Обыденно-бытовая форма постижения мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:31, доклад

Описание работы

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах - в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки как вне научные формы. Обыденно-практическое знание. Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 33.88 Кб (Скачать)

 

  1. У науки свой, особый набор  объектов познания в отличие  от познания обыденного. Наука  ориентирована, в конечном счете,  на познание сущности предметов  и процессов, что вовсе не  свойственно обыденному познанию.

 

  2. Научное познание требует  выработки особых языков науки.

 

  3. В отличие от обыденного  познания научное вырабатывает  свои методы и формы, свой  инструментарий исследования.

 

  4. Для научного познания  характерна планомерность, системность,  логическая   организованность, обоснованность  результатов исследования.

 

  5. Наконец, отличны в науке  и обыденном познании и способы  обоснования истинности знаний.

 

2г. Религиозная форма и её особенности. Диалектика взаимосвязи религии и науки.

Религия происходит от лат – благочестие, набожность. Основной особенностью любой религии является вера в сверхприродные силы, в бога. Религия провозглашает сверхъестественное реальность. Утверждая возможность влияния его на судьбу человека. Р. Представляет собой комплексное явление, которое включает в себя идеи, взгляды, представления о сверхъестественном, а также вызванные ими переживания, чувства, эмоции, соответствующие им культовые действия – молитвы, обряды, богослужения; организации, которые объединяют, направляют и контролируют верующих. Таким образом, религия - это более менее стройная система, которая включает, во-первых, идеи, во-вторых, религиозные чувства, в-третьих, религиозные действия. Религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40 -50 тыс. лет назад. В раннем классовом обществе существовали племенные, а затем национально - государственные религии (конфуцианство, иудаизм, индуизм). На поздней стадии исторического развития формируются мировые религии: буддизм (VI - V в. до н.э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н.э.). Мифология и религия являются ранними формами мировоззрения, которые предшествуют философии. Если мифология представляет собой попытку объяснить мир в форме образов, а религия апеллирует к высшей силе, то философия реализует свою мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения и действительности, предлагая систему категорий и законов, которые позволяют познать мир в наиболее общих и принципиальных чертах. Религия и наука – антиподы, религия не может быть предметом науки. И.Кант – религия не может быть предметом науки, потому что наука не может ни опровергнуть, ни доказать существования бога. Религиозные взгляды не подвергаются сомнению, они догматичны, существуют вне времени. Первая книга – Библия…

Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика). План содержания религии (т.е. мифолого-религиозное  сознание) включает ряд компонентов, имеющих психолого-познавательную различную природу. Это такие компоненты: 1) вера как психологическая установка принимать определенную информацию и следовать ей ("исповедовать"), независимо от степени ее правдоподобности или доказанности, часто вопреки возможным сомнениям; 2) мифопоэтическое (наглядно-образное) содержание; 3) теоретический (абстрактно-логический) компонент; 4) интуитивно-мистическое содержание. При этом в любые эпохи религиозное содержание в той или иной мере проникает во все другие формы общественного сознания – в обыденное сознание, искусство, этику, право, философию, поэтому в реальности психологические формы существования религиозных представлений более разнообразны и многочисленны, чем названные основные виды. Порядок, в котором они перечислены, не отражает ни хронологии их формирования в конкретных религиозных традициях (этот порядок может быть разным), ни значимости отдельных компонентов в структуре целого.

 

* Патристика (отец) – сочинения христианских мыслителей II-VIII вв. н.э. ("отцов церкви"), написанные на греческом и латинском языках и составившие догматику христианства. В отличие от Ветхого и Нового Заветов, представляющих собой христианское Священное Писание, патристика – это Священное Предание христианства.

 

* Теология – (бога учение) – богословие, система религиозного теоретического (умозрительного) знания о Боге, его сущности и бытии, действиях, качествах, признаках; богословские системы строятся на основе Св. Писания. По мнению С.С. Аверинцева, о теологии в строгом смысле слова можно говорить только применительно к вероучениям чисто теистических религий, т.е. иудаизма, христианства, ислама (Аверинцев, 1970).

В структуре религиозного сознания каждой религии в той или иной мере присутствует мистический* компонент, однако эта мера может быть существенно  различной. С одной стороны, во всякой религии имеется, по представлениям верующих, та или иная с в я з ь, контракт, соглашение, договор между людьми и высшими силами (этот момент связи отражен в самом общем и древнейшем смысле слова религия**). Именно в этой связи заключается психологическая основа или стержень религии. Как писал У. Джеймс, "уверенность в том, что между Богом и душой действительно установились какие-то сношения, представляет собой центральный пункт всякой живой религии", а самое обычное и массовое проявление такой связи – молитва – это, по словам Джеймса, "душа и сущность религии" .Однако, с другой стороны, в большинстве случаев людям совсем не очевиден двусторонний характер этой связи: человек молится, но не слышит, что отвечает ему Небо.

 

* Мистика ( таинственный) – 1) происходящее в экстазе (трансе) прямое, т.е. без посредников (жрецов, шаманов, священнослужителей, медиумов) общение или даже единение человека с Богом (Абсолютом); 2) учения о мистическом общении с высшими силами и мистическом познании.

Мистическое общение означает, что  человек с л ы ш и т ответ Бога, знает, понимает то, что ему было сказано с Неба. По-видимому, самые разные религиозные учения и культы в своих истоках связаны именно с мистическим переживанием, точнее, потрясением религиозно одаренной личности. Это тот "горний глас", то видение или богоявление, благая весть или иной знак свыше, обращенный к пророку, шаману, провидцу, апостолу, – тот голос, который в зарождающейся традиции станет главным Заветом Бога.

Помимо основателей религий, мистическая  одаренность наблюдалась у многих мыслителей, проповедников, религиозных  писателей. Собственно, стремление мистиков передать людям то, что им открылось  в ниспосланных озарениях, и делало их религиозными писателями, часто  знаменитыми.

Таким образом, содержание религии  по своей психологической природе  крайне разнородно.

 

 

Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, основанного на этом методах познания и преобразования природы. В более общем смысле можно сказать, что диалектика - наука о противоположном в вещах. В соответствии с аксиомой этой науки: вещь является таковой постольку, поскольку она есть результат взаимосвязей противоположных сторон. Эта взаимосвязь представляет исходное противоречие, благодаря которому вещь и является таковой. Знание исходного противоречия позволяет раскрыть причину появления данного явления, рассмотреть этапы развития явления и предположить, когда и при каких условиях данная вещь станет другой. В явлении религии противоположными сторонами можно считать материальное и духовное. Из взаимосвязи этих сторон и из определения религии исходным противоречием можно назвать противоположность объяснимого и необъяснимого в любом определении (объяснении). Располагая знанием исходного противоречия можно раскрыть причину появления религии. Данное явление возникло как результат того, что человек не обладал знаниями о строении окружающего его мира и не мог объяснить все происходящее вокруг него. Поэтому события и явления, не зависящие от него, человек приписал вмешательству божественных сил. В своем развитии религия прошла этапы, когда имела полную и неограниченную власть, как над физической стороной жизни, так и над духовной, к нынешнему состоянию, когда познание человечеством свойств внешнего мира привело к тому, что многие люди перестают нуждаться в существовании данного явления (религия более не нужна им для объяснения каких либо явлений). Таким образом, необходимость религии для человека зависит от знаний человека и человечества в целом о свойствах внешнего мира. История познания диалектики религии проходит в своем развитии этапы от чувственной к рациональной форме познания.  Диалектика, как наука, располагает средствами (принципами, законами и категориями) необходимыми и достаточными для описания внешнего мира, причем, поскольку диалектика - это часть философии, представленные ею средства, имеют всеобщий характер.

Рассмотрим принципы диалектики в анализе религии.

- Принцип развития. Религия, как  и любое явление, постоянно  развивается, то есть осуществляется  объективный процесс перехода  явления от простого к сложному, и в том числе религия является  моментом (элементом) развития.

- Принцип всеобщей связи. Данный  принцип диалектики говорит о  том, что все связано со всем, однако не во всех отношениях. Религия связана с каждым из  нас посредством нашего к ней  отношения (каждый человек верит  или является атеистом). Также  религия является частью культурного  мирового наследия и через  это, можно сказать, связано  со всем.

Законы диалектики в анализе  явления религии.

- Закон взаимного перехода количественных  и качественных изменений. Данный  закон подразумевает, что в  существовании любой вещи наступает  момент, когда количественные (или  качественные) характеристики, которыми  это существование характеризуется,  изменяются. Применительно к религии  можно сказать, что она, как  и всякое другое явление, с  течением времени изменяется  как качественно, так и количественно  (в каждом вероисповедании, т.к.  религия является отражением  внешнего мира, происходит изменение  старых или появление новых  законов и догм, причем такое  изменение может привести и  к появлению нового вероучения ). Причем изменение количественных характеристик влечет за собой изменение качественных, и наоборот изменение качественных - изменение количественных.

- Закон единства и борьбы  противоположностей. Данный закон  диалектики заключается в том,  что в борьбе противоположностей  одного материального образования,  каждая из них отражает (запоминает  след и реагирует) воздействие  другой, таким образом изменяясь. Т.е. эта борьба является источником развития. В религии такими противоположностями служат материальное (наше физическое, телесное существование) и духовное(душа, возможность и необходимость ее развития). Эти две противоположности находятся в постоянной борьбе, то есть борьбе между материальным желанием и оценкой этого с духовной позиции. В то же время они едины, поскольку вместе образуют целостный мир человека (совокупность духовного и материального миров).

- Закон отрицания. Каждая вещь  в процессе своего существования  изменяется качественно, и каждое  ее новое состояние является  отрицанием предыдущего. Таким  образом, получается, что это новое  состояние, перейдя в другое, будет  являться отрицанием отрицания.  Данный закон в анализе религии  помогает увидеть постоянное  развитие данного явления, причем  каждое новое состояние этого  явления является отрицанием предыдущего состояния.


Информация о работе Обыденно-бытовая форма постижения мира