Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:37, реферат
Философия Канта оказала влияние практически на все области современного философского знания, его творчество продолжает служить источником дискуссий в истории философии, поскольку единого подхода к интерпретации кантовского философского наследия нет до сих пор. Не стала исключением и кантовская практическая философия, такие ее сферы как философия морали, философия истории и философия религии: существующие научные труды содержат противоречивые оценки.
Київ 2013
Мартиненко Роман
Удуфмт ФІКб 11
Реферат на тему :
Інтерпритація Біблії в практичній філософії І.Канта
Вступ:
Философия
Канта оказала влияние
Во множестве исследований, посвященных философии Канта, Библия и ее оценка, а также кантовский вклад в библеведение редко привлекали внимание исследователей. Однако значение Библии для философии Канта невозможно переоценить: религиозные взгляды кенигсбергского профессора формировались в среде протестантской религиозной культуры, без изучения проблемы «Кант и Библия» составить сколь-либо точное представление о кантовской практической философии невозможно. Изучение кантовской интерпретации Библии способно пролить свет на все основные проблемы философии религии как одной из важнейших составных частей философской системы Канта, оказать помощь в разрешении противоречий в трактовке философии морали и истории.
В свете современных тенденций
глобализации мировой культуры активно
обсуждаются проблемы практической
философии и философии религии
критицизма. Чрезвычайно остро встает
проблема экуменического движения: экуменизм
приобретает всемирный
Первая глава «Философско-религиозные основания кантовской интерпретации Библии» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Роль протестантизма в становлении философско-религиозных взглядов Канта» доказывается тезис, что распространенная в англоязычных странах точка зрения, будто Кант в своей практической философии ориентировался на догмы протестантизма, неверна, а кантовский подход к Библии может рассматриваться как внеконфессиональный. Биографы Канта ничего не сообщают нам о религиозных убеждениях Канта в зрелом возрасте и отмечают отсутствие интереса, граничащее с равнодушием, у философа к практике веры. Пиетистское мироощущение, значимое в его детстве, Кант подвергает критике и истолкованию в духе трансцендентализма. Ортодоксальное лютеранство Кант упрекает в пренебрежении человеческим разумом, чрезмерном доверии к Библии (с точки зрения Канта она обычный древний текст, чей огромный авторитет и некритический подход к которому может вредить моральному самоусовершенствованию человечества), наконец, он камня на камне не оставляет от основополагающих для лютеранства сотериологических принципов абсолютного предопределения и спасения только верой. Другие формы христианской религии, с точки зрения Канта, также полны недостатков: в существенных вопросах они ничем не отличаются от протестантизма. Само христианство в целом ценно лишь настолько, насколько может быть согласовано с принципами морали, то есть как нечто, все еще обладающее потенциалом морального просвещения людей, хотя вся история церкви, по Канту, демонстрирует хроническую неспособность реальных форм религии этот потенциал развить и упрочить. Абсолютно все существующие церкви, в том числе и протестантские, несовершенны и должны быть подвергнуты реформе, сориентированы на практический разум. Если какие-то элементы некого вероучения соответствуют рациональным представлениям о морали, то это свидетельствует не о божественном происхождении такого вероучения или об его исключительном статусе по отношению к другим религиям, а только о том, что в основании этой веры случайно оказались некоторые моральные максимы, «родственные разуму» по выражению Канта. Автономная этика Канта в существенных аспектах мировоззрения противоречит христианской нравственности, определяемой религиозным миросозерцанием (то есть некими случайными представлениями якобы о воле Божьей), которое делает такую нравственность гетерономной, ориентированной на весьма спорные факты и вредит истинной моральной сущности религии, поскольку не делает различия между подлинно нравственными и морально-нейтральными поступками, сопряженными с соблюдением определенных церковных ритуалов.
Во втором параграф «Влияние просветительских концепций религии на философско-религиозные установки Канта» автор доказывает то, что, хотя в критике существующих вероисповеданий Кант близок к просветителям, в целом суждения Канта делают очевидными недостатки их религиозно-философских воззрений, которые Кант критически перерабатывает. Влияние эпохи Просвещения отразилось также на кантовском подходе к Писанию как к научному источнику: его надежность как исторического источника была подорвана, поскольку невозможно всерьез относиться ни к библейским сообщениям о начале и конце человеческой истории, ни к ветхозаветной хронологии, но, с другой стороны, несомненно, в Ветхом Завете отражены определенные исторические шаги начального периода истории иудейского народа, к которой, однако, нужно подходить критически.
Среди деятелей эпохи
В целом философия Канта
делает видимыми недостатки
Анализ как кантовской трактовки протестантизма, так и просветительских концепций религии помог автору сформулировать основания кантовской интерпретации Библии: 1. Критическое отношение к протестантизму, равно как и к другим формам религии, в том числе деизму; 2. Критическая установка по отношению к концепциям просветителей, к использованию ими Библии в их философских учениях; 3. Ориентация на автономию практического разума при истолковании Священного Писания в части морального содержания текста; 4. Ориентация на накопленный рациональный и эмпирический материал при попытках использования Библии как исторического источника. Первое из них сопряжено с ориентацией философа в вопросах, связанных с религией, не на догмы какой-либо конфессии, а на собственное этическое учение. Это основание прослеживается в кантовской критике с позиции моральной религии существующих в XVIII столетии методов истолкования священных текстов христианства и их применении в богословии и науке. Второе основание определяет полемику Канта и Гердера, возникшую по вопросам использования последним Библии в историософских трудах. Кант усматривает в этих работах Гердера как недостатки просветительского рационализма, так и догматическую веру своего ученика в надежность Священного Писания как исторического источника. Третье основание также проявляется в кантовской философии истории и позволяет обозначить пределы использования Кантом Библии в качестве исторического источника, доказать, что построенные на библейских сюжетах кантовские интеллектуальные модели начала и конца человеческой истории применяются философом в большей мере не для собственно исторического исследования, а для морального просвещения читателей, поскольку библейские тексты не обладают необходимой научной достоверностью. Наконец, последнее, четвертое, основание в ситуации, когда Кант обращается к Библии как к средству побуждать людей к добру, демонстрирует, что философ интерпретирует сообщения Священного Писания с целью отточить свои этические воззрения, придать им более популярную форму. Причем при истолковании фрагментов Священного Писания, чей буквальный смысл противоречит кантовской философии, мыслитель считает необходимым, прислушиваясь только к голосу практического разума, отступать от этого смысла.
Вторая глава «Значение кантовской интерпретации Библии для практической философии критицизма» состоит из трех параграфов. Первый параграф «Кант о пределах использования Библии как исторического источника» начинается с исследования полемики Канта и Гердера по вопросам философии истории. Иммануил Кант, в отличие от своего ученика, различает естественную и человеческую истории, более последовательно осуществляет критику Библии как возможного исторического источника. Он не признает, в отличие от Гердера, возможность сочетания данных исторической науки и сведений о начале и конце человеческой истории, взятых из Откровения. Для Канта эти сведения сродни догматической метафизике: их невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, и поэтому использование в истории подобных данных невозможно. В свою очередь, наука не должна заниматься вопросом, является ли Библия Откровением – эта задача лежит за пределами любого исследования. Тем не менее, поскольку Библия – это древний текст, создававшийся веками, Кант подчеркивает, что ее сведения важны для изучения древней истории, причем авторитет Библии в данном случае не важен, она играет ту же роль, что, например, Авеста в изучении персидской истории. Более того, Кант утверждает, что подлинно научное использование Библии возможно только при сопоставлении сведений, взятых из нее, с другими древними источниками, например, с трудами Иосифа Флавия. В науке при обращении к текстам Священного Писания, с точки зрения Канта, необходимо ориентироваться на разум и уже накопленный научный материал, особый, «сакральный» смысл здесь не важен, любой источник должен быть подвергнут рациональному исследованию, не взирая на его «священный» статус.
Таким образом, по Канту, на пределы использования Библии как исторического источника указывают три обстоятельства. Во-первых, сам вопрос, для ответа на который привлекаются библейские сведения, должен быть научным, то есть допускать возможность проверки с помощью опытных данных. Во-вторых, данные, взятые из Библии, должны согласовываться с данными, происходящими из других источников, чем больше таких совпадений, тем выше вероятность того, что библейские сообщения касаются событий, происходивших в действительности. В-третьих, сведения, взятые из Библии, не должны выдаваться за обладающие абсолютной достоверностью, и с развитием науки их трактовка может меняться. Однако главное значение Библии, по Канту, - ее способность, при надлежащей (то есть чисто светской, ученой) интерпретации, быть средством морального просвещения людей, способствовать моральному прогрессу человеческой истории. При такой интерпретации буквальный смысл не важен, даже историческая достоверность сведений, взятых из Библии, отходит на второй план, поскольку она касается не вечных и неизменных моральных правил, а обстоятельств, в которых эти правила были когда-то открыты миру.
Информация о работе Інтерпритація Біблії в практичній філософії І.Канта