Онтология как философское учение о бытии

Автор: Ксюша Киреева, 23 Ноября 2010 в 01:01, контрольная работа

Описание работы

Онтология –(греч. ontos – сущее, logos – учение) учение о бытии, о сущем о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Хотя термин был введен Р. Гоклениусом только в 1613 году, по существу же в античной философии сформировались различные варианты онтологии как учения о бытии как таковом, которое связано с различением подлинного бытия и неподлинного сущего.

Работа содержит 1 файл

кср онтология.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой  философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой  занимались такие философы как Николай  Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания. 

Философский смысл проблемы бытия

Проблема  бытия – важнейшая проблема философии. Онтология – учение о бытии. Философия  с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей – я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

      Существует  несколько подходов к трактовке  бытия и небытия:

  • Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).
  • Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.
  • Есть только небытие (Чанышев).

Бытие: 1) природное: а) первая природа (без  человеческой активности); б) вторая природа (испытавшая человеческую активность);

2) человеческое  бытие: а) объективные компоненты; б) духовные компоненты (сознание);

3) общество: а) объективное(техника, общественные отношения); б) субъективное (чувства).

Есть  такая категория -  существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность  быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать – значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование – напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

 А.  Субстанция – неизменная реальность.

 Б.  Субстанция – изменчивая и  подвижная реальность.

      Аспекты бытия:

  1. Вещи.
  2. Свойства.
  3. Отношения.

Другой  важной категорией бытия является категория  материи, которая соотносится с  категорией сознания. Материя –  фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения. 

 

Приложение 

  Основные формы  и диалектика бытия.

Выделяют основные формы бытия:

1) бытие  вещей текущих процессов природы

      а) бытие вещей текущих процессов  природы

      б) бытие природы как ценного

      в) бытие вещей, процессов произведенных  человеком

2) бытие  ч-ка

      а) бытие ч-ка в природе

      б) специфическое чел-ое бытие

3) бытие духовного идеального

а) индивидуализированное  духовное

б) объективированное  духовное

4) бытие  социального

а) отдельного человека

б) общества

1.а.  вещи, процессы природы до, вне  и независимо от человека

1.б.  Природа в целом , в бесконечном  пространстве и времени. Бытие природы - диалектика приходящего и не приходящего.

Категория небытия неприменима к миру в  целом в природе. Бытие есть, небытия  нет. Категория небытия применима  к отдельным видам. Первая природа  в процессе своей  эволюции рождает  человека.

1.в.Особенности  второй природы:

1) В  ней воплощен материал первой  природы и поэтому она развивается  по законам, независимым от  человека.

2) В  предметах второй природы воплощен  труд, знания и потребности человека (опредмечивания ). Предметы второй природы многообразны: орудия труда, промышленность:

2.а.  тело человека - это тело природы.  Из природно-биологического бытия  человека вытекает ряд следствий:

1) Человек  имеет потребности, которые не  может удовлетворить, чтобы не  умереть. Здесь находит подтверждение:  идеал о первичности материального.

2) Из  природно-биологического бытия человека  вытекают исходные фундаментальные  права человека.

3) Человек  подвластен законам жизни.

4) Человек  всегда выступает как единство  физиологического и психологического, природного и социального.

2.б.  существование человека - это взаимодействие  трех бытийственных измерений:

1) Реально  существует отдельный человек  в единстве тела и духа.

2) Человек  всегда существует как гомосапиенс  на данном витке развития эволюции  мира.

3) Человек всегда существует как социально-историческое существо.

Существует  две точки зрения на место бытия  человека в бытии мира:

1) Человек  - это песчинка, краткий эпизод  в необозримом мире.

2) Люди  влияют на мир, как положительно, так и отрицательно, и отвечают за существования мира.

3.а.  Индивидуализированное бытие духовного  - это сознание человека. Специфика  существования сознания индивида:

1) Подвижность  процессов сознания.

2) Непосредственное  бытие сознания скрыто от внешнего  наблюдения.

3) процессы  сознания возникают и умирают вместе со смертью тела.

4) Индивидуальное  духовное неотделимо от природно-биологических  процессов, но не сводится к  ним. Индивидуальное духовное - это  идеальные образования. Это означает  следующие наши мысли.

5) Сознание  человека - это одновременно и самосознание.

Индивидуально духовное включает и подсознательное. Уровни подсознательного:

1) Неосознанный  психический контроль человека  за жизнью своего тела.

2) То, что  в данный момент времени не  находится в центре внимания  сознания человека.

3) Проявляется  в творчестве и интуиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Философия [Электронный ресурс]: Учебно-методический комплекс / Зеленков А.И.,  Анохина В.В., Ждановский А.П. и др.; Под редакцией А.И.Зеленкова. — Электрон.  текст. дан. (1090 кб). — Мн.: “Электронная книга БГУ”, 2003. — Режим доступа:  http://anubis.bsu.by/publications/elresources/PhilosophyEconomics/zelenkov.pdf
  2. Философия. 4.III-IV./Под ред.профессора Беркова В.Ф.: Курс лекций - Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь,2003г. – 394стр. Стр. 6-11,13-14.
  3. Волчек Е.З. Философия : Учебное пособие: 3-е издание., исправленное и дополненное. – Мн: - ИП «Экоперпектива», 1998г. – 343с. Стр.83-100
  4. Философия: Учебное пособие/В.К. Лукашевич В.М.Белокурский, И.П. Мамыкин и др., под общ.ред. В.К.Лукашевича – Мн: БГЭУ, 2001г. – 431с. Стр.137-138.

 

    Содержание: 

   Онтология в истории

   Философский смысл бытия

   Предмет онтологии

   Онтология как теория

   Философский смысл проблемы бытия

   Приложение

   Литература

   Содержание

Информация о работе Онтология как философское учение о бытии