Автор: Ксюша Киреева, 23 Ноября 2010 в 01:01, контрольная работа
Онтология –(греч. ontos – сущее, logos – учение) учение о бытии, о сущем о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Хотя термин был введен Р. Гоклениусом только в 1613 году, по существу же в античной философии сформировались различные варианты онтологии как учения о бытии как таковом, которое связано с различением подлинного бытия и неподлинного сущего.
Белорусский государственный университет
Факультет международных отношений
Кафедра
международного туризма
Контролируемая самостоятельная работа
По курсу «Философия»
По
теме «Онтология как философское учение
о бытии»
Студентки 1го курса
9 группы
специальности менеджмент
(менеджмент в сфере
международного туризма)
Киреевой
Ксении
Минск
2009г.
Понятие
онтологии
Онтология –(греч. ontos – сущее, logos – учение) учение о бытии, о сущем о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Хотя термин был введен Р. Гоклениусом только в 1613 году, по существу же в античной философии сформировались различные варианты онтологии как учения о бытии как таковом, которое связано с различением подлинного бытия и неподлинного сущего.
Онтология
– греческое учение о сущем; рассматривает
самые общие определения, свойства
и условия действительного
Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования бытия реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей.
Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязятельное для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как систеа умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности.
В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному.
Наиболее ранние попытки осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философиях, истоки возникновения которых, восходят к началу первого тысячелетия до н.э. В Индии -
В античности онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал, из которых все возникает; начала формироваться с разработкой базовой категории бытия и производными от нее понятиями сущего и сущности. Ксенофан утверждал, что все есть земля и вода, и что все мы родились из земли и воды. Парменид, первый из философов, выделивший бытие как категорию и сделавший её предметом социального философского анализа. Согласно Пармениду, бытие не возникло и оно не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и быть не может. Значительно расширил понимание бытия Платон. Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.
В средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие» - «бытие Бога» и «неистинное», т.е «сотворенное Богом бытие». Другая крайность обнаруживается у философов – материалистов XVII-XVIII вв., которые не редко связывали понимание бытия с физической реальностью. Отсюда проистекала и «натурализация» бытия, наиболее ярко проявившаяся в мировоззрение французских философов- материалистов (Гольбах, Гельвеции, Ламетри).
в
Новое время приоритет
c XIX–XX
вв. предметом онтологии предстает
бытие человеческой
Современная онтология сосредоточивает свое внимание на бытии человека в универсуме и исходит из следующих положений:
Таким
образом, на смену онтологии объекта
как объективном учении о мире
и онтологии субъекта , акцентирующей
внимание на актах и структурах сознания,
благодаря которым формируется наше
представление о мире, приходит экзистенциальная
онтология человека или человеческого
бытия, создаваемая той системой отношений,
которая устанавливается между человеком
и миром.
Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др.
Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент. принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин "быть" означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория "ничто". У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой, итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П. существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.
В содержательном плане онтология представляет собой учение о бытии как токовом, о фундаментальных принципах, первичных основаниях и атрибутах бытия. Как это видно из определения, центральным понятием онтологии выступает категория «бытие».Выделяется несколько сфер бытия:
В каждой сфере можно выделить свои виды, формы и уровни бытия, но все они охватываются понятием «бытие», т.к. являются реальностью, обнаруживают себя через присутствие человека, а значит, имеют аксиологический, этический, эстетический смысл, отражаются человеческим мышлением и выражаются в языке.
Обнаруживая различные сферы, виды или уровни бытия, философия выделяет его универсальные и фундаментальные принципы:
Философский смысл бытия проявляется и в противоречии конечного и бесконечного, в противоречии общего и отдельного, целого и части.
Итак, бытие – общее понятие, самое общее, которое образовывается путем отвлечения от различий между природой и духом, индивидом и обществом.
С помощью
категории бытия обозначают не просто
конкретное сущее и даже не их сумму,
т. к. ее основная функция в том, чтобы
прежде всего указывать на то, что
нечто есть, которое может существовать
в любой форме (материальной или идеальной).
Конкретная же расшифровка бытия зависит
от той или иной целостной философской
системы. Поэтому бытие интерпретировалось
как: число (Пифагор и другие), логос (Гераклит
и его последователи), единое (Парменид
и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель),
благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский
и другие), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский
и другие), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая
из этих интерпретаций отражает выявление
либо идеального (духовного), либо материального
основания всего сущего. В современный
понятийный аппарат онтологии активно
вводится категория виртуального бытия
как следствие развития ин- формационных
технологий. В результате возникают новые
интерпретации этого понятия, способы
его обоснования и аппликации на разные
сферы культуры: например, иллюзорное
бытие в интернет-сети, своеобразное бытие-небытие.
Небытие – это то, что реально не существует,
что пока еще не возникло или уже прекратило
свое существование. Форма про- явления
бытия – нечто , форма проявления небытия
– ничто .Наиболее фундаментальная философская
проблема – это проблема отношения бытия
и небытия. Что является изначальным –
бытие или небытие ? «Есть или не есть»?
– спрашивает Парменид (VI– V вв. до н. э).
Иначе, это вопрос о предельных основаниях
мира и природе его существования. Подобный
вопрос обнаруживают и у других мыслителей,
например, у Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и М.
Хайдеггера: почему есть бытие, а не ничто?
Все другие философские вопросы, включая
и так называемый «основной вопрос философии»
(в диалектическом материализме – это
вопрос об от- ношении мышления к бытию),
приобретают смысл после решения вышеозначенной
философской проблемы, выступая по отношению
к ней вторичными. В связи с тем, что философы
по-разному решали фундаментальную философскую
проблему, этот факт позволил сегодня
говорить о двух основных философских
парадигмах – философии бытия и философии
небытия. Первая исходит из того, что бытие
изначально, мир в той или иной форме всегда
существовал, а потому небытие относительно,
производно от бытия по принципу «из ничего
не может возникнуть ничего». Вторая признает
первичным небытие («все из ничего») и
полагает бытие производным от него или
даже иллюзорным.
Категория
небытия фиксирует все то, что
реально не существует, что пока еще не
возникло или уже прекратило свое существование.
Формы проявления бытия – нечто, форма
проявления небытия – ничто.
Наиболее фундаментальная философская проблема- это проблема отношения бытия и небытия.
Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.
Бытие
как то, что можно мыслить, противопоставляется
немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию
возможности в философии
Термин
«Онтология» был предложен Р.
Гоклениусом в 1613 году в его «Философском
словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae
fores aperiunter. Fransofurti»), и чуть позже И. Клаубергом
в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus
Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия»)
в качестве эквивалента понятию «метафизика».
В практическом употреблении термин был
закреплён Х. Вольфом, явно разделившим
семантику терминов «онтология» и «метафизика».
Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные
понятия онтологии: бытие, структура,
свойства, формы бытия (материальное,
идеальное, экзистенциальное), пространство,
время, движение.
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.
Информация о работе Онтология как философское учение о бытии