Общие особенности исторического развития России и их воздействие на формирование и развитие русской философской мысли. Общие особеннос

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:26, лекция

Описание работы

Выделяют следующие периоды русской философии:
I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) В рамках первого периода русской философии сформировались три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный.
II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)
III период – Русская философия XIX – начало XX в.
IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 27.79 Кб (Скачать)

1. Общие особенности   исторического развития России и их   воздействие на формирование и развитие русской философской мысли. Общие особенности и основные направления русской философской мысли.

выделяют  следующие периоды русской философии

     I период – Зарождение философской  мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) В рамках первого периода русской философии  сформировались три важнейших идейных  потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный.

     II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)

     III период – Русская философия  XIX – начало XX в.

     IV период – Философия в советский  период истории (1917 – 1991г.г.).

Древнерусская философия Киевской Руси.   Особенности  исторического периода

·          Русь сформировалась как союзное  государство во главе с Киевом;

·          Наличие культурных и торговых отношений  с Востоком и Западом;

·          Создание письменности, распространение  грамотности, книжности,школьного образования

·          Принятие Византийского православного  христианства в 988 г.,послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.

Особенностью  этого процесса явилось то, что  славяне православию не подчинились,они его оязычили, так как:

·        Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому  постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы

·        С привычной общинной моралью  не согласовывался принцип личной ответственности  за грехи мира.

Поэтому христианство, трансформировавшись  и переплетясь с язычеством, стало  мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии. Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии

                  Философские идеи Киевской Руси                 

     Русь восприняла две византийские  философские традиции.

1.      Объяснение мироздания  и истории  исключительно на жестко канонизированных  христианских морально-назидательных  кодексах;

2.      Попытка увязки религиозных догматов  с античной мудростью  

Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)       Исторические условия:

1.       После монголо-татарского ига  к XV веку Русь оказалась экономически  опустошенной, политически оскорбленной  и духовно униженной.

2.       Русь начинает объединяться и  обновляться. Общественно-политическая  жизнь смещается в Московское  княжество, которое со временем  становится центром Русского  государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.

3.       Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.

4.       Окончательно оформляется крепостное  право.

5.       Церковь остается оплотом идеологии,  культуры и просвещения, но  постепенно возникает светская  литература.

           Направления философии Московского  государства          

1) Историософское направление.

2) Религиозные направления  А). Ереси   Б). Нестяжатели и стяжатели.

3) Нравственное направление.

Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.)   Исторические условия

     1. 18 век поставил Россию вровень  с Европой.

-экономические  реформы

-развитие  производства, ремесел и науки

-политические  новации, соседствовали с постоянными  заговорами

-разнообразное  художественное творчество

-использование  жестокости и насилия при проведении  реформ

     2. Постоянные крестьянские выступления.

(две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева)

     3. Постоянные войны. Наиболее крупные:

-северная  война 1700- 1721

-семилетняя  война 1757- 1763

-с  Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791

     4. В эти годы страна открыто  воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители,  политики. Вместе со светской  наукой на русской почве укрепляется  свободомыслие.

     5. Начало этому процессу положили  реформы Петра I. Они раскрепостили  русскую экономику, значительно  пополнили и обновили господствующий  класс за счет дворянства, превратили  церковь в одно из звеньев  государственного аппарата, усилили  царский абсолютизм, низвергли народ  до положения рабов.

     Основные этапы развития философии  в этот период.

1. Ученая дружина Петра I.-Василий Никитич Татищев (1686- 1750) -Феофан Прокопович (1681- 1736) -Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744) -Иван Тихонович Посошков (1652- 1726)

     Идеи:

-отстаивали  необходимость независимого от  церкви развития философского  и естественнонаучного знания.

-разработана  первая в России классификация  наук.

-отстаивали  гелиоцентрическую теорию, учение  о бесконечности вселенной .

-Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления.

-в  теории познания: критерии истины  видели разум, физические и  математические доводы, а саму  истину- как согласие суждения с предметом.

-разработали  философскую терминологию на  русском языке.

2.Философские  взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) - крупнейший представитель механического  материализма.

     Идеи:

-Он  придерживался идеи и принципов  атомизма.  Его научный интерес- свойства материи:

«Материя  есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя  есть протяженное, непроницаемое, делимое  на нечувствительные части».

-В  теории познания пытается преодолеть  разрыв между эмпиризмом и  рационализмом, понимая что и  то и другое- это односторонние крайности процесса познания.

Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял    на позиции «двойной истины», т.е.:-есть истины которые могут не совпадать с религиозными-есть чисто религиозная сфера постижения истин

-Развивал  гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира.

3. Григорий Саввич Сковорода (1722- 1794)

Родоначальником русской философии большинство  исследователей считает Г.С.Сковороду.

Философия Г.С. Сковороды носит прежде всего этическую направленность:

1. Следуя вслед за Сократом, Сковорода  излагает свое учение в диалогах, рассуждениях нескольких человек  на определенную тему.

     Основная тема:

-познание  человека, его души, стремлений, желаний,  поступков.

-соотношение  добра и зла в человеческой  жизни, их обусловленность и  влияние на бытие людей.

Он  разрабатывает христианскую этику  не в отвлеченном обществе, а в  конкретно-российском социуме, учитывая при этом особенности национального  менталитета.   Г.С. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской  философии- путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно-европейской рассудочностью и восточно- христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души.

4. Русские просветители 2 ой половины 18 века.

Отечественная философия эпохи Екатерины II с  наибольшей целеустремленностью разрабатывала  социологические проблемы, в особенности  такие как «совершенствование общества»  и «разумное устроение» государства. Причем активность в этом направлении  прилагала сама императрица, состоявшая в переписке с французским  философом Вольтером: в составленном ею знаменитом «Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий перед законом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостных крестьян. Позже её взгляды резко трансформировались (после восстания Е. Пугачева и Французской революции).

     В литературу этого периода  входит целая когорта выдающихся  просветителей:

-Д.С.  Аничков (1733- 1788)

-Я.П.  Козельский (1728- 1789)

-С.Е.  Десницкий (1739- 1789)

-А.Н.  Радищев (1749- 1802)

Русская философия 19 - начала 20 века.            Исторические условия:

1. Феодальные отношения оставались  весьма прочными и укоренены  в жизни страны.Несмотря на это, во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм.

2. Почти весь этот период отмечен  войнами, которые вела Россия: война Крымская, русско-афганский  конфликт, русско-иранская, три русско-турецкие, русско-японская войны, первая  мировая война. Постоянные восстания  и народные выступления, целая  серия революций.

     Поэтому:Вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития,все мечтали о переменах

                 Характеристика философии 19 века.                

1.   19 столетие по праву называют  «золотым веком» русской философии.  Это был классический период  в истории русской философской  мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы,  радикалы и либералы, народники  и социалисты, крестьянские и  буржуазные философы,демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).

2.   В это время философская мысль  развивалась в значительной мере  внутри  художественной литературы. Философия и литература 19 века  образовали весьма оригинальный  и нерасторжимый синтез, ставший  прочной традицией отечественной  духовной культуры.

3.   Русская философия - это философия  предупреждения. Её лейтмотив - нравственное  вето на любой «прогресс», любой  социальный проект, если они рассчитаны  на принуждение, насилие над  личностью.

4.   Проблемное поле русской философии  19 века распадается на три   сравнительно автономные, но тесно  взаимодействующие сферы:  -сфера познания («вера» - «знание») -сфера действия («аполитизм» - «революционаризм») -сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм»)

В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал: -в сфере познания - это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией) -в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия) -в сфере нравственности - идеал человека, определяемый: а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ, община, церковь; б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное чувство, разумность.

     Т.о. русская философия 19 века  предстаёт как многообразие философских  учений, организованных вокруг двух  полюсов: 1) философия тотальности  (коллективности, целостности) 2) философия  индивидуальности.

               «Славянофильство» и «западничество».              

1) Славянофильство: Сущность славянофильства  определялось идеей «несхожести»  России и Запада,самобытности русского духовно-исторического процесса

     Славянофилы:

-Иван  Васильевич Киреевский (1806-1856)

-Алексей  Степанович Хомяков (1804-1860)

-Константин  Сергеевич Аксаков (1817-1860)

Были  выразителями идеи самобытности русского национального самосознания.   Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:

-Критика  западной цивилизации как якобы  «безбожной», низменной, бездушной.

-Православие  - духовная основа русской нации,  подлинный двигатель исторического  процесса;

  -Монархия - идеальная форма государственного  устройства России, наиболее полно  выражающая дух и традиции  русского народа;

-Крестьянская  община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;

-Соборность - выражение коллективного духа  россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность  есть собирание, соединение всех  сил ради общего дела.

-Русский  народ - это особый народ (народ  - богоносец), призванный к высокой  роли в мире.

2) Западничество:

В полемике со славянофилами складывалась русская философия  индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества.

     Западники:

-Александр  Иванович Герцен (1812- 1870)

-Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)

-Тимофей  Николаевич  Грановский (1813- 1859)

-Николай  Гаврилович Чернышевский (1828- 1889)

Были  выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.

1.Они  активно выступали за европеизацию  страны, т.е. ликвидацию феодально- крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

2.Считали  религию и церковь тормозом  общественного прогресса.

3.Высоко  оценивали человеческий разум  и науку, уважительно относились  к правовым нормам общества.

4.Основной  ценностью общества для них  является индивид, а государство  прозвано защищать его права  и свободы.

5.В  социальной сфере они ориентировались  либо на конституционную монархию , либо на социалистические или анархические формы государственного правления.

В последней трети 19 столетия сложилась  вторая историческая форма 

полюсов русской философии:

-Традиции  славянофилов продолжили почвенники:

-Аполлон  Александрович Григорьев (1822- 1864)

-Федор  Михайлович Достоевский (1821- 1881)

-Николай  Яковлевич Данилевский (1822- 1885)

-Константин  Николаевич Леонтьев (1831- 1891)

-Традиции  западников - народники.

-Петр  Лаврович Лавров (1823- 1900)

-Петр  Никитич Ткачев (1844- 1886)

-Михаил  Александрович Бакунин (1814- 1876)

А) «Почвенники»  - философское направление, для которого главной была идея о  «национальной почве» как основе социального и духовного развития России.

Информация о работе Общие особенности исторического развития России и их воздействие на формирование и развитие русской философской мысли. Общие особеннос