Общая характеристика и основные этапы развития русской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 00:26, реферат

Описание работы

Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Её специфика заключается в особенностях переработки материала, совмещения его с национальной культурой и стилем эпохи. В России наибольшее развитие получила философия пограничных проблем, которые не исследуются ни на Западе, ни на Востоке. Философствование в России часто выступает в форме духовно-практического освоения жизни, поэтому в философском процессе активно участвуют литература и искусство.

Работа содержит 1 файл

реферат философ.docx

— 32.38 Кб (Скачать)

Общая характеристика и основные этапы развития русской философии.

      Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Её специфика заключается в особенностях переработки материала, совмещения его с национальной культурой и стилем эпохи. В России наибольшее развитие получила философия пограничных проблем, которые не исследуются ни на Западе, ни на Востоке. Философствование в России часто выступает в форме духовно-практического освоения жизни, поэтому в философском процессе активно участвуют литература и искусство. Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенности к историческим судьбам России.

Становление философской мысли в Древней  Руси относится к X—XII векам —  времени глубоких социально-политических и культурных изменений в жизни  восточных славян, обусловленных  образованием древнерусского государства  — Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением славянской письменности и принятием  Русью христианства. Эти факторы  создали благоприятные условия  для зарождения древнерусской философии. Русская философия достаточно сложная, т.к. писалась на нескольких языках: старославянском, латыни, немецком, французском. Русская философия с первых дней своего существования была приобщена к двум традициям: восточноевропейской и западноевропейской. Начальный этап в развитии русской философской мысли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. В летописях, «поучениях», «словах» и других памятниках отечественной литературы отразился глубокий интерес русских мыслителей к историософским, антропологическим, гносеологическим и моральным проблемам.

      К наиболее значительным произведениям этого периода можно отнести «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Послание к Фоме» Климента Смолятича, «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, «Поучение» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора, «Моление» Даниила Заточника. Через византийскую культуру  русская философская мысль была достаточно хорошо знакома с работами греческих философов. Русская философия достаточно хорошо была ознакомлена с работами философов Нового времени: Кант, Шеллинг, Гегель, Ницше, Шопенгауэр. И все же русская философия стала обладать национальным своеобразием только лишь с середины 19 века. Одним из основных источников развития философской мысли в Киевской Руси явилась разработанная двумя Русская философия достаточно сложная, т.к. писалась на нескольких языках: старославянском, латыни, немецком, французском. Русская философия с первых дней своего существования была приобщена к двум традициям: восточноевропейской и западноевропейскойболгарскими монахами, Кириллом и Мефодием, славянская письменность, азбука. Именно они вводят в славянский язык такие философские понятия как естество, свойство, бытие, закон, природа, вселенная. Русская философия с самого начала развивается в русле христианского православного мировоззрения. В XVIII – XIX веках философия России близка по духу западному Средневековью.

Для русской философии характерна такая черта как антропоцентризм, т.е. в центре философии находится  человек и его судьба, смысл  его жизни. Второе место занимает проблема поиска правды. При этом правда понимается как истина + справедливость. Центральное место многих философских  систем занимает понятие соборность – это идеал будущего мира, в  котором сольются индивидуальные и  общественные интересы. Кроме того, соборность – это внутреннее начало общества, духовная связь между людьми, условие человеческой коммуникации. Кроме того, для философской традиции России характерно напряженное внимание к социальной проблематике. Отсюда центральное место занимает историософия – это учение о смысле истории и ее конце.

      Характерная черта русской философии на всем протяжении еe развития - патриотическая ориентация. Поэтому следует обратить внимание на вопрос о соотношении философии и национального самосознания.

     Характерной общей особенностью русской философской мысли является ее связь с искусством, в особенности с литературой. Это не внешняя, а внутренняя, глубоко органичная связь. Она вытекает из того, что в центре русской философии находилась проблема человека. Искусство же обладает неограниченными возможностями в передаче духовного мира человека, всех форм его деятельности. Таким образом, русская философия представляет собой сложную и своеобразную сферу русской национальной духовной культуры. Поэтому она воплощалась в самых разнообразных формах - посланиях, поучениях, письмах, статьях и, конечно, в произведениях художественной литературы.

Глубоким философским  смыслом наполнена поэзия Пушкина, Тютчева, Фета, публицистика Гоголя, Тургенева, иконы Рублева, картины Иванова. Связь философии и искусства  можно наглядно показать и обращаясь  к культуре начала XX века. Разнообразные по форме философские сочинения, как теоретические, так и поэтические, в равной мере отвечали на запросы жизни и отражали главные национальные потребности, в том числе основную из них - освобождение человека, раскрепощение личности.

 

Началом светской философии стало  русское Просвещение (сер.XVII-начало XIX вв.) Одним из крупных философов XVIII века был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Ломоносов был основоположником материалистической и деистической (бог сотворил мир и больше не вмешивался в его дела) традиции русской философии. Центральное место в философии Ломоносова занимает человек, как существо, действующее и активное, познающее мир, пораженное гармоничностью мира. Ломоносов был первым ученым, философом, который был признан за пределами России, на Западе. Можно утверждать, что в познании природы он придерживался материалистических взглядов. Материю он считал вечной и неуничтожимой, а природу предлагал изучать на основе естественных законов. В то же время, как глубоко-верующий человек, он признавал Бога творцом мира и важность религии в нравственном воспитании человека. Он основал первый российский университет. Также Ломоносов ввел в русский язык ряд новых терминов и понятий: опыт, атмосфера, градус, электричество, термометр.

Синтезом разноплановых идей русского Просвещения стала философия Петра Яковлевича Чаадаева(1794-1856). Главная работа – «Философические письма». Чаадаев достаточно известный человек, аристократ, который получил блестящее образование, военный, дипломат, разносторонний человек, который ездил в Лейпциг на лекции немецких философов, в том числе и Лейбница. Пытаясь осмыслить прошлое и настоящее России, Чаадаев пришел к пессимистическому выводу о том, что Россия выступает примером того, как не следует жить. Он утверждал, что опыт западной цивилизации единствен и уникален, однако не только Россия нуждается в западном опыте, но и Западу необходимо обновление, которое способна дать ему Россия.

Проблема человека – в центре внимания писателя  и общественно-политического  деятеля А.Н. Радищева (1749-1802). Радищев стоял у истоков революционно-демократического направления русской философии. Главным философским произведением Радищева является трактат « О человеке, его смертности и бессмертии». Этой работой он положил начало философской антропологии в России. Её основой стало правило сходственности: « Всё, что можно сказать о животных, в той же мере относится и к человеку».

Середина XIX в. в России отмечена острой борьбой двух направлений идейно-теоретической мысли: славянофилов и западников. Славянофилы доказывали особый исторический путь России, отличный от западного, который обусловлен классовой борьбы, существованием крестьянской общины, глубокой религиозной верой и приверженностью православной церкви. Западники исходили из того, что история России - часть мировой истории. Задача России в том, чтобы вернуться на общий путь западной цивилизации, отказаться от крепостничества и самодержавия. При всех заслугах западников они воспроизводили философские идеи Европы.

Труды славянофилов создали основу оригинального философского течения, которое получило название «русское богоискательство». Его главной  фигурой стал В.С. Соловьёв (1853-1900). Центральное  место в его учении занимает идея «всеединого сущего», т.е. сфера божественного. Реальный мир рассматривается как ее воплощение. Посредником между ними выступает мировая душа – София, т.е. божественная мудрость. Значит, каждая вещь является проявлением всего мира в целом. Вершина мира принадлежит единому творческому ничто, которое соединяет в себе мистическое, философское и научное знание. Основой бытия мира является мистическое знание. В отличие от других религиозных философов, Соловьев выступал за единство всех христианских церквей. Соловьеву принадлежит большая заслуга в обновлении ортодоксальных положений христианства, обоснование перспектив его развития, выработки принципов экуменизма – движения за объединение церквей.

      Николай Александрович Бердяев (1874—1948) был самой яркой личностью в русской философии XX в. Он представляет философию антропоцентризма. Для Запада, где он прожил значительную часть своей жизни, он стал главным выразителем духа русского религиозного Ренессанса. Бердяев известен как религиозный персоналист, экзистенциалист. Отправной точкой его учения является человек. Основные темы его философии: свобода, творчество, личность. Он утверждал, что личность – это источник и начало космического. Главное в человеке – его внутренний мир, но личность – категория религиозного сознания, поэтому сущность человека определяется отношением к Богу. По  Бердяеву, человек в его творческой деятельности как бы дополняет божественную жизнь. Личность не только сопоставима с Богом, но имеет еще и безусловный приоритет перед обществом. Она представляет собой большую ценность, чем общество, нация, государство.

Рассматривая  человеческую личность в качестве высшей ценности, Бердяев по праву считал свою философию  антропоцентристской, или персоналистской. Не без основания его также относят к числу ведущих представителей одного из основных направлений в современной западной философии — экзистенциализма, или философии человеческого существования.

Бердяев обладал исключительным даром синтеза  различных философских идей. Его  творчество — результат самых  разнообразных влияний: Достоевского, Вл. Соловьева, Канта, Шопенгауэра, Маркса, средневековых мистиков.

       Н.О. Лосский (1870-1965) – основатель интуитивизма. Развивал учение об интуиции, которая охватывает разум, чувства и волю и позволяет постигнуть саму сущность жизни. Ключевой принцип интуитивизма – «органическое миропонимание», которое предполагает критическое отношение к материализму и утверждение взгляда на мир как целостное единство духовного и материального.

Русская философия после 1917 г. Развивалась  в форме зарубежной и светской. В настоящее время перед русской  философией стоит задача воссоздания  мировоззренческого единства и поиск  новой самобытности, противостоящей западному постмодернизму и сохраняющемуся советскому догматизму. Феноменальность  русской философской мысли заключается  в том, что ей удалось с поразительной  проницательностью предсказать  основные тенденции развития русской истории, открыть в глубинах бытия настолько значительные истины, что сегодня их свет способен озарять душу как отдельной личности, так и общества в целом.

 

          Исторические условия формирования белорусской философской мысли.

 

Философия Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как  нации, белорусской культуры как  уникальной целостности. Принято считать, что философия Беларуси могла  возникнуть из двух источников:

    1. светский (философская мысль Беларуси возникает как новый тип мировоззрения из мифов, сказок);
    2. монашеский (философия Беларуси возникает как побочный продукт религиозного мировоззрения).

 

      Считают, что первым философом Беларуси была Ефросинья Полоцкая (1110-1173) – очень известный человек своего времени, дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучка Всеслава Чародея, человек мировой образованности, создавший первую в Беларуси библиотеку. Благодаря ей белорусские мыслители могли ознакомиться с идеями античных авторов. Ефросинья Полоцкая пропагандировала христианские ценности, приняла монашество и ушла от светской жизни. Она была признана святой как католической, так и православной церковью.

Вторым  представителем белорусской философской  мысли был Кирилл Туровский (1130-1173) – прекрасный оратор, ритор. Согласно его мнению, разум имеет два предназначения – божественное и земное.

Распространение философских идей в Беларуси также  связано с принятием христианства. В отличие от России, Беларусь в  большей степени испытала влияние  западных идей и теоретических течений.  Особенно ярко это проявилось в период Возрождения и Реформации (XV-XVII вв.). Эта эпоха связана с деятельностью Ф.Скорины, С. Будного, С. Полоцкого, К. Лыщинского, К. Нарбута и др.

   Одним из видных мыслителей был Франциск Скорина (1490-1551). Он прославился как белорусский первопечатник, философ эпохи Возрождения. Родился Скорина в Полоцке, учился в Краковском и Падуанском университетах, где получил ученую степень и степень доктора вольных наук, стал доктором медицины и магистром философии. Он не только издавал библейские книги, но в своих предисловиях и комментариях к ним определял их историческое и общекультурное значение.  Мировоззрение Скорины представляет собой синтез христианских, античных и гуманистических идей эпохи Возрождения. Его философия отличается веротерпимостью, в ее центр помещен человек и его проблемы: проблемы смысла жизни, добра и зла. Скорина отмечает, что служение богу может быть только через служение человеку. Особое место в философии Скорины занимают размышления об идеальном правителе: набожном, мудром, справедливом, добродетельном, внимательном по отношению к своему народу и подданным. Принцип правления идеального правителя – следование законам. Не обходит вниманием Скорина и социальную проблематику. Согласно его точке зрения, общество основывается на мире и соглашении людей, что предполагает следование принципам справедливости.

     Следующим представителем белорусской философской мысли был Сымон Будный (1530-1593). Основные работы: «О двух природах Христа», «О наиболее важных положениях христианской веры». Сымон Будный на белорусском языке издал катехизис и Библию. Он отрицает многие догмы религии, выдвигает ряд деистических и натурфилософских принципов, склоняется к мысли, что бог – это всего лишь космическая первопричина. Отрицает троицу, говорит о том, что дух это не самостоятельная субстанция, а всего лишь атрибут бога. Боле того, Будный говорит, что Иисус Христос – это человек, избранный богом для спасения всего человечества. В то же время Сымон Будный отрицает феномен бессмертия души. Говорит, что душа – это ни что иное, как человеческая жизнь.

Информация о работе Общая характеристика и основные этапы развития русской философии