Общественное сознание и реальная жизнь общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

1.Общественное сознание и реальная жизнь общества................
1.2. Общественное и индивидуальное сознание.........................
2.Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.........................................................................................
3.Формы общественного сознания и их взаимосвязь.....................
3.1. Формы общественного сознания............................................
4.Список литературы........................................................................

Содержание

1.Общественное сознание и реальная жизнь общества................
1.2. Общественное и индивидуальное сознание.........................
2.Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.........................................................................................
3.Формы общественного сознания и их взаимосвязь.....................
3.1. Формы общественного сознания............................................
4.Список литературы........................................................................

Работа содержит 1 файл

философия1.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Общественное  сознание и реальная жизнь общества................

1.2. Общественное  и индивидуальное сознание.........................

  1. Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.........................................................................................
  2. Формы общественного сознания и их взаимосвязь.....................

3.1. Формы общественного  сознания............................................

  1. Список литературы........................................................................

ОБЩЕСТВЕННОЕ  СОЗНАНИЕ

И РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 

      Анализ  духовной жизни общества является одной  из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделился  окончательно и определенно. Но как  показывает статистика - многие автоломбарды не могут выдать залог оперативно... Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику духовной сферы жизни общества. Известный русский философ Н.А.Бердяев подобное положение объяснил следующим образом: "В стихии большевистской революции и в ее созиданиях еще больше, чем в разрушениях, я очень скоро почувствовал опасность, которой подвергается духовная культура. Революция не щадила творцов духовной культуры, относилась подозрительно и враждебно к духовным ценностям. Любопытно, что когда нужно было зарегистрировать Всероссийский союз писателей, то не оказалось такой отрасли труда, к которой можно было бы причислить труд писателя. Союз писателей был зарегистрирован по категории типографских рабочих... Миросозерцание, под символикой которой протекала революция, не только не признавало существование духа и духовной активности, но и рассматривало дух как препятствие для осуществления коммунистического строя, как контрреволюция." (Бердяев Н.А. занимательная пирамидка Самопознание. М.,1991. С.236-237.).

      Поэтому на протяжении почти трех четвертей  века отечественная философия была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры развитого социализма и т. п. и не изучала проблемы реальных духовных процессов, протекавших в обществе.

      Что же представляют собой общественное сознание и духовная жизнь общества?

      Одной из заслуг К. Маркса является выделение  им из "бытия вообще" общественного  бытия, а из "сознания вообще" - общественного сознания - одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

      Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь пойдет ниже.

      Выделяют  виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем  индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца, почитатели газеты "СПИД-инфо", постоянные слушатели радиостанции "Маяк". Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим, что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.

      Общественное  сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и  богатство индивидуальной жизни  человека, поэтому выделяются его  различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

      Анализируя общественное сознание, социальная философия особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих в конечном счете экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

      Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

      Традиция  изучения "духа" была заложена еще Платоном, который и самою философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед

• какова структура духовной жизни общества,

• каковы основные аспекты духовности,

• что такое духовное производство.

      Духовная  жизнь человечества проходит под  воздействием материально-экономической  жизни, поэтому ее структуру можно  представить аналогичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.

      Выделим основные аспекты духовности:

1. Всеобъемлющий  характер духовности. Духовная жизнь  человека многогранна. Она включает  в себя как рациональные, так  и эмоционально-аффектные стороны,  гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные  моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека.

2. Духовность  человека как идеальность. Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется (присваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.

3. Духовность  как субъектный мир человека  существует как внутренняя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное "Я" человека, выступает как бытие, особенность этого "Я". Духовность - субъективно-индивидуальна.

      Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь человека, его  субъективно-идеальный мир.

      Сравнительно  недавно в отечественной литературе появилось понятие "духовное производство". Духовное производство - это производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:

1) идеи, теории, образы, духовные ценности;

2) духовные  общественные связи индивидов;

3) духовность  человека.

      Структура духовного производства включает в  себя научные, эстетические и религиозные  виды освоения действительности.

      Нужно обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и являются формами общественного сознания, но они не являются видами духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они не создали ни одной нравственной нормы или прин ципа: их создание - результат многовекового развития челове ческого общежития, превращение какой-либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое существование.

      Политика  и право также не являются видами духовного производства, поскольку  создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны данные связи определяется по отношению их либо к материальным, либо к идеальным объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые отношения собственности будут не духовны- ми, а материальными. Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.

      Наука, искусство, религия занимаются производством идей, образов, представлений, если так можно выразиться, в "чистом" виде. В каждой из этих форм общественного сознания реальность представляется в целостной и специфической форме.

      Словосочетание "духовное производство" не должно вводить нас в заблуждение и вызывать попытку отождествить духовное производство с материальным. Их различия достаточно очевидны. Различен итог производства - материальные предметы или духовные объекты. В духовном производстве труд индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный. Наконец, не следует забывать, что если цель жизни многих людей - материальное богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим. 

Общественное  и индивидуальное сознание

      Сознание  – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

      2.1. Разумная способность ≠ сознание.

      Разумная  способность как умение формировать  знание об окружающем мире в различной  степени обнаруживается и у животных.

      Но  только человек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствовать сам процесс формирования знания.

      Сознание  – это способность контролировать свою деятельность с помощью анализа  предшествующего опыта, способность  переносить положительные итоги  прежних опытов на текущую деятельность и планировать будущие действия с учётом достижений и ошибок. 

      2.2. Сущность и особенности общественного сознания.

      2.2.1. Парадокс общественного сознания.

      С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного.

      С другой стороны, хотя элементы общественного  сознания носят нематериальный характер, они оказывают сильнейшее влияние на поведение отдельных людей и социальных групп при помощи различных знаковых систем. 

     Карл Маркс. «К критике гегелевской философии права» (1844):

      «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».

      Возникает порочный круг. С одной стороны, среда (общественное бытие) определяет общественное мнение (общественное сознание), а с другой стороны – общественное сознание определяет общественное бытие. В истории можно найти сколько угодно фактов, свидетельствующих в пользу как того, так и другого.

      2.2.2. Особенности общественного сознания.

      1) Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.

Информация о работе Общественное сознание и реальная жизнь общества