Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:26, лекция
Выделяют следующие периоды русской философии:
I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) В рамках первого периода русской философии сформировались три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный.
II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)
III период – Русская философия XIX – начало XX в.
IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).
1. Общие особенности исторического развития России и их воздействие на формирование и развитие русской философской мысли. Общие особенности и основные направления русской философской мысли.
выделяют
следующие периоды русской
I период – Зарождение
II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)
III период – Русская философия XIX – начало XX в.
IV период – Философия в
Древнерусская философия Киевской Руси. Особенности исторического периода
· Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;
· Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;
· Создание письменности, распространение грамотности, книжности,школьного образования
· Принятие Византийского православного христианства в 988 г.,послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.
Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились,они его оязычили, так как:
· Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы
· С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира.
Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии. Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии
Философские идеи Киевской
Русь восприняла две
1.
Объяснение мироздания и истории
исключительно на жестко
2.
Попытка увязки религиозных
Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.) Исторические условия:
1.
После монголо-татарского ига
к XV веку Русь оказалась
2.
Русь начинает объединяться и
обновляться. Общественно-
3.
Власть опирается не на
4.
Окончательно оформляется
5.
Церковь остается оплотом
Направления философии
1) Историософское направление.
2) Религиозные направления А). Ереси Б). Нестяжатели и стяжатели.
3) Нравственное направление.
Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.) Исторические условия
1. 18 век поставил Россию вровень с Европой.
-экономические реформы
-развитие производства, ремесел и науки
-политические
новации, соседствовали с
-разнообразное художественное творчество
-использование
жестокости и насилия при
2. Постоянные крестьянские
(две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева)
3. Постоянные войны. Наиболее крупные:
-северная война 1700- 1721
-семилетняя война 1757- 1763
-с Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791
4. В эти годы страна открыто
воспринимает западную
5. Начало этому процессу
Основные этапы развития
1.
Ученая дружина Петра I.-
Идеи:
-отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания.
-разработана первая в России классификация наук.
-отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной .
-Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления.
-в теории познания: критерии истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом.
-разработали философскую терминологию на русском языке.
2.Философские
взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) -
крупнейший представитель
Идеи:
-Он
придерживался идеи и
«Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части».
-В
теории познания пытается
Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял на позиции «двойной истины», т.е.:-есть истины которые могут не совпадать с религиозными-есть чисто религиозная сфера постижения истин
-Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира.
3. Григорий Саввич Сковорода (1722- 1794)
Родоначальником русской философии большинство исследователей считает Г.С.Сковороду.
Философия Г.С. Сковороды носит прежде всего этическую направленность:
1.
Следуя вслед за Сократом, Сковорода
излагает свое учение в
Основная тема:
-познание человека, его души, стремлений, желаний, поступков.
-соотношение добра и зла в человеческой жизни, их обусловленность и влияние на бытие людей.
Он разрабатывает христианскую этику не в отвлеченном обществе, а в конкретно-российском социуме, учитывая при этом особенности национального менталитета. Г.С. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской философии- путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно-европейской рассудочностью и восточно- христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души.
4. Русские просветители 2 ой половины 18 века.
Отечественная
философия эпохи Екатерины II с
наибольшей целеустремленностью
В литературу этого периода
входит целая когорта
-Д.С. Аничков (1733- 1788)
-Я.П. Козельский (1728- 1789)
-С.Е. Десницкий (1739- 1789)
-А.Н. Радищев (1749- 1802)
Русская философия 19 - начала 20 века. Исторические условия:
1.
Феодальные отношения
2.
Почти весь этот период
Поэтому:Вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития,все мечтали о переменах
Характеристика философии 19 века.
1.
19 столетие по праву называют
«золотым веком» русской
2.
В это время философская мысль
развивалась в значительной
3. Русская философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
4.
Проблемное поле русской
В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал: -в сфере познания - это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией) -в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия) -в сфере нравственности - идеал человека, определяемый: а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ, община, церковь; б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное чувство, разумность.
Т.о. русская философия 19 века
предстаёт как многообразие
«Славянофильство» и «
1)
Славянофильство: Сущность
Славянофилы:
-Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)
-Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)
-Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860)
Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания. Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:
-Критика
западной цивилизации как
-Православие
- духовная основа русской нации,
-Монархия - идеальная форма
-Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;
-Соборность
- выражение коллективного духа
россиян, их общинного («
-Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.
2) Западничество:
В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества.
Западники:
-Александр Иванович Герцен (1812- 1870)
-Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
-Тимофей Николаевич Грановский (1813- 1859)
-Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889)
Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.
1.Они
активно выступали за
2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса.
3.Высоко
оценивали человеческий разум
и науку, уважительно
4.Основной
ценностью общества для них
является индивид, а
5.В
социальной сфере они
В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма
полюсов русской философии:
-Традиции
славянофилов продолжили
-Аполлон Александрович Григорьев (1822- 1864)
-Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881)
-Николай Яковлевич Данилевский (1822- 1885)
-Константин Николаевич Леонтьев (1831- 1891)
-Традиции западников - народники.
-Петр Лаврович Лавров (1823- 1900)
-Петр Никитич Ткачев (1844- 1886)
-Михаил Александрович Бакунин (1814- 1876)
А)
«Почвенники» - философское направление,
для которого главной была идея о
«национальной почве» как основе
социального и духовного