Общественное сознание и реальная жизнь общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

1.Общественное сознание и реальная жизнь общества................
1.2. Общественное и индивидуальное сознание.........................
2.Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.........................................................................................
3.Формы общественного сознания и их взаимосвязь.....................
3.1. Формы общественного сознания............................................
4.Список литературы........................................................................

Содержание

1.Общественное сознание и реальная жизнь общества................
1.2. Общественное и индивидуальное сознание.........................
2.Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.........................................................................................
3.Формы общественного сознания и их взаимосвязь.....................
3.1. Формы общественного сознания............................................
4.Список литературы........................................................................

Работа содержит 1 файл

философия1.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

      2) Общественное сознание обладает  преемственностью всего лучшего,  полезного и необходимого. Преемственность  проявляется в науке, морали, традициях  народов.

      3) Общественное сознание активно  воздействует на всю жизнь  общества. 

      2.3. Структура общественного сознания.

     Деление общественного сознания на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. 

      2.3.1. Версия №1 (специфика тех сторон действительности, которая отражается общественным сознанием):

      Формы общественного сознания:

      1) философия;

      2) политическое сознание;

      3) правовое сознание;

      4) мораль;

      5) искусство;

    1. наука;
    2. религия.

      Между индивидуальным и общественным сознанием  нет жёстких границ. Напротив, между  ними происходит постоянное взаимодействие.

      Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, нравы, искусство, науку, право, нормы поведения.

      Но  общество избирательно относится к  результатам деятельности индивидуального  сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в состав общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве.

      Индивидуальное  сознание вбирает далеко не все элементы общественного сознания.

      Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в  силу личностных, индивидуальных особенностей) воспринимает существующие в общественном сознании элементы.

      2.4. Противоречие между общественным и личным сознанием.

      Судьба  таких исторических личностей, как  Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д’Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют  о наличии противоречия между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Личности, опережающие время, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.

      Индивидуальное  сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, являющимся реальностью, с которой приходится считаться.  

      ОБЫДЕННОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  СОЗНАНИЕ 

      Структура общественного сознания (духовной сферы  общества, надстройки) является в известной мере отражением структуры общественного бытия в его широком смысле слова. Поскольку общественное бытие имеет две стороны: непосредственную (внешнюю) и глубинную (внутреннюю), общественном сознании различают два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. Преобладающей в нем является рациональная сторона, а не чувственная. Ядро обыденного сознания - здравый смысл - по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания. Обыденное сознание - это первичный уровень осознания общественной жизни и природной среды. Оно ближе к непосредственной действительности, полнее отражает специфику ситуаций, но включает в себя и так называемое обывательское, весьма ограниченное, сознание.

      С обыденным сознанием тесно связана  общественная психология, являющаяся также непосредственным отражением повседневной жизни людей, их условий, интересов, деятельности в форме чувств, мыслей, представлений, настроений, иллюзий, взглядов, традиций, обычаев и т. д. Содержание общественной психологии многообразно: в нем различают чувственную сторону (эмоции, настроения, сложные чувства) и рациональную (идеи, представления, взгляды), а также привычки, обычаи, традиции, устойчивые вкусы и другие социально-психологические образования. Однако в отличие от обыденного сознания ведущей стороной в ней является чувственная сторона. Общественную психологию создает, творит все общество, у нее нет отдельного от масс носителя. В классовом обществе она приобретает классовый характер, ее творит весь класс. Маркс отмечал: «Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответствующих общественных отношений». Общественная психология направлена непосредственно на практическую деятельность и в ней прежде всего реализуется. Ее основная функция — стимулирование деятельности, воплощение чувств, идей в реальные отношения, поведение людей. Не имея иного кроме самих масс носителя и создателя, общественная психология выступает как массовое сознание, как продукт социальных условий жизни общества, класса, группы и их побудительная сила. Статус общественной психологии как науки пока еще точно не определен.

      С обыденным сознанием тесно связано общественное мнение, т. е. состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к событиям и фактам действительности, к деятельности партий и социальных групп, общественных организаций, отдельных личностей и т. д. и их оценку. Оно действует практически во всех сферах общественной жизни, его объектом могут быть объективные и субъективные явления, вызывающие общественный интерес. В качестве источников формирования общественного мнения могут выступать различного рода информация, поставляемая средствами массовой коммуникации, научные знания, индивидуальный и групповой опыт, слухи, молва и т. д. В силу этого оно может быть в различной степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным. Взятое в целом общественное мнение представляет собой сложное переплетение истины и заблуждения. В развитом обществе привычными каналами и формами выражения общественного мнения являются референдумы, конференции, совещания, прямое участие масс в законодательных и исполнительных органах, манифестации и т. д. В таком обществе его роль в общественной жизни резко возрастает: усложняются функции, расширяется сфера деятельности, увеличивается степень глубины и компетентности его субъекта.

      Второй  уровень общественного сознания — теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью в силу проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его. Взаимосвязь теоретического сознания и здравого смысла; двусторонняя: с одной стороны, под влиянием развития НТП обыденная жизнь наполняется научным знанием, и здравый смысл, вбирая в себя то, что было ранее лишь достоянием науки, обогащается; с другой стороны, здравый смысл в известной мере контролирует науку, поскольку последняя, имея дело с абстракциями, может: терять чувство реальности, отрываться от действительности. Так, в течение десятилетий существовал значительный отрыв общественных наук от реальной жизни, ее насущных проблем. Возникли элементы утопизма, в то время как здравый смысл, связанный с обыденной жизнью, все больше порождал недоверие к развиваемым в них идеям. Однако концепция перестройки общества, перехода к новой модели социализма может быть сформулирована только общественными науками, при опоре их на здравый смысл.

      С теоретическим сознанием тесно связана идеология, т. е. система, идей, взглядов, теорий .отражающих сущность, законы общественного бытия под углом Зрения интересов общества, классов, социальных групп. В отличие от общественной психологии, идеология создается не обществом или классом в целом, а отдельными его представителями, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к которым общество или класс приходят практически. Из условий жизни общества или класса стихийно возникает не идеология, а общественная психология, создающая определенную почву для выработки, распространения и усвоения идей. Анализируя механизм формирования и распространения научной идеологии, Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогресса общественной мысли, и носителем ее является передовой, сознательный авангард рабочего класса — партия, который вносит идеологию в массы. Сам рабочий класс не может осознать свои коренные интересы, цели и задачи борьбы. С тредюнионистским сознанием и стихийной борьбой он остается до усвоения научной идеологии «классом в себе». Лишь осознав с ее помощью свои коренные интересы, цели, задачи, он становится «классом для себя», классом со зрелым самосознанием.

      Различают ненаучную и научную идеологию. Последняя, по определению Ленина, соединяет в теории высшую и строгую научность с революционностью. Будучи в классовом обществе классовой и партийной, идеология связывает познание социальной действительности с интересами того или иного класса. На этом основании утверждают, что научность и партийность не совместимы, и потому любая идеология представляет собой в значительной мере превратное отражение действительности. При этом не учитывается, что познание возникает как выражение и реализация определенных интересов и потребностей. Природа как объект естественных наук определяет лишь возможность их появления, которая превращается в действительность тогда, когда формируется общественный или классовый интерес, общественная и классовая потребность в его исследовании. «Даже это «чистое» естествознание,— отмечали основоположники марксизма, — получает свою цель, равно как и свой материал, лишь благодаря торговле и промышленности, благодаря чувственной деятельности людей». Вся наука в целом развивается как результат реализации определенных общественных, классовых или личных интересов, но общественные науки в большей мере, чем естественные, зависят от них. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс показали, что идеологию нельзя рассматривать вне истории общества, ибо господствующие идеи, мысли являются идеями и мыслями людей о себе и об обществе, в котором они живут. Каково общественное бытие, таковы и взгляды, теории. В материальной жизни общества, основанного на частном труде и собственности, заложена реальная основа появления превратного, иллюзорного сознания. Так, овеществление производственных отношений, происходящее в силу всеобщего обмена, всеобщей купли-продажи, порождает товарный фетишизм. У людей складывается представление, что вещи по самой своей природе обладают какими-то таинственными свойствами. Однако не идеологию вообще определяли классики марксизма как извращенное понимание истории, а идеологию, господствующую до становления развитого капиталистического общества. Прежде всего в силу самих условий материальной жизни она могла быть либо превратным пониманием истории, либо полным отвлечением от нее. До тех пор пока существуют частный труд и частная собственность, сохраняется и реальная основа для существования ненаучной идеологии, дающей в той или иной мере превратное объяснение действительности. Сознание и самосознание общества всегда таковы, каков реальный процесс жизни людей. 

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ 

      Общественное  сознание возникло одновременно и в  единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

      Сознание  реализуется в двух ипостасях: отражательной  и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

  Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

      Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. 

Информация о работе Общественное сознание и реальная жизнь общества