Общественная идеология и психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:50, доклад

Описание работы

Общественная психология - это относительно самостоятельная, сформировавшаяся в ходе исторического развития общества система отражения объективной реальности людьми, связанными деловыми и личностными отношениями.
Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

Работа содержит 1 файл

Общественная идеология и психология.docx

— 25.84 Кб (Скачать)

В идеологических концепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые  противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология  носит классовый характер. В классовом  обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии.

Так, идеология эксплуататорских классов в своих теориях оправдывает  угнетение и социальную несправедливость в обществе. Идеология же рабочего класса служит делу освобождения этого  класса и всего общества от эксплуатации и угнетения, служит делу построения коммунистического общества. Идеологии  эксплуататорских классов по своему характеру являются, как правило, иллюзорными, в то время как идеология  рабочего класса - марксизм-ленинизм - носит научный характер. Научную  идеологию разрабатывает Коммунистическая партия и вносит ее путем убеждения  в умы широких масс народа.

Относительно внесения марксистско-ленинской идеологии  в сознание масс следует заметить, что необходимость его сохраняется  и в условиях социалистического  и коммунистического строительства. Пролетарская идеология при своем  возникновении имела материальную основу - положение пролетариата в  капиталистической системе на том  этапе ее развития, когда капиталистические, производственные отношения вступили в конфликт с возникшими при капитализме  новыми производительными силами. Пролетарская идеология сложилась как идеология  революционного, коммунистического  движения. С победой социалистической революции основу развивающегося сознания масс стали составлять новые общественные отношения. Однако идеология не только в прошлом, но и в настоящем  не является непосредственным отражением условий жизни общества, положения  масс, поэтому перед обществом  всегда будет вставать задача внесения идеологии в сознание людей.

Общественно историческая практика показывает, что для появления  новой идеологии нужно, во-первых, наличие определённых объективных  условий - к ним относятся познанные  наукой и идеологом объективные  закономерности природы и общества - и, во - вторых, наличие необходимой  идеальной, субъективной причины - ею является некоторая устойчивая, существенная тенденция общественной психологии. Поэтому можно строго, в соответствии с общепринятым научным определением причинно - следственной связи, утверждать, что любая жизнеспособная идеология имеет своей причиной некоторую тенденцию общественной психологии.

Эта причинно - следственная связь не обратима: идеология, сама по себе, не создаёт качественно  новых тенденций в общественной психологии.

Сформулированное  положение можно назвать принципом  вторичности идеологии.

Итак, непосредственные причины идеологий всегда лежат  в общественной психологии, и являются идеальными. Наличие объективных  условий и познанных закономерностей  природы и общества является необходимым, но ещё не достаточным условием для  рождения жизнеспособной идеологии.

Если идеология  родилась без наличия причины, то есть, если она не отражает некоторую  существенную тенденцию общественной психологии, то она является гласом вопиющего в пустыне: какие бы мыслимые блага не сулила она людям, она всё равно остаётся не нужной им.

И наоборот, любая  идеология или идеологический догмат, оказывающие заметное влияние на общественное бытие, всегда имеют причину - некоторую существенную тенденцию  общественной психологии.

Истории известны случаи, когда идеология рождалась при  отсутствии необходимых для условий, то есть без опоры на науку и  общественные законы Лашкин В. И. К вопросу  о происхождении идеологий. М., 1979.. В этом случае она является не идеологией, в полном смысле этого слова, а  утопией, или одной из религий, и  не может служить в качестве продуктивной, материально содержательной и непосредственной цели деятельности людей.

Тем не менее, она  может иметь огромную нравственную или духовную ценности, выступая в  качестве отдалённой, телеологической, «вечной» цели, и, поэтому, всё же может  приковывать к себе умы, души и  внимание огромного числа людей, и быть их своеобразным идеологическим знаменем, во имя достижения ими  каких-то конкретных, практических и  созидательных целей.

Яркими примерами  таких утопических, но вечных, идеологий  являются христианская, православная и мусульманская религии.

Как только идеология  публично заявлена и начала проникать  в массы, она начинает работать, то есть ускорять развитие тенденции общественной психологии, которой обязана своим  рождением. Идеология является своеобразным катализатором общественных процессов.

Если же говорить точнее, идеология предсказывает  и предвосхищает будущее на основе познанных закономерностей природы  и общества, которые являются её истинной, неопровержимой частью, в  направлении соответствующей тенденции  общественной психологии, являющейся её целеполагающей частью, реальным ориентиром, и оказывает обратное воздействие  на общественную психологию, духовно  подпитывая свою идеальную причину, и как можно дольше продлевая  ей жизнь.  

В этом - сила идеологий.

Если в обществе имеются противоречивые тенденции  общественной психологии, то соответствующие  им идеологии также будут противоречивы, и между ними будет происходить  борьба в интеллектуальной и моральной  областях, которая может, однако, перерастать  в политическую борьбу и в прямое насилие над людьми: всё зависит  от остроты исходных противоречий. Предсказать исход этой борьбы, вообще говоря, невозможно: он будет, в конечном счёте, определяться результатом столкновения социальных сил, заинтересованных в  победе той или иной идеологии.

Победившую идеологию  можно также с полным основанием назвать истинной. Она, обычно, господствует и доминирует в обществе.

Главные причины  тенденций общественной психологии, в отличие от причин идеологий, являются не идеальными, а материальными, и  лежат в общественном бытие, поэтому  идеологии не могут длительное время, сами по себе, быть питательной средой для этих тенденций, и не могут  продлять им жизнь до бесконечности.

Может наступить  момент, когда некоторая существенная тенденция общественной психологии, под влиянием своих главных, материальных, причин, начнёт затухать, или, образно  выражаясь, умирать. Тогда соответствующая  ей идеология сразу вступает в  противоречие с естественным направлением развития указанной тенденции, и  становится не ускорителем, а тормозом общественного прогресса в духовной сфере, поскольку реальное направление  общественного прогресса в этой сфере определяется, вообще говоря, не идеологией, а прогрессивными, новыми тенденциями общественной психологии.

Но, если говорить строго, развитие тенденций общественной психологии нельзя оторвать от обратного воздействия  идеологий, поэтому явное несоответствие некоторой идеологии реальной жизни  становится заметным только в самом  конце жизни соответствующей  тенденции общественной психологии.

После того как некоторая  существенная тенденция общественной психологии умирает, умирает и становится анахронизмом соответствующая ей идеология: она продолжает жить лишь на бумаге и в речах её апологетов, а в  сердцах и умах большинства людей  отклика не находит и, поэтому, перестаёт  быть побудительным мотивом их действий. В этом случае можно сказать, что  идеология себя исчерпала. Именно исчерпала, а не устарела: идеология умирает, не старея, так как её истинная часть - познанные закономерности природы  и общества - живёт вечно.

Следует отметить ещё  один важный момент. Выше было сказано, что общественная психология имеет  своей главной причиной общественное бытие, и это действительно так. Однако искать, в свою очередь, причины  идеологий в общественном бытие  было бы неправильно, так как в  готовом виде они там не содержатся.

Дело в том, что  любая идеология не может быть всеохватывающей и глобальной, то есть увязанной со всеми существенными  тенденциями общественной психологии. Напротив, она всегда ограничена, то есть отражает только одну, или некоторые  из них

В свою очередь, любая  тенденция общественной психологии возникает не только как результат  непосредственного отражения общественного  бытия данной эпохи в сознании некоторых людей, но и как результат  отражения общественного сознания в сознании этих людей.

В силу этого необходимо и целесообразно любую тенденцию  общественной психологии рассматривать  как результат непосредственного  воздействия на людей материальных (главных) причин из общественного бытия  данной эпохи и идеальных причин, исходящих из сферы общественного  сознания.

Первичное, непосредственное воздействие общественного бытия  на общественную психологию может быть, в значительной степени, познано  идеологом, и, в этом смысле, он может, в значительной степени, объяснить, почему возникла и сформировалась та или иная тенденция общественной психологии, но вторичное воздействие  общественного бытия - через общественное сознание - на формирование этой тенденции  познать и объяснить полностью  нельзя: на низшей ступени общественного  сознания возникает мощный, не предсказуемый  идеальный фактор, который принимает  активное участие в формировании тенденций общественной психологии и вносит неопределённость в процесс  этого формирования, причём эта неопределённость является принципиально не устранимой.

Хорошо известно, что человек не машина, и его  поведение не детерминировано строго общественным бытием, то есть зависимость  общественной психологии от общественного  бытия данной эпохи является не жёсткой.

Можно сказать, что  одна и та же информация, идущая из материального  мира, при прочих равных условиях, перерабатывается в сознании отдельных людей, вообще говоря, не адекватно и претерпевает в головах этих людей качественный скачок, величину которого предсказать  нельзя.

Неоднозначное поведение  человека можно объяснить наличием постоянного информационного «шума» (своеобразного невидимого и неслышимого  идеального фона), исходящего из сферы  общественного сознания.

Вторым, очень важным, обстоятельством, делающим невозможным  отыскание, во всех случаях, причин идеологий  в общественном бытие, является факт отсутствия жёсткой связи (когерентности) между общественным бытием и общественным сознанием данной эпохи, сдвиг их, так сказать, по фазе.

Это, в свою очередь, объясняется тем, что, хотя главное  содержание общественного сознания данной эпохи и отражает соответствующее  общественное бытие, оно, тем не менее, органически включает в себя память об общественном бытие прошлых эпох и, в этом смысле, является более  широкой категорией, чем общественное бытие данной эпохи.

Общественную психологию, в плане принципа развития, можно, до определённой степени, рассматривать  как первичную категорию и  независимый фактор, по отношению  к общественному бытию данной эпохи.

Поэтому невозможно искать, во всех случаях, причины идеологий  непосредственно в общественном бытие: их следует искать, вообще говоря, в общественной психологии.

Выделяют прогрессивную, консервативную, реакционную, научную  и ненаучную идеологии. Идеология  не может абсолютно искажать действительность, однако некоторые реакционные движения выдают свои особенные интересы за всеобщие.

Научная идеология  отличается истинностью, практичностью, отсутствием иллюзий. Научная идеология  развивается и меняется, творчески  осмысливая новые явления изменяющейся действительности.

Информация о работе Общественная идеология и психология