Общая характеристика и основные этапы развития русской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 00:26, реферат

Описание работы

Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Её специфика заключается в особенностях переработки материала, совмещения его с национальной культурой и стилем эпохи. В России наибольшее развитие получила философия пограничных проблем, которые не исследуются ни на Западе, ни на Востоке. Философствование в России часто выступает в форме духовно-практического освоения жизни, поэтому в философском процессе активно участвуют литература и искусство.

Работа содержит 1 файл

реферат философ.docx

— 32.38 Кб (Скачать)

Одной из центральных фигур того времени  является Лев Иванович Сапега (1557-1633) – известный государственный и общественный деятель, дипломат, мыслитель, родом из оршанских бояр. Лев Сапега – выходец из достаточно богатой семьи. Его отец умирает рано, и Радзивилы забирают Сапегу к себе на воспитание. В юности Сапега вместе с Радзивилами уезжает на обучение в Лейпцигский университет, где получает блестящее европейское образование. Он занимается вопросами юриспруденции и входит в историю как один из основателей третьего Статута ВКЛ, который просуществовал более 150 лет. В работах Льва Сапеги получила обоснование идея правового государства. При этом Сапега обращает внимание на то, что государственная деятельность – это своего рода высокое искусство, в котором важны такие личные качества человека, как мудрость, компетентность, справедливость, доброта и мужество. Основой единства общества, залогом его справедливой организации является толерантность, основанная на принципе веротерпимости. Сам Сапега был достаточно веротерпимым человеком, что связано с его жизнью. В детстве он был православным. Когда его забрали Радзивилы, он принял католичество. Когда переехал жить в университет в Лейпциг, стал протестантом. А, вернувшись.

      В это время достаточно популярным является философ Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович (Симеон Полоцкий) (1629-1680). Достаточно долгое время он живет в Полоцке, где принимает монашество. В 1664 году Симеон Полоцкий переезжает жить в Москву, где пишет свою известную работу «Ветроград семицветный» - энциклопедию того времени, где были представлены идеи античной мифологии, истории, натурфилософии, космологии, теологии, христианской символики. В России Симеон Полоцкий также был известным человеком, т.к. становится воспитателем царских детей (Петра I). С точки зрения Симеона Полоцкого философию можно поделить на три раздела:

1) разумительная (логика)

2) естественная (физика);

3) нравственная (этика).

Так же как и философию, Симеон Полоцкий делит мир на три части:

  1. мир первообразный (бог);
  2. макрокосм (природа);
  3. микрокосм (человек).

 

Симеон Полоцкий видел задачу философии в просвещении людей, направлении их на верный путь, обучении мудрости и праведной жизни.

Наряду  с философией Симеона Полоцкого развивается философия Казимира Лещинского (1634-1689). Главная работа: «О несуществовании Бога». За свою работу атеистического характера Лещинского поместили в тюрьму, провели следствие длительностью около двух лет, исследовали его работу. Сам Лещинский написал разъяснительную записку властям, где сказал о том, что его работа – это только половина. Вторую половину он не успел написать. На самом деле главный замысел работы состоял в том, чтобы показать диалог, спор между языческим мыслителем и христианским. В конечном счете, по словам Лещинского, христианский мыслитель должен был опровергнуть слова язычника, тем самым доказав существование христианского бога. Однако Лещинскому не поверили и приговорили к смертной казни, к сожжению. Но позже его помиловали за раскаяние и повесили, а голову отрубили после смерти.

Казимир Нарбут (1738-1807). Основная работа: «Логика или наука рассуждения и разумного разговора». Согласно его точке зрения главная цель философии состоит в поиске истины, однако это не должен быть отвлеченный поиск, он должен решать практические задачи общественной мысли. Нарбут также является сторонником деизма, считает, что государство возникло в интересах всех и каждого, критически оценивает теорию врожденных идей.

В XIX – XX веках философская мысль Беларуси попадает под влияние России, практически не создаются самостоятельные философские системы. В рамках СССР философская мысль Беларуси не развивается как подлинно национальная, а как марксистская. В период нахождения Беларуси в составе Российской империи ( с конца XVIII в.) практически отсутствовали условия для развития национальной философии. В Беларуси не было научных центров и ВУЗов. Выходцы из Беларуси получали образование в России и на Западе и не могли реализовать себя в полной мере на родине.

В советский период центрами философской  мысли стали Белорусский государственный  университет и Национальная академия наук РБ, которые сохраняют этот статус и в настоящее время.

До  начала 90-х гг. философия в Беларуси развивалась в русле советского марксизма, тем не менее белорусские философы добились значительных успехов в области методологии науки (В.С. Степин, А.И. Зеленков), в изучении социальных процессов (Е.М. Бабосов), исследовании проблем религии и свободомыслия (А.А. Круглов, М.Я. Ленсу).

В настоящее время сложились благоприятные  условия для развития философии  в Беларуси. Тем не менее национальная белорусская философия еще не сложилась, а её формирование представляется делом далёкой перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ЛИТЕРАТУРА:

1.Таркан И.И. Философия. Ч.I-II.: Курс лекций. 2-е издание. – Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 284 с.

2.Философия:  курс лекций: в 4 ч. Ч.I-II / И.И. Таркан – 4-е изд., стер. –  Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 275 с. – (Система открытого образования).

3.История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, У.Д. Розенфельд-и др.; Под ред. Ч.С. Кирвеля.- Мн.: Новое знание, 2001.-792 с.: ил.


Информация о работе Общая характеристика и основные этапы развития русской философии