Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:03, контрольная работа
Цель - какое значение для социальной философии имеет общественное сознание в духовной жизни общества.
Задачи моей работы:
- описать реальность как составную часть и отражение бытия;
- раскрыть структуру общественного сознания: его уровни, формы и функции;
- показать соотношение общественной психологии и идеологии в обществе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия…………………………………………………………………………....4
2. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции…..7
3. Каково соотношение общественной психологии и идеологии в обществе…………………………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово
– экономический
институт
Контрольная работа
по
философии на тему:
«Общественное
сознание – главный
элемент духовной сферы
общества»
Преподаватель: д. ф. н., профессор Мясников Ф. Г.
Работа выполнена:
Волокушиной Е.
В.
Факультет:
финансово-экономический,
08ффб02651, группа № 2 (вечер).
Пенза-2010
План
Введение…………………………………………………………
1. Духовная
реальность как составная
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социальная
философия как система
Сознание
выступает необходимым
Предмет контрольной работы – общественное сознание как главный элемент духовной сферы общества.
Цель - какое значение для социальной философии имеет общественное сознание в духовной жизни общества.
Задачи моей работы:
- описать
реальность как составную
- раскрыть
структуру общественного
- показать
соотношение общественной
Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а реальности, присутствующий в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. Итак, духовная сфера общества – система отношений между людьми, отражающая духовно – нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как религия, наука, культура, мораль, искусство.
Главным элементом духовной сферы является общественное сознание. Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно – практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира. Также выделяют индивидуальное сознание, то есть отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и деятельности.
Взаимодействие, взаимоотношения общественного и индивидуального сознания носят диалектически противоречивый характер. С одной стороны, индивидуальное сознание проникнуто и, как правило, в массе своей организовано общественным сознанием, «насыщено» им. Но с другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным источником сознание индивидуальное.
Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.
Основными уровнями индивидуального сознания являются:
Общественное сознание – это не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новая ипостась, это внутри себя и по-особому организованная идеально- объективная действительность, с требованиями и волей которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными явлениями.
Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. В действительности общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие. Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.
Методологическая
роль общественного бытия в том
чтобы научить человека жить здесь
и сейчас. Методологическая роль общественного
сознания в том чтобы рассказать человеку
о том, как жить завтра. Поэтому общественное
бытие – это базис для общественного сознания.
Они так же взаимосвязаны как прошлое
и будущее.
Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции
В
структуре общественного
Цельность
сознания – это один из главных
показателей его
Кроме того, обыденное сознание ближе к непосредственной действительности, к пестрому потоку жизни. Опыт обыденного сознания – это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, философия, искусство.
Таким образом, обыденное сознание есть первичная форма понимания обществом социального и природного мира, форма, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека.
Общественное сознание включает не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. К их числу относят: политическое и правовое сознание, моральное, эстетическое, религиозное сознание и, наконец, философию.
Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от друга по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социальным функциям.
Политическая и правовая формы сознания, отражая политические и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие функции, без которых невозможна жизнедеятельность социального организма.
Нравственное и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения надо считать не саму природную и социальную реальность, а особый — аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности. Философия и религия наиболее удалены от экономического базиса и вследствие этого обладают наибольшей степенью относительной самостоятельности в своем функционировании и развитии.
Каждая из форм общественного сознания имеет два уровня: социально-психологический и идеологический. Следует также учитывать взаимодействие и взаимопроникаемость различных форм общественного сознания.
Отражая те или иные стороны бытия природы, общества и человека, формы общественного сознания обладают силой обратного воздействия на свой предмет отражения.
Нравственность, или мораль (лат. — нравы), представляет собой форму общественного сознания, связанную с регуляцией поведения человека в обществе. Эта регуляция, в отличие от права, опирается не на государственное принуждение, а на общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, в которых отражены сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле. На основе нравственного сознания даются оценки поведения людей в любых сферах общественной и личной жизни.
Моральное сознание находит свое воплощение в стихийно сложившейся системе отношений между людьми. Следовательно, — это не просто общественное сознание, но и система поведенческой практики, базирующейся на принципах безличного нравственного долженствования.
Каждая
форма характеризуется
Соотношение общественной психологии и идеологии в обществе
Общественная
психология — это эмоционально-
Информация о работе Общественное сознание – главный элемент духовной сферы общества