Общество. Понятие, структура, виды общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

В качестве относительно самостоятельного предмета изучения может быть
выделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людей
структура социальных общностей, включающая в свой состав такие общности,
как семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.п. Может быть
также специально выделена и рассмотрена структура связей, зависимостей,
отношений между людьми; они могут исследоваться по крупным сферам
жизнедеятельности общества, таким, как экономическая, политическая,
духовная, нравственная, религиозная, эстетическая. Могут рассматриваться
как отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношения между самими
этими сферами.

Содержание

Введение 2
I Понятие общества. 5
II Структура общества 6
2.1 Структура, внутренняя организация 6
2.2 Основные элементы структуры общества 10
2.3 Человек — универсальный компонент общественной системы 12
III Подсистемы общества по Т. Парсонсу. 16
IV Функционирование общества (К. Маркс; П. Сорокин) 26
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Реферат Философия Общество.docx

— 49.26 Кб (Скачать)

      Огромное  значение в определении специфики  того или иного целого, его

особенностей, свойств  плюет структура—внутренняя организация  целостной

системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи,

взаимодействия образующих его компонентов.

      Понятие  структуры употребляется и в  ином, более широком смысле как

совокупность элементов  и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры,

по существу, отождествляется  с понятием целого, так как, например,

«элементарные» частицы  и атомы, молекулы и другие предметы и явления,

будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.

      Структура  — это упорядоченность, организованность  системы. Естественно

поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера

упорядоченности, которая  в самой общей форме, в кибернетическом  смысле,

выступает как степень  отклонения от состояния ее термодинамического

равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень  упорядоченности,

используя содержащиеся во внешней среде вещество, энергию  и информацию для

собственного функционирования и развития.

      Приведенное  понятие структуры разделяется  многими исследователями.

      При  этом немало исследователей обращает  внимание на огромную роль

структуры в формировании целостных свойств системы. Так, отмечая, что

система являет собой  множество взаимосвязанных элементов, выступающих как

определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что  «свойства

объекта как целого определяются по только и не столько  свойствами его

отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми

интегративными связями  рассматриваемого объекта».

      Для  понятия структуры,— пишет В.  С. Тюхтин,— специфичен особый  и в то

же время универсальный  тип отношений—отношения «порядка, композиции

элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую

упорядоченность». При  этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуре

три уровня: зависимости  между свойствами компонентов системы, между

свойствами системы  и свойствами ее компонентов, зависимость  системных,

интегральных свойств  между собой. Структура системы, выражая ее сущность,

проявляется в совокупности законов данной области явлений».

      «Структура, объединяющая элементы и свойства  объекта,— отмечает М. И.

Сетров,— выступает  как некий закон данного объекта  или класса вещей. Этот

закон объективен, его  существование не зависит от нашей  воли, и поэтому,

как бы мы ни комбинировали  все возможные сочетания свойств  и элементов,

вещь будет оставаться такой, как она есть».

      В  применении к обществу как  системе структура выступает  как внутренняя

организация общества или его отдельных звеньев. Структура  общества — это

совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и

любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система

в рамках «глобального»  целого — общества — обладает своей  специфической

структурой, организацией, которая является конкретизацией более  общей

структуры, структуры, господствующей в обществе.

      Поскольку  главным компонентом любой общественной  системы являются

люди, то основным элементом  ее структуры, если можно так выразиться, ее

центральным звеном являются отношения людей, прежде всего  производственные

отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни —

экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда

наличие специфических  структур для конкретных сфер целостного общества —

экономической структуры, социально-политической структуры, структуры

духовной жизни, структуры  быта и семенной жизни. Каждая из них  обладает

своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и

определяются прежде всего господствующими в нем  формами собственности.

         Структура общественной системы  выступает но только как отношения

людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни —

экономической и  социально-политической, экономической  и духовной, отношения

других общественных сфер — это тоже элементы структуры.

      Элементами  структуры могут быть и отношения  вещей. При этом нельзя

забывать, конечно, что  вещи имеют социальную природу. Структура, например,

такой системы, как  предприятие, заключает в себе и  определенную связь,

порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических

процессов и т. д.

      Структура  проявляется и в отношениях  людей к вещам, в частности  к

средствам, производства, то ость в формах собственности, которые

представляют собой  важнейший элемент структуры  общества. Она может

выступать и как  отношения людей к идеям. Это  процесс выработки, восприятия,

распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют

место и отношения  идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К

примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными

формами, они, эти  формы,— наука, политические идеи, искусство  и др.—

находятся в определенной связи, отношениях.

      Структура  есть и отношение людей к  процессам—экономическим,

политическим и  др., соотношение различных процессов  в обществе, скажем

революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.

д.

      Говоря  о том, что структура общественной  системы многообразна,

проявляется в различных  связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать

из виду, что, какие  бы компоненты ни были связаны в  общественном целом, и

каком бы виде структура  ни выступала, она обязательно в  конечном счете

проявляется через  людей. 
 
 

      2.2 Основные элементы структуры  общества 
 

      Первым  необходимым элементом социальной  деятельности являются живые

человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны  её пусковые

и регуляторные механизмы.

      Вторым  элементом является объект социальной  деятельности. Объекты

социальной деятельности можно разделить на два класса:

          1. Вещи, "орудия" с помощью которых  люди оказывают воздействие на

             окружающий их реальный мир.  С помощью этих вещей люди

             осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде

             путем её вещественно-энергетической  переделки,

             целенаправленного преобразования.

          2. Символы, знаки (книги, картины,  иконы, и др.). Эти предметы

             служат не непосредственному  изменению реальности, а изменению

             наших представлений о мире. Они  воздействуют на наше сознание,

             стремления, цели, и через них,  опосредованно, воздействуют на

             отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать

             в себе особым образом закодированную  информацию, служить

             средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям

             согласовывать цели своей коллективной  деятельности.

             Необходимость символов связана  с тем, что любые идеи, образы,

             чувства, призванные повлиять  на поведение людей, могут сделать

             это, и лишь в том случае  обретут некоторую "телесную  оболочку"

             становясь материальными      проводниками, "перевозчиками

             смысла".

      Если  вещи служат прямым орудием  адаптации, то символы обеспечивают

целенаправленность  человеческой деятельности.

      Механический  набор людей вещей и символов  не создаёт целостное

системное образование-общество. Для его существования необходима сложная

совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

      [pic]

      Устойчивые, воспроизводимые связи между  совместно действующими людьми

называются общественными  отношениями. Эти отношения связывают  людей как в

процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при

разделении совместно  созданных результатов труда: готовых  продуктов труда и

средств их создания. Подобные отношения, между владельцами  земли, станков и

пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс  называл

производственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в

организации общественной жизни людей. 

      2.3 Человек — универсальный компонент  общественной системы 
 

      Всякая  система, целое представляет собой  органическое единство и

взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка  необычайно

сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с

системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня,

различной степени  сложности и организации. В этой иерархии любая система

является, с одной  стороны, компонентом системы более  высокого уровня, а с

другой — сама образована из систем более низкого  порядка. Выделить ту или

иную данную систему  в обществе, определить ее — это  значит вычленить часть

(компонент) из  целого (системы), а затем исследовать  ее как систему,

выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции  и т.

д.).

      Э.  С. Маркарян всю совокупность  компонентов социальной системы

подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое место

ставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,— для

понимания человеческого  общества (и вообще любой живой  системы) в качестве

целостного образования  его нужно рассмотреть прежде всего с трех

качественно различных  точек зрения:

           1) с точки зрения субъектов  деятельности, отвечающей на вопрос,

              кто действует;

           2) с точки зрения участков приложения  деятельности, позволяющей

              установить, на что направлена  деятельность, где она

Информация о работе Общество. Понятие, структура, виды общества