Общественное сознание – главный элемент духовной сферы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Цель - какое значение для социальной философии имеет общественное сознание в духовной жизни общества.
Задачи моей работы:
- описать реальность как составную часть и отражение бытия;
- раскрыть структуру общественного сознания: его уровни, формы и функции;
- показать соотношение общественной психологии и идеологии в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия…………………………………………………………………………....4
2. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции…..7
3. Каково соотношение общественной психологии и идеологии в обществе…………………………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

хэл.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово  – экономический  институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  философии на тему: 

«Общественное сознание – главный элемент духовной сферы общества» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: д. ф. н., профессор  Мясников Ф. Г.

                   Работа выполнена:  Волокушиной Е.  В.  
 
 

Факультет: финансово-экономический, 08ффб02651, группа № 2 (вечер). 
 

Пенза-2010

План 

Введение…………………………………………………………………………...3 

    1. Духовная  реальность как составная часть  и отражение общественного бытия…………………………………………………………………………....4

  1. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции…..7
  2. Каково соотношение общественной психологии и идеологии в обществе…………………………………………………………………...10
 

Заключение……………………………………………………………………….14 

Список литературы………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Социальная  философия как система сложившихся  знаний имеет много специфических  вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет главный вопрос, раскрытие которого составляет её основную сущность и содержание. Таким образом, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего: для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т. д. Также существуют общие актуальные вопросы социальной философии: «Что представляет собой общественное сознание как главный элемент духовной сферы общества, почему и за счет чего общество самостоятельно развивается?».

    Сознание  выступает необходимым атрибутом  человеческой деятельности, и поэтому  его проявления в обществе универсальны. Общественное сознание функционирует в самых разнообразных формах, уровнях, видах и состояниях.

    Предмет контрольной работы – общественное сознание как главный элемент  духовной сферы общества.

    Цель -  какое значение для социальной философии имеет общественное сознание в духовной жизни общества.

    Задачи  моей работы:

    - описать  реальность как составную часть  и отражение бытия;

    - раскрыть  структуру общественного сознания: его уровни, формы и функции;

    - показать  соотношение общественной психологии  и идеологии в обществе. 
 
 
 

    Духовная  реальность как составная часть и отражение общественного бытия

    Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а реальности, присутствующий в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. Итак, духовная сфера общества – система отношений между людьми, отражающая духовно – нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как религия, наука, культура, мораль, искусство.

    Главным элементом духовной сферы является общественное сознание. Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно –  практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира. Также выделяют индивидуальное сознание, то есть отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и деятельности.

    Взаимодействие, взаимоотношения общественного  и индивидуального сознания носят диалектически противоречивый характер. С одной стороны, индивидуальное сознание проникнуто и, как правило, в массе своей организовано общественным сознанием, «насыщено» им. Но с другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным источником сознание индивидуальное.

    Каждое  индивидуальное сознание формируется  под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного  сознания. При этом важнейшую роль играет образ жизни человека, посредством  которого преломляется содержание общественной жизни.

    Основными уровнями индивидуального сознания являются:

    • Начальный – формируется под воздействием на человека окружающей среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
    • Вторичный – конечным продуктом этого уровня являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление.

    Общественное  сознание – это не количественная сумма индивидуальных сознаний, а  их качественно новая ипостась, это  внутри себя и по-особому организованная идеально- объективная действительность, с требованиями и волей которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными явлениями.

    Общественное  бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. В действительности общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие. Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.

    Методологическая  роль общественного бытия в том  чтобы научить человека жить здесь  и сейчас. Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том, как жить завтра. Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Структура общественного сознания: его уровни, формы  и функции

    В структуре общественного сознания выделяют следующие уровни: обыденно-практический и теоретический. Разделение на обыденно-практический и теоретический уровни основано, как это понятно из самих терминов, на противопоставлении, с одной стороны, жизненно-практического, несистематизированного и вместе с тем целостного жизнепонимания, а с другой – того состава идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации.

    Цельность сознания – это один из главных  показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической  системой, не быть знакомым с философскими построениями и не испытывать тем не менее серьёзных психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично. Но нельзя, будучи даже квалифицированным специалистом в своей области, не обладать при этом и каким-либо синтетически-цельным, пусть даже обыденным, воззрением на мир. В противном случае такое сознание неизбежно будет испытывать дискомфорт. На теоретическом уровне в его современном развитии синтетическая цельность может быть обеспечена лишь философским мировоззрением, однако это пока лишь идеал, так как с одной стороны, философское мировоззрение формируется только в результате длительных усилий, а с другой – в самом таком мировоззрении даже на уровне теории далеко не все систематизировано и пронизано рациональными связями.

    Кроме того, обыденное сознание ближе к  непосредственной действительности, к  пестрому потоку жизни. Опыт обыденного сознания – это то богатство, из которого черпают  свое содержание частные науки, философия, искусство.

    Таким образом, обыденное сознание есть первичная форма понимания  обществом социального и природного мира, форма, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека.

      Общественное сознание включает не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. К их числу относят: политическое и правовое сознание, моральное, эстетическое, религиозное сознание и, наконец, философию.

              Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от друга по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социальным функциям.

    Политическая  и правовая формы сознания, отражая  политические и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие  функции, без которых невозможна жизнедеятельность социального организма.

    Нравственное  и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании  общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения  надо считать не саму природную и социальную реальность, а особый — аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности. Философия и религия наиболее удалены от экономического базиса и вследствие этого обладают наибольшей степенью относительной самостоятельности в своем функционировании и развитии.

    Каждая  из форм общественного сознания имеет  два уровня: социально-психологический  и идеологический. Следует также  учитывать взаимодействие и взаимопроникаемость  различных форм общественного сознания.

    Отражая те или иные стороны бытия природы, общества и человека, формы общественного сознания обладают силой обратного воздействия на свой предмет отражения.

    Нравственность, или мораль (лат. — нравы), представляет собой форму общественного сознания, связанную с регуляцией поведения человека в обществе. Эта регуляция, в отличие от права, опирается не на государственное принуждение, а на общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, в которых отражены сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле. На основе нравственного сознания даются оценки поведения людей в любых сферах общественной и личной жизни.

    Моральное сознание находит свое воплощение в  стихийно сложившейся системе отношений между людьми. Следовательно, — это не просто общественное сознание, но и система поведенческой практики, базирующейся на принципах безличного нравственного долженствования.

    Каждая  форма характеризуется специфическим  соотношением обыденного сознания, психологии, теоретического уровня освоения действительности. Некоторые формы выполняют сходные общественные функции, у других – они принципиально различны. Философии и религии, например, присуща мировоззренческая функция, то есть и та и другая формы являются мировоззрениями, хотя и различного типа. Религиозное сознание не только мировоззрение, но и мироощущение, мировосприятие, то есть сложная система чувств, эмоций, настроений и т. д. Важной отличительной чертой форм общественного сознания является способ отражения действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Соотношение общественной психологии и идеологии в  обществе

    Общественная  психология — это эмоционально-переживательное  отношение людей к своему положению  в обществе, выраженное в форме  соответствующих чувств и эмоций. Как и обыденное сознание, общественная психология формируется стихийно в процессе повседневной практической жизни. Реальное положение людей в обществе в значительной мере определяет их душевное состояние. Нужда, лишения и тяготы борьбы за выживание порождают стихийную страстную ненависть, озлобливают людей по отношению друг к другу, нивелируют нравственные ценности. Обществом можно манипулировать путем психологического воздействия на массы. В этом и состоит одна из функций массовых митингов и выступлений, суггестивно действующих на людей ораторов. На современном этапе огромная роль психологической обработки общественного сознания принадлежит телевидению и другим средствам массовой информации.

Информация о работе Общественное сознание – главный элемент духовной сферы общества