Общественная идеология и психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:50, доклад

Описание работы

Общественная психология - это относительно самостоятельная, сформировавшаяся в ходе исторического развития общества система отражения объективной реальности людьми, связанными деловыми и личностными отношениями.
Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

Работа содержит 1 файл

Общественная идеология и психология.docx

— 25.84 Кб (Скачать)

1. Общественная психология

Общественная психология - это относительно самостоятельная, сформировавшаяся в ходе исторического  развития общества система отражения  объективной реальности людьми, связанными деловыми и личностными отношениями.

Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных  взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного  бытия.

Содержание общественной психологии многообразно. Обычно оно  подразделяется на три группы социально-психологических  явлений:

· психический склад  определенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции);

· эмоциональные  явления (настроения, социальные чувства  и т. д.);

· социально-психологические  явления непосредственно взаимодействующей  группы (мода, слухи и т. д.).

Однако названные  группы духовных явлений не исчерпывают  содержания психологии.

Общественная психология, как массовое сознание, непременно включает в себя политические, правовые, нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теорий, систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форме  убеждений, верований, социальных установок  на восприятие действительности и отношение  к ней. Если в идеологии мы различаем  идеи и взгляды, прежде всего, по их содержанию, то в общественной психологии имеем дело с убеждениями людей (целых групп классов), т. е. с тем, насколько идеи и взгляды, распространяемые в процессе идеологической работы среди  масс, овладели сознанием последних, являются стимулами их поведения. При  этом непременно учитывается и содержательная сторона идей и взглядов, но как  бы в снятом виде; главное же внимание переносится на их усвоение, на то, стали  ли они глубокими убеждениями  или нет, как они проявляются  в поступках, переживаются, закрепляются в привычках, традициях и т. д. Убеждения социальных групп, классов  и других общностей составляют основное содержание общественной психологии.

Важнейшая особенность  общественной психологии состоит в  том, что она выражает состояние  сознания социальных групп и их отношения  к действительности. Под термином «состояние» подразумеваются не только собственно психические состояния (например, уверенность, установки), но и эмоционально-волевые процессы, свойства личности, устойчивые черты  психического склада групп, общностей (например, коллективизм, традиции, взгляды  и т. д.).

Как считает А. К. Уледов, процесс убеждения включает в себя не только логику, аргументацию, но и сомнения, чувства, отношения  доверия или недоверия Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М., 1985.. Пропаганда возможна только путем  установления социально-психологических  контактов, посредством механизмов, позволяющих преодолевать барьеры  и внедрять идеологию в сознание людей, превращать знания в убеждения. Социально-психологические механизмы  воздействия общественной психологии на человека общи, хотя влияние общественной психологии на идеологию, на взгляды  людей осуществляется преимущественно с помощью механизмов внушения, а идеологии на общественную психологию - механизмов убеждения. В пропаганде необходимо учитывать диалектику психологии общества, коллектива и личности.

Все видные марксисты, будь то Антонио Лабриола или Август Бебель, Роза Люксембург или Г. В.Плеханов, пропагандируя и развивая исторический материализм, старались как можно  конкретнее представить механизм, каким  осуществляется закон: «общественное  бытие определяет сознание». И поэтому  все они с величайшим вниманием  всматривались в нечто на первый взгляд неуловимое, но занимающее необходимое  место в этом механизме - в общественную психологию.

Недооценка психологии приводит к вульгаризации учения о базисе и надстройке. Невозможно сколько-нибудь убедительно вывести  из данного экономического состояния, царящие в данное время в головах  людей философские, религиозные, эстетические течения и системы.

Г. В. Плеханов развил теорию, согласно которой посредствующим звеном между экономическим развитием  и историей культуры в широком  смысле являются обусловленные социально-экономическим  развитием изменения в психологии людей. По мнению сторонников такого взгляда, идеи, культура - это сгусток  общественной психологии. Г. В. Плеханов расчленяет всю социальную структуру  общества на пять зависящих друг от друга элементов: «Данная степень  развития производительных сил; взаимоотношения  людей в процессе общественного  производства, определяемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей; определенное состояние духа и нравов, соответствующее  этой форме общества; религия, философия, литература, искусство, соответствующие  способностям, направлениям вкуса и  склонностям, порождаемым этим состоянием»  Уледов А. К. Общественная психология и  идеология. М., 1985..

Г. В. Плеханов настаивал, что без того звена, которое здесь  названо «состояние духа и нравов», которое в других случаях он называет «преобладающее настроение чувств и  умов», которое шире определяется как  общественная психология, нельзя сделать  ни шагу в научном изучении истории  литературы, искусства, философии и  т. п. Он писал: «Чтобы понять историю  научной мысли или историю  искусства в данной стране, недостаточно знать ее экономию. Надо от экономии уметь перейти к общественной психологии, без внимательного изучения и понимания которой невозможно материалистическое объяснение истории  идеологий».

В другом месте Плеханов сформулировал эту мысль еще  короче: «Все идеологии имеют один общий корень - психологию данной эпохи».

Психология всегда связана со сферой человеческих действий (в том числе с торможением  и подавлением действий).

В. И. Ленин неоднократно подчеркивает рождение чувств, настроений, инстинктов, одним словом, психических  состояний разных классов и масс, из их экономического состояния и  коренных экономических интересов. Это - первый и глубочайший источник социально-психических явлений. Без  экономических требований нечего идти с пропагандой в массу трудящихся Ленинская концепция революционной  социальной психологии. М., 2005..

Понятием «стихийность»  Ленин передавал те черты в  общественной психологии, которые в  большей или меньшей мере тяготеют в сторону бессознательности, хоть и не совпадают с ней. Сюда, в  «стихийность», попадают преимущественно  две группы явлений:

1) задавленность  людей, покорность их нищете  и бесправию, привычка к угнетенному  положению; 

2) протест, возмущение, бунт, но обращенные лишь против  непосредственного источника бедствий, носящие негативный характер, не  освещенные общественной теорией.

Отношение Ленина к  первой группе особенно отрицательно.

Вторая группа явлений  стихийности привлекала огромное внимание Ленина как теоретика и практика революции. Ему было совершенно чуждо  доктринерское отношение к стихийности. Напротив, он писал, «что стихийность  движения есть признак его глубины  в массах, прочности его корней, его неустранимости, это несомненно»; «стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как  зачаточную форму сознательности. И  примитивные бунты выражали уже  собой некоторое пробуждение  сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали… не скажу понимать, а  чувствовать необходимость коллективного  отпора, и решительно порывали с  рабской покорностью перед начальством. Но это было все же гораздо более  проявлением отчаяния и мести, чем  борьбой».

Каждый человек  в результате субъективного отражения  объективной реальности формируется  личностью со специфическими особенностями  своей индивидуальной психологии. Даже в относительно одинаковых условиях люди одной социальной группы, одной  микросреды различаются по своей  психологии. Причиной тому - своеобразие  отражений внешней и внутренней среды, специфические, индивидуальные условия существования.

Но вместе с тем, люди разные, но принадлежащие одной  микро- и макросреде, одной социальной группе (вплоть до самой большой) имеют  немало сходных, общих психических  свойств и черт, отличающих их от лиц других социальных групп, от лиц, живущих в другой микро- и макросреде. Общие, более или менее, стабильные экономические, политические, культурные и другие социальные условия определяют классовые, национальные особенности  людей, в совокупности своей составляющие общественную типологию.

Общественная психология, рассматриваемая как сложное  социальное явление, охватывает области, «казалось бы, независимые друг от друга: эмоциональный слой общественного  сознания, неконцептуальный уровень  последнего вообще, элементы концептуального  отражения бытия, привычки, психологический  аспект развития и функционирования форм сознания, особенности психики  различных социальных общностей, характерную  для определенных условий духовную архитектонику личности..., психические  явления, возникающие при непосредственном взаимодействии совокупности людей  в некоторых ситуациях», - так  писали в своей книге советские  социальные ученые, работавшие в Прибалтике Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология. Л., 1979.. И предлагали для  ее исследования системно-структурный  подход как наиболее плодотворный для  такого сложного образования.

Нечто подобное утверждал  и И. Т. Левыкин, который писал, что  «изучение социальной психологии как  системы требует применения структурно-функционального  анализа» Левыкин И. Т. Некоторые  методологические проблемы изучения психологии крестьянства. М., 1976..

Рассматривая психологию класса, называемого крестьянством, И. Т. Левыкин излагал некую систему, имеющую свою структуру. Он предлагал  многопрофильную модель психологии крестьянства, состоящую из психологии реальных коллективов, психологии условных социально-психологических групп, психологии подгрупп и психологии личности. В  те годы такой подход, несомненно, был интересным и многообещающим. Но совершенно очевидны были и его слабости. Слишком неопределенными оказывались основания для структуризации феномена.

При определении  структуры общественной психологии как социального явления или, наоборот, социальной психологии как  общественного феномена, на мой взгляд, необходимо учитывать следующее.

Любая структура  как единство целого и составляющих его элементов предполагает, что  между целостностью и каждым элементом  может быть (а в данном случае, обязательно имеется) ряд достаточно сложных подструктур, то есть промежуточных  структур различных уровней. При  переходе от структуры более высокого уровня к более низкому или (что  то же самое) при выделении подструктур  различного уровня следует руководствоваться  принципом «необходимости и достаточности». Это значит, что каждый раз число  подструктур целого должно, во-первых, включать в себя все элементы этого  целого и, вместе с тем, не должно быть более того. Степень зависимости  сущности целого от каждой из его подструктур  не равнозначна. Есть более или менее  существенные для целого подструктуры, но не может быть совсем не существенной подструктуры целого.

Структура - это не просто единство элементов, их связей с целым. По нашему мнению, структура - это, образно говоря, многоэтажная пирамида, каждый этаж которой является одновременно основанием для следующего и немыслим без него.

Можно предположить, что структура общественной психологии состоит из следующих подструктур.

1. Психологические  особенности формализованных общностей,  групп коллективов и т. п.

2. Психологические  особенности неформальных групп  (друзья, любители пива, спорта, ночных  клубов, казино и т. п.

3. Психологические  особенности демографических и  территориальных общностей (молодежь, женщина, москвичи, ярославцы, пошехонцы  и т. п.).

4. Психологические  особенности профессиональных общностей  (механизаторы, фермеры, докеры, шахтеры,  моторостроители, нефтяники и  т. п.).

5. Психологические  особенности отдельных личностей  в общностях (лидеры, ведомые,  агрессивные, законопослушные, верующие, атеисты и т. п.).

Психология людей  любой из названных групп (большой  или малой) включает неизменно определенную систему следующих элементов:

1. Общественно-психологические  свойства или качества (потребности,  интересы, идеалы, вкусы, а также  черты психологического склада, менталитета) конкретной социальной  группы, например, коллективизм и  индивидуализм, трудолюбие и леность,  агрессивность и конформизм и  другие.

2. Общественно-психологические  отношения в данной общности (обычаи, традиции, социальные привычки, семейно-брачные,  деловые, религиозные установки,  а также атракции, симпатии, антипатии,  элементы психологической совместимости,  сработанности и т. п.).

3. Общественно-психологические  состояния (эмоции, чувства, общественные  настроения, умонастроения, воинственность, толерантность и т. п.).

4. Общественно-психологические  процессы (подражание, внушение, заражение,  конформность, называемые агрессивность,  терпимость, инициативность и т.  п.), еще не ставшие характерными  чертами группы.

2.2. Общественная идеология

Специфика идеологии  проявляется в том, что она  возникает на основе существующих в  обществе экономических отношений  и отражает действительность через  призму этих отношений. В классовом  обществе экономические отношения  выступают в форме классовых  интересов, поэтому специфику идеологии  можно конкретнее представить как  отражение действительности через  призму интересов определенных классов, как систему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие, самосознание классов. В этом состоит  ее главная социальная функция.

Информация о работе Общественная идеология и психология