Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:54, контрольная работа
1.Общественное сознание и реальная жизнь общества................
1.2. Общественное и индивидуальное сознание.........................
2.Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.........................................................................................
3.Формы общественного сознания и их взаимосвязь.....................
3.1. Формы общественного сознания............................................
4.Список литературы........................................................................
1.Общественное сознание и реальная жизнь общества................
1.2. Общественное и индивидуальное сознание.........................
2.Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.........................................................................................
3.Формы общественного сознания и их взаимосвязь.....................
3.1. Формы общественного сознания............................................
4.Список литературы........................................................................
2)
Общественное сознание
3) Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.
2.3. Структура общественного сознания.
Деление общественного сознания на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям.
2.3.1. Версия №1 (специфика тех сторон действительности, которая отражается общественным сознанием):
Формы общественного сознания:
1) философия;
2) политическое сознание;
3) правовое сознание;
4) мораль;
5) искусство;
Между индивидуальным и общественным сознанием нет жёстких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.
Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, нравы, искусство, науку, право, нормы поведения.
Но общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в состав общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве.
Индивидуальное сознание вбирает далеко не все элементы общественного сознания.
Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) воспринимает существующие в общественном сознании элементы.
2.4. Противоречие между общественным и личным сознанием.
Судьба
таких исторических личностей, как
Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д’Арк, судьбы
многих наших современников
Индивидуальное
сознание не является точным слепком с
общественного сознания. Человек вступает
в диалог с общественным сознанием, являющимся
реальностью, с которой приходится считаться.
ОБЫДЕННОЕ
И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
СОЗНАНИЕ
Структура общественного сознания (духовной сферы общества, надстройки) является в известной мере отражением структуры общественного бытия в его широком смысле слова. Поскольку общественное бытие имеет две стороны: непосредственную (внешнюю) и глубинную (внутреннюю), общественном сознании различают два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. Преобладающей в нем является рациональная сторона, а не чувственная. Ядро обыденного сознания - здравый смысл - по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания. Обыденное сознание - это первичный уровень осознания общественной жизни и природной среды. Оно ближе к непосредственной действительности, полнее отражает специфику ситуаций, но включает в себя и так называемое обывательское, весьма ограниченное, сознание.
С
обыденным сознанием тесно
С обыденным сознанием тесно связано общественное мнение, т. е. состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к событиям и фактам действительности, к деятельности партий и социальных групп, общественных организаций, отдельных личностей и т. д. и их оценку. Оно действует практически во всех сферах общественной жизни, его объектом могут быть объективные и субъективные явления, вызывающие общественный интерес. В качестве источников формирования общественного мнения могут выступать различного рода информация, поставляемая средствами массовой коммуникации, научные знания, индивидуальный и групповой опыт, слухи, молва и т. д. В силу этого оно может быть в различной степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным. Взятое в целом общественное мнение представляет собой сложное переплетение истины и заблуждения. В развитом обществе привычными каналами и формами выражения общественного мнения являются референдумы, конференции, совещания, прямое участие масс в законодательных и исполнительных органах, манифестации и т. д. В таком обществе его роль в общественной жизни резко возрастает: усложняются функции, расширяется сфера деятельности, увеличивается степень глубины и компетентности его субъекта.
Второй уровень общественного сознания — теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью в силу проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его. Взаимосвязь теоретического сознания и здравого смысла; двусторонняя: с одной стороны, под влиянием развития НТП обыденная жизнь наполняется научным знанием, и здравый смысл, вбирая в себя то, что было ранее лишь достоянием науки, обогащается; с другой стороны, здравый смысл в известной мере контролирует науку, поскольку последняя, имея дело с абстракциями, может: терять чувство реальности, отрываться от действительности. Так, в течение десятилетий существовал значительный отрыв общественных наук от реальной жизни, ее насущных проблем. Возникли элементы утопизма, в то время как здравый смысл, связанный с обыденной жизнью, все больше порождал недоверие к развиваемым в них идеям. Однако концепция перестройки общества, перехода к новой модели социализма может быть сформулирована только общественными науками, при опоре их на здравый смысл.
С теоретическим сознанием тесно связана идеология, т. е. система, идей, взглядов, теорий .отражающих сущность, законы общественного бытия под углом Зрения интересов общества, классов, социальных групп. В отличие от общественной психологии, идеология создается не обществом или классом в целом, а отдельными его представителями, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к которым общество или класс приходят практически. Из условий жизни общества или класса стихийно возникает не идеология, а общественная психология, создающая определенную почву для выработки, распространения и усвоения идей. Анализируя механизм формирования и распространения научной идеологии, Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогресса общественной мысли, и носителем ее является передовой, сознательный авангард рабочего класса — партия, который вносит идеологию в массы. Сам рабочий класс не может осознать свои коренные интересы, цели и задачи борьбы. С тредюнионистским сознанием и стихийной борьбой он остается до усвоения научной идеологии «классом в себе». Лишь осознав с ее помощью свои коренные интересы, цели, задачи, он становится «классом для себя», классом со зрелым самосознанием.
Различают
ненаучную и научную
идеологию. Последняя, по определению
Ленина, соединяет в теории высшую и строгую
научность с революционностью. Будучи
в классовом обществе классовой и партийной,
идеология связывает познание социальной
действительности с интересами того или
иного класса. На этом основании утверждают,
что научность и партийность не совместимы,
и потому любая идеология представляет
собой в значительной мере превратное
отражение действительности. При этом
не учитывается, что познание возникает
как выражение и реализация определенных
интересов и потребностей. Природа как
объект естественных наук определяет
лишь возможность их появления, которая
превращается в действительность тогда,
когда формируется общественный или классовый
интерес, общественная и классовая потребность
в его исследовании. «Даже это «чистое»
естествознание,— отмечали основоположники
марксизма, — получает свою цель, равно
как и свой материал, лишь благодаря торговле
и промышленности, благодаря чувственной
деятельности людей». Вся наука в целом
развивается как результат реализации
определенных общественных, классовых
или личных интересов, но общественные
науки в большей мере, чем естественные,
зависят от них. В «Немецкой идеологии»
Маркс и Энгельс показали, что идеологию
нельзя рассматривать вне истории общества,
ибо господствующие идеи, мысли являются
идеями и мыслями людей о себе и об обществе,
в котором они живут. Каково общественное
бытие, таковы и взгляды, теории. В материальной
жизни общества, основанного на частном
труде и собственности, заложена реальная
основа появления превратного, иллюзорного
сознания. Так, овеществление производственных
отношений, происходящее в силу всеобщего
обмена, всеобщей купли-продажи, порождает
товарный фетишизм. У людей складывается
представление, что вещи по самой своей
природе обладают какими-то таинственными
свойствами. Однако не идеологию вообще
определяли классики марксизма как извращенное
понимание истории, а идеологию, господствующую
до становления развитого капиталистического
общества. Прежде всего в силу самих условий
материальной жизни она могла быть либо
превратным пониманием истории, либо полным
отвлечением от нее. До тех пор пока существуют
частный труд и частная собственность,
сохраняется и реальная основа для существования
ненаучной идеологии, дающей в той или
иной мере превратное объяснение действительности.
Сознание и самосознание общества всегда
таковы, каков реальный процесс жизни
людей.
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
И
ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Итак,
сознание как отражение и как активно-творческая
деятельность представляет собой единство
двух нераздельных сторон одного и того
же процесса: в своем влиянии на бытие
оно может как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать,
так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому
общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать
его перестройке. В этом и заключается
та исторически сложившаяся функция
общественного сознания, которая делает
его объективно необходимым и реально
существующим элементом любого общественного
устройства.
Информация о работе Общественное сознание и реальная жизнь общества