Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:37, реферат
Философия Канта оказала влияние практически на все области современного философского знания, его творчество продолжает служить источником дискуссий в истории философии, поскольку единого подхода к интерпретации кантовского философского наследия нет до сих пор. Не стала исключением и кантовская практическая философия, такие ее сферы как философия морали, философия истории и философия религии: существующие научные труды содержат противоречивые оценки.
Во втором параграфе «Кант об использовании Библии в целях морального просвещения» анализируется интерпретация, осуществленная философом, Ветхого и Нового Заветов в соответствии с функциями практического разума. В ней дается классификация случаев использования Библии Кантом для морального просвещения. Во-первых, чаще всего Кант обращается к Библии, чтобы дать пример ученого ее истолкования в целях религии в пределах только разума, это связано с тем, что в XVIII столетии авторитет Библии высок, ее часто используют в проповедях, надеясь с помощью священных текстов побуждать людей к добру, но, с кантовской точки зрения, такие проповеди малоуспешны, так как церковная интерпретация Священного Писания плохо вписывается в концепцию моральной религии и в целом неудовлетворительна: она не выдерживает критики разума в «век критики». Как правило, здесь Кант лишь косвенно цитирует Священное Писание, а затем в круглых скобках указывает стих той или иной библейской книги, чтобы его читатели могли сравнить буквальный смысл и интерпретацию. Примерами такого применения Библии могут служить фрагменты книги Бытия, посвященные первым этапам человеческой истории или кантовская интерпретация книги Иова и евангельских сообщений о нравственном учении Христа. Во-вторых, иногда Кант вступает в полемику с Библией по вопросам морали, оттачивая при этом свои воззрения. В этом случае Кант или прямо отрицает значимость библейских фраз, или прибегает к тонкой иронии. В качестве примера такого использования Библии выступает догмат о первородном грехе или неоднократно упоминаемая Кантом сцена жертвоприношения Авраама, а также знаменитые десять заповедей Моисея. Критика Кантом «золотого правила нравственности», которое много раз встречается и в Ветхом, и в Новом Заветах, тоже относится к подобному случаю. Наконец, иногда Кант использует библейские фразы для популяризации своего этического учения. В этом случае библейские фрагменты воспроизводятся им в виде прямых цитат, правда, часто они намеренно вырываются Кантом из контекста, поскольку эти строки из священных книг призваны иллюстрировать мысли его самого, а не авторов Священного Писания.
Кант утверждает, что Библия
должна быть истолкована и
теоретически, то есть в соответствии
с принципами исторических
В третьем параграфе раскрывается значение кантовской интерпретации Библии для философии морали, философии истории и философии религии критицизма. В области философии морали критика Кантом «золотого правила нравственности» приводит к выработке им концепции этики внутреннего долга. В основном принципе новозаветной этики Кант выделяет существенные недостатки, он не может быть законом морали, так как своим основанием содержит индивидуальное произвольное желание субъекта, не является общезначимым, содержит ошибку предвосхищения основания, в форме заповеди любви делает этику гетерономной. Все это не позволяет рассматривать Нагорную проповедь Христа, в которой встречается это правило, как кодекс основанной на законе морали, она – Нагорная проповедь – предстает как свод обыденных нравственных норм, кодифицированных в интересах церкви и государства, которому церковь служит. Этот кодекс содержит заповеди, но не дает обоснования их моральной истинности. С позиции своей этики Кант использует тексты Библии для прояснения и популяризации своих этических взглядов, опираясь здесь на прочную религиозную традицию, часто лишенную непосредственного религиозного смысла. Кант признавал, что Библия обладает определенным потенциалом в качестве средства морального просвещения человечества, но к церковным попыткам реализации этого потенциала он призывал относиться критически, и сама кантовская интерпретация Священного Писания не совмещается с христианской традицией.
В области философии истории
Кант подходит к Библии как
к тексту, изучение которого и
сравнение с аналогичными
В своей философии религии
Кант использует Библию также
для популяризации своих
1 Ward K. The Development of Kant’s View of Ethics. Oxford: Basil Blackwell, 1972.
2 Асмус В. Ф. Иммануил Кант: 1724-1804. К двухсотпятидесятилетию со дня рождения. - М.: Наука, 1973. Митрохин Л. Н. Философия религии. - М.: Республика, 1993. Ойзерман Т. И. Нравственное сознание и религия в системе Канта // Кантовский сборник. / Калинингр. ун-т. – Калининград, 1993. Выпуск 17. С. 3-11. Соловьев Э. Ю. Проблемы философии истории в поздних работах Канта // Вопросы теоретического наследия И. Канта. / Калинингр. ун-т. – Калининград, 1978. Выпуск 3. С. 67-74.
3 Collins, James. The Emergence of Philosophy of Religion. New Haven: Yale University Press, 1967.
4Copleston F. A History of Philosophy. Westminster-Maryland, 1960-1966, vol. IV, p. 184.
5 Быховский Б.Э. Религия перед судом разума (к 250-летию со дня рождения И. Канта) // Вопросы научного атеизма. М., 1975. - Выпуск 17. – С. 200-229. Дробницкий О. Г. Теоретические основы этики Канта // Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. С. 103-152. Калинников Л. А. Постулаты практического разума в свете кантовской философии истории // Кантовский сборник. / Калинингр. ун-т. – Калининград, 1983. - Выпуск 8. С. 12-26. Нарский И.С. Кант и религия // Кантовский сборник. / Калинингр. ун-т. – Калининград, 1983. Выпуск 8. С. 3-12.
Информация о работе Інтерпритація Біблії в практичній філософії І.Канта