Стр. 14
  5. Заключение. Стр. 17
  6. Список литературы. Стр. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как бы ни разнились между  собой народы, жившие в древности, ученым не известен ни один, у которого не было бы поэтов и музыкантов. Не сохранилось сведений о государствах, где не существовало обычая почитать богов и приносить им жертвы. Не было на Земле и страны, чьи жители не устанавливали бы законов, не определяли человеческих обязанностей, не хранили памяти о предках.

Нельзя, однако, сказать  того же о философии. Только три древние  цивилизации создали свои философские школы. Самостоятельно, без внешнего воздействия философия возникла в Греции, в Индии и в Китае.

Среди современных философов  и историков продолжаются дискуссии  о том, где именно это случилось  раньше. Не вызывает сомнений лишь одно: становление философских школ было длительным процессом. Но духовные поиски, благодаря которым этот процесс стал возможен, начались почти одновременно и в эллинском мире, и на берегах Ганга, и в долине Хуанхэ. Правда, в разных странах философское мышление формировалось с неодинаковой скоростью. Так, в Греции этот период занял всего около двух веков – с середины VII в. до н. э. до середины V в. до н. э., а в Индии, начавшись приблизительно в то же время, растянулся почти на тысячелетие.

Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Ф. Вольтер, Ж. Руссо, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др.

В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбах мировой цивилизации и культуры.

 

1. Древнеиндийская  философия

 

Философия в Индии  возникла на основе одной из самых  древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к XV- X веках до нашей эры, сохранились до настоящего времени.

Древняя индийская философия  представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, то есть явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо.  

Определяющая черта  ее характера - переплетение и взаимопроникновение  религиозных, моральных и собственно философских идей. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

Древнеиндийские мудрецы  твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое  за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя  о зле и страдании человеческого  бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы.

В числе важнейших  средств достижения этого состояния  философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ ото лжи, воровства, стяжательства.

Философские идеи в Древней  Индии начинают формироваться приблизительно во II тысячелетии до нашей эры. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии, в общем, и в целом соответствующих основным узловым моментам социально-экономической истории древней и средневековой Индии:

  • ведический — первая половина I тысячелетия до нашей эры (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ);
  • эпический — вторая половина I тысячелетия до нашей эры (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений в форме варно-кастового деления общества);
  • классический — с I тысячелетия нашей эры и вплоть до XVII-XVIII веков (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).

ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Источники ведического  периода — обширные и многослойные тексты Вед (II-I тысячелетие до нашей  эры), записанные на языке ариев —  ведическом санскрите. Поскольку ведическая литература оформлялась на протяжении почти тысячелетия, то она отразила различные стадии развития мировоззрения древнеиндийского общества — от мифологического до предфилософского и философского.

В целом Веды представляли собой священные тексты — шрути, которые были результатом откровения мудрецов — риши и выражали идеологию брахманизма, а затем — индуизма.

Ведический комплекс составляют:

Веды или самхиты  — сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа), жертвенных формул, изречений, магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа);

Брахманы — мифологические, ритуальные и другие объяснения к  самхитам; непосредственно примыкавшие  к Брахманам Араньяки, или «Лесные  книги» — поучения для лесных отшельников, ставших «на путь знания»; примыкавшие  к Араньякам и Брахманам — Упанишады — тексты эзотерического знания.

Составной частью вед  были также веданги — совокупность текстов, посвященных различным  отраслям предфилософской науки (фонетике, этимологии, метрике, астрономии и т.д.), являющихся плодом не сверхъестественного откровения (шрути), а «запоминания» (смрити).

ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

В эпический период философия  в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную  науку. Об этом в частности свидетельствует  памятник III века до нашей эры «Артхашастра»: «Философия всегда считается светильником все наук, средством для совершения всякого дела, опорой всех установлений».

Автор «Артхашастры» (Каутилья) употребляет для философии даже специальный термин - «анвикшики-тарка-видьям» («рационально-логическое-знание») в отличие от религиозного учения, обозначаемого понятием «трайи-видья» (знание трех», то есть – трех ведических текстов – Ригведы, Самаведы и Яджурведы).

Среди главных источников эпического периода развития философской  мысли выделим следующие:

1.Эпическая поэма Махабхарата  (начала создаваться не позднее  Х века до нашей эры, окончательное  оформление получила в V веке  нашей эры), состоящая из 13 книг, содержащих  около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады,  народные предания и сказания о родовых героях. Махабхарата в идейном плане есть попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев (греков – яван, парфян – пахлавов, скифов – шаков) с брахманистской догматикой Вед;

2.Поэма «Рамаяна»,  состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п.

3.Свод законов Ману (1250 год до нашей эры) – этический  кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.

Ведизм отражал сравнительную  неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине I тысячелетия до нашей эры эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Эпоха перехода от родового общества к раннеклассовому и  классовому растянулась на многие века. Поэтому кризис родовой идеологии, сопровождавший становление новой  общественной организации, был исходным пунктом постоянной творческой реконструкции сакрально-мифологических элементов родового мировоззрения.

В преобразованном виде они выступали предельными основаниями  всей последующей культуры древней  Индии. Суть кризиса родового общества состояла в том, что единство природно-родового организма все более опосредовалось «внеприродными элементами» — активизацией творческой энергии человека в сфере хозяйственной, технической и интеллектуальной деятельности. Поддерживать и воспроизводить это исходное «единство» возможно было, лишь постоянно «соразмеряя», «согласовывая» движения природы и общества, что требовало выхода за их чувственно воспринимаемые пределы, то есть — все более систематической и системной духовной деятельности.

В контексте становления философии  это означало движение от спорадического предфилософского творчества — к  появлению собственно философских  культур и традиций. Исходным материалом для подобной интеллектуальной работы было духовное наследие Вед. Понятно, что формирование соответствующих школ и направлений древнеиндийского философствования зависело от отношения к различным элементам ведических традиций и характера их переосмысления.

Окончательное закрепление философских  школ как целостных мировоззренческих  систем, имеющих собственную историю, произошло в первые века нашей эры, со становлением и развитием раннефеодальных отношений в Индии.

 

2. Основные  учения (школы) древнеиндийской философии

 

К VI веку до нашей эры в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок.

Все школы древнеиндийской философии  различаются в зависимости от того, принимают или отвергают  они духовный авторитет Вед. То или  иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно - и социально-дифференцирующим. Недаром в "Законах Ману" - древнеиндийском сборнике религиозных заповедей и предписаний сказано, что "тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (Веды), должен быть изгнан как безбожник".

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы:

- ортодоксальные философские школы  Древней Индии, признающие авторитет  Вед и - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед.

К ортодоксальным школам относятся:

Система Ньяйи 

Система Ньяйи создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия, вывода, или заключения, сравнения и свидетельства, или доказательства.

Восприятие есть непосредственное познание объектов, получаемое в результате их связи с нашими органами чувств. Оно может быть внешним, если касается таких органов чувств, как зрение и слух, посредством которых мы получаем восприятия извне, или внутренним, если оно касается ума.

Вывод (или заключение) есть познание объекта не через восприятие, а  через сознательное выделение некоего  признака, который неизменно связан с данным объектом.  В выводе, или заключении, должно быть, по меньшей мере, три суждения, три термина: меньший термин, по поводу которого мы что-нибудь выводим; больший термин, являющийся выводимым объектом, и средний термин, который всегда связан с большим и в то же время содержится в меньшем.

Сравнение есть познание связи между  названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании данного  описания их сходства с некоторым  уже известным объектом.

Информация о работе Ортодоксальная философия Древней Индии