Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:03, контрольная работа
Введение
Что такое "общество"? каждому приходилось слышать выражения такого типа: "Какое приятное общество собралось", "сливки общества", "общество защиты прав потребителей", - да мало ли еще вариантов, когда термин "общество" кажется вполне уместным! Вместе с тем, философию врядли может интересовать общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом.
“Социальная философия:
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Генезис историко-философских воззрений на общество…………………..4
2. Субъекты и движущие силы исторического развития……………………...7
3. В чем состоит различие «формационной» и «цивилизационной» концепций анализа общества? ........................................................................9
Заключение……………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………………..13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Генезис историко-философских воззрений на общество…………………..4
2. Субъекты и движущие силы исторического развития……………………...7
3. В чем состоит различие «формационной» и «цивилизационной» концепций анализа общества? ..............................
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Что такое "общество"? каждому приходилось слышать выражения такого типа: "Какое приятное общество собралось", "сливки общества", "общество защиты прав потребителей", - да мало ли еще вариантов, когда термин "общество" кажется вполне уместным! Вместе с тем, философию врядли может интересовать общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом.
“Социальная философия:
1) в широком смысле: раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив;
2) в узком смысле: раздел общей социологии, содержащий исследования названных проблем с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин — политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и т.д.”[1]
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных ее аспектах, используя всевозможные конкретные методы и частные методики для анализа конкретных событий общественной жизни и их обобщения. Социальная философия опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения.
1. Генезис историко-философских воззрений на общество
Принято считать, что отцом истории является Геродот - древнейший из историков, стремившийся описать не просто деяния людей, но и выявить их причины, чтобы найти истину и сохранить эти деяния в памяти потомков.
Горизонты исторической мысли значительно расширил Фукидит (ок. 460—400 до н.э.). Он ставил своей задачей отыскать истину в истории, выдвинул идею повторяемости исторических явлений, обусловленной неизменностью “человеческой природы”, которой, по Фукидиту, свойственны стремление к преобладанию и жажда власти, но наряду с этим и жажда свободы. Это чувство более сильное и неодолимое в человеке, нежели его стремление к господству.
Возникнув как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, социально-философская мысль постепенно выделяет в качестве специфического предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций). Древние философы, как уже говорилось, пытались как-то разгадать и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности. По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. Аристотель выдвинул положение, что человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей — исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места людей в обществе. Лукреций считал, что причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня.
Средневековые мыслители в трактовке истории человечества, как правило, апеллировали к божественному провидению: история предопределена Богом; все пороки — результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться. Августин, например, усматривал во всемирной истории постепенно устанавливающуюся противоположность государства Божьего и мирского, прототипами которых служили церковь и Римская империя.
Важную роль в становлении социальной философии сыграл Гегель с его идеей “хитрого Разума”. Г. Гегель говорил: “Во всемирной истории благодаря действиям людей получаются несколько иные результаты по сравнению с теми, к которым они стремятся. Люди добиваются удовлетворения своих потребностей и интересов, однако благодаря этому объективно осуществляется еще и нечто такое, что скрыто содержится в их интересах и действиях, но не осознается ими, не входит в их намерения”[2]. В этом-то и кроется “хитрость разума истории”.
Высоко ценя диалектику Гегеля, Маркс отвергал его идеалистические исходные принципы. Маркс с гордостью утверждал, что он “перевернул с головы на ноги”2 учение Гегеля, т.е. переработал идеалистическую диалектику в материалистическую. Для Маркса идеальное – это отражение материального в голове человека, в сознании индивида и общества, это мысли, идеи сугубо земного происхождения, свойство высокоорганизованной материи, что не имеет ничего общего с трактовкой данного вопроса Гегелем.
Марксистская концепция общества, восходящая, по определению, к Марксу, доминировала среди советских социальных философов и обществоведов. В наши дни она является предметом многих философских споров. Согласно Марксу, главным фактором, образующим человеческие общества, является общественный характер производительного труда, производство людьми общественного труда. Людей объединяет их общественный труд, именно он определяет специфику общества в первую очередь. Не ценности, а общественный труд, полагают марксисты, объединяет людей в единое, как правило, противоречивое целое.
Прогресс производительности труда и средств производства приводит к революциям, смене одних общественно-экономических формаций другими. В марксистских вариантах философии истории весьма популярна так называемая “пятичленка. Марксисты видят смысл истории в максимальном общественном развитии, вследствие которого все более свободным становится каждый член общества.
2. Субъекты и движущие силы исторического развития
Движущая сила исторического развития – это все силы, противоречия и т.д. А движущая сила общества – это деятельность людей, раскрытая с точки зрения ее внутреннего механизма, ее факторов и причин (например, Маркс склонялся к материальным причинам и факторам).
Народная общность – это не просто общий признак, она реализуется, функционирует в определенной деятельности многих людей. Рассматривая роль народных масс в истории, социальная философия подчеркивает, во-первых, что роль народных масс является решающей, определяющей и, во-вторых, что она исторически развивается и возрастает.
Главным образом решающую роль народных масс обуславливает то, что народ – это общность трудящихся, главной производительной силы. Именно народные массы создают все материальные и в значительной мере духовные блага в обществе, именно их труд представляет собой непрерывное действие, функционирование материального производства. Выходит, что именно благодаря труду народных масс удовлетворяются все важнейшие потребности общества, создаются решающие условия для существования, развития, функционирования всех видов, форм общественной деятельности. В признании определяющей роли народных масс в истории выражается положение о роли материального производства в обществе. Если идея об определяющей роли материального производства в обществе оставляет в тени оценку самих субъектов материальной деятельности, т.е. людей, то идея определяющей роли общественных масс в истории наоборот подчеркивает именно роль людей.
Особенно рельефно решающая роль народных масс раскрывает при сопоставлении с ролью выдающихся личностей, отдельных социальных групп в истории.
Эти личности группы и организации могут принимать решающие и принципиальные решения, могут указывать пути общественного развития, возглавлять, направлять общественные процессы. Но вся эта их выдающаяся деятельность возможна лишь тогда, когда каждодневно и ежечасно миллионы представителей народа занимаются простыми, будничными делами (выращивают хлеб, строят города и дороги, добывают полезные ископаемые и т.д.). Любой самый замечательный замысел того или иного лидера лишь тогда воплощается в жизнь, когда трудом и усилиями народных масс он становится социальной реальностью. Желание Петра I «прорубить окно в Европу», иметь выходы к морю не было бы достигнуто без пота и крови тысяч крестьян, ремесленников и солдат. От полководческого таланта Наполеона не было бы никакого толка, не будь в его распоряжении многотысячной армии.
Перед делеммой, кто значимей, народные массы или выдающиеся личности истории, стояли многие философы, многие склонялись к тому или иному мнению, потому что народным массам необходимо направление выдающейся личности, а выдающейся личности необходима опора народных масс. Поэтому, на мой взгляд, эти две категории равнозначны и неразрывны.
3. В чем состоит различие «формационной» и «цивилизационной» концепций анализа общества?
Формация – это общественно-экономический, исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии: “… общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером”[3].
Цивилизация – 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется так же для обозначения материальной культуры. 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры. 3)ступень общественного развития, следующая за варварством.
В эпоху Возрождения и Просвещения концепциям провиденциализма противопоставляют рациональные объяснения исторических фактов. Гердер дает наиболее цельную, философски обобщенную картину развития человечества эпохи Просвещения. Для него история есть “закономерное развитие культуры”. Влияние Гердера было огромно, оно заметно и у Гегеля. Для последнего история есть закономерное развитие абсолютной идеи в духе. Субстанция духа — свобода. Прогресс фиксируется развитием искусства, науки, религии, философии.
Маркс также сторонник прогресса. Для него критерием поступательного развития общества является уровень производительности общественного труда. Прогресс производительности труда и средств производства приводит к революциям, смене одних общественно-экономических формаций другими: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Марксисты видят смысл истории в максимальном общественном развитии, вследствие которого все более свободным становится каждый член общества. Марксистская концепция философии истории встретилась с большими трудностями, истоки которых критики марксизма видят в потере человека. Недопустимо сводить человека к не субъективным факторам производства. Ведь последние в конечном счете просто не имеют самостоятельного значения: средства производства — это символы самих людей. Смысл истории содержится поэтому не в средствах производства, а в том, что они символизируют. А символизируют средства производства духовную жизнь общества.
В XX в. концепция линейного развития общества неоднократно подвергалась уничтожающей критике, особенно у Шпенглера. О.Шпенглер, А,Тойнби, П.Сорокин развивают идею локальных обществ. Указанные авторы выдвигают типы обществ, которые обладают своеобразными особенностями, не позволяющими представить историю в виде линейного процесса. Для Шпенглера существует восемь культурных организмов: египетский, индийский, китайский, западноевропейский и т.п. Возникнув, организм выступает как культура. Культура умирает, переходит в цивилизацию. Высшая ценность — это культура, творчество. На стадии цивилизации культура вырождается, она становится массовой, господствуют техника, политика, спорт. Смысл истории полностью определяется наличной стадией общества.[4]
Тойнби Арнольд (1889—1975) —английский философ. В главном труде своей жизни “Исследование истории” Тойнби объяснял всемирно-исторический процесс с позиций “культурно-исторической методологии”, т. е. на основе признания самозамкнутых дискретных единиц, “цивилизаций”, на которые распадается история и которые составляют ее циклы. Каждая цивилизация включает в себя возникновение, рост, “надлом”, упадок и разложение. Развитие цивилизаций объясняется мировыми религиями, их история включает в себя свободное самоопределение человека. Динамика цивилизаций определяется “законом вызова и ответа”. “Вызов” создает историческая ситуация, а адекватный или неадекватный ответ дается той или иной цивилизацией. Заслуга адекватного ответа принадлежит “творческому меньшинству” общества, которое властвует. Затем это меньшинство консервирует власть, теряет творческие способности к адекватному ответу, что приводит к “надлому”, а затем — при определенных условиях — к гибели цивилизации.[5]