Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:08, реферат
Как бы ни разнились между собой народы, жившие в древности, ученым не известен ни один, у которого не было бы поэтов и музыкантов. Не сохранилось сведений о государствах, где не существовало обычая почитать богов и приносить им жертвы. Не было на Земле и страны, чьи жители не устанавливали бы законов, не определяли человеческих обязанностей, не хранили памяти о предках.
Нельзя, однако, сказать того же о философии. Только три древние цивилизации создали свои философские школы. Самостоятельно, без внешнего воздействия философия возникла в Греции, в Индии и в Китае.
1. Введение. Стр. 3
2. Древнеиндийская философия. Стр. 4
3. Основные учения (школы) древнеиндийской философии. Стр. 8
4. Веданта как важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Стр. 14
5. Заключение. Стр. 17
6. Список литературы. Стр. 18
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-
Реферат
Студента * курса М-*** учеб. гр. факультета экономики и управления
Учебная дисциплина: Философия
Тема: Ортодоксальная философия Древней Индии
Оценка
31. 05. 2012 г.
Содержание
Введение
Как бы ни разнились между собой народы, жившие в древности, ученым не известен ни один, у которого не было бы поэтов и музыкантов. Не сохранилось сведений о государствах, где не существовало обычая почитать богов и приносить им жертвы. Не было на Земле и страны, чьи жители не устанавливали бы законов, не определяли человеческих обязанностей, не хранили памяти о предках.
Нельзя, однако, сказать того же о философии. Только три древние цивилизации создали свои философские школы. Самостоятельно, без внешнего воздействия философия возникла в Греции, в Индии и в Китае.
Среди современных философов и историков продолжаются дискуссии о том, где именно это случилось раньше. Не вызывает сомнений лишь одно: становление философских школ было длительным процессом. Но духовные поиски, благодаря которым этот процесс стал возможен, начались почти одновременно и в эллинском мире, и на берегах Ганга, и в долине Хуанхэ. Правда, в разных странах философское мышление формировалось с неодинаковой скоростью. Так, в Греции этот период занял всего около двух веков – с середины VII в. до н. э. до середины V в. до н. э., а в Индии, начавшись приблизительно в то же время, растянулся почти на тысячелетие.
Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Ф. Вольтер, Ж. Руссо, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др.
В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбах мировой цивилизации и культуры.
1. Древнеиндийская философия
Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к XV- X веках до нашей эры, сохранились до настоящего времени.
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, то есть явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо.
Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.
Древнеиндийские мудрецы
твердо верили в Верховное существо,
в духовное единство мира, скрытое
за призрачным и преходящим характером
всего существующего. Размышляя
о зле и страдании
В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ ото лжи, воровства, стяжательства.
Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тысячелетии до нашей эры. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии, в общем, и в целом соответствующих основным узловым моментам социально-экономической истории древней и средневековой Индии:
ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Источники ведического периода — обширные и многослойные тексты Вед (II-I тысячелетие до нашей эры), записанные на языке ариев — ведическом санскрите. Поскольку ведическая литература оформлялась на протяжении почти тысячелетия, то она отразила различные стадии развития мировоззрения древнеиндийского общества — от мифологического до предфилософского и философского.
В целом Веды представляли собой священные тексты — шрути, которые были результатом откровения мудрецов — риши и выражали идеологию брахманизма, а затем — индуизма.
Ведический комплекс составляют:
Веды или самхиты — сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа), жертвенных формул, изречений, магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа);
Брахманы — мифологические, ритуальные и другие объяснения к самхитам; непосредственно примыкавшие к Брахманам Араньяки, или «Лесные книги» — поучения для лесных отшельников, ставших «на путь знания»; примыкавшие к Араньякам и Брахманам — Упанишады — тексты эзотерического знания.
Составной частью вед были также веданги — совокупность текстов, посвященных различным отраслям предфилософской науки (фонетике, этимологии, метрике, астрономии и т.д.), являющихся плодом не сверхъестественного откровения (шрути), а «запоминания» (смрити).
ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. Об этом в частности свидетельствует памятник III века до нашей эры «Артхашастра»: «Философия всегда считается светильником все наук, средством для совершения всякого дела, опорой всех установлений».
Автор «Артхашастры» (Каутилья)
употребляет для философии даже
специальный термин - «анвикшики-тарка-видьям»
(«рационально-логическое-
Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:
1.Эпическая поэма Махабхарата
(начала создаваться не
2.Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п.
3.Свод законов Ману (1250 год до нашей эры) – этический кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.
Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине I тысячелетия до нашей эры эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Эпоха перехода от родового общества к раннеклассовому и классовому растянулась на многие века. Поэтому кризис родовой идеологии, сопровождавший становление новой общественной организации, был исходным пунктом постоянной творческой реконструкции сакрально-мифологических элементов родового мировоззрения.
В преобразованном виде
они выступали предельными
В контексте становления
Окончательное закрепление философских
школ как целостных
2. Основные
учения (школы) древнеиндийской
К VI веку до нашей эры в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок.
Все школы древнеиндийской
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы:
- ортодоксальные философские
К ортодоксальным школам относятся:
Система Ньяйи
Система Ньяйи создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия, вывода, или заключения, сравнения и свидетельства, или доказательства.
Восприятие есть непосредственное познание объектов, получаемое в результате их связи с нашими органами чувств. Оно может быть внешним, если касается таких органов чувств, как зрение и слух, посредством которых мы получаем восприятия извне, или внутренним, если оно касается ума.
Вывод (или заключение) есть познание объекта не через восприятие, а через сознательное выделение некоего признака, который неизменно связан с данным объектом. В выводе, или заключении, должно быть, по меньшей мере, три суждения, три термина: меньший термин, по поводу которого мы что-нибудь выводим; больший термин, являющийся выводимым объектом, и средний термин, который всегда связан с большим и в то же время содержится в меньшем.
Сравнение есть познание связи между названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании данного описания их сходства с некоторым уже известным объектом.