Новая организация науки Фрэнсиса Бэкона (по роману «Новая Атлантида»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:38, реферат

Описание работы

С каждым днем человек совершенствует мир вокруг себя: создает лекарства против различных болезней, выводит новые виды животных и т.п. Этому совершенству способствует много различных факторов и одно из них – любопытство. Возможно, человек самое любопытное существо на Земле. Нас всегда занимал вопрос: «А что будет если?». А что будет, если потереть о шерсть янтарь? А что будет если смешать пищевую соду и уксус?

Содержание

Введение 3
Философия Фрэнсиса Бэкона. 4
Социальная утопия Бэкона. 7
Заключение. 13

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 33.47 Кб (Скачать)

Хотя на протяжении всей истории  человечества происходил отбор животных и растений, выведение новых сортов и пород, однако с такой силой  и определенностью ориентация на перестройку и переделку природного мира нашла свое выражение только в науке нового времени.

При этом Бэкон, провозвестник и  идеолог этой новой, активно преобразующей  природу науки высказывает целый  ряд фантастических идей, сложившихся  еще в натурфилософии Возрождения  и особенно характерных для алхимически-магической традиции: он убежден, что можно выращивать растения и без семян, стимулировать зарождение из воздуха некоторых животных - лягушек, мух и других, а также выводить из гнили "различные породы змей, мух и рыб", преобразуя их затем в более высокие виды живых существ - в зверей и птиц. "И это, - заключает рассказчик, - получается у нас не случайно, ибо мы знаем заранее, из каких веществ и соединений какое создание зародится".

Члены Соломонова Дома занимаются не только перечисленными экспериментами и исследованиями. В их ведение входит также и производство в более "бытовом" смысле: они руководят различными новыми отраслями промышленности, такими как создание бумаги, льняных, шелковых и других тканей, изготовлением красок, а также особого рода напитков, настоек, лечебных трав, особой обработкой продуктов, т.е. всем тем, что сегодня мы называем пищевой и легкой промышленностью. Тут наука, ремесло и земледелие теснейшим образом проникают друг в друга, так что можно без преувеличения сказать, что Бэкон создал первый в истории проект научно-промышленного комплекса.

Особенно пророческими оказались  предсказания Бэкона относительно экспериментов  со светом - как раз этой теме уделялось  едва ли не наибольшее внимание в Королевском  обществе.

Важное место в деятельности идеальной Академии занимает конструирование  машин и механизмов. "Есть у  нас дома механики, где изготовляются  машины и приборы для всех видов  движения. Там получаем мы более  быстрое движение, чем, например, полет  мушкетной пули или что-либо другое, известное вам; а также учимся получать движение с большей легкостью  и с меньшей затратой энергии, усиливая его при помощи колес  и других способов - и получать его  более мощным, чем это имеете вы... Мы производим артиллерийские орудия и всевозможные военные машины; новые  сорта пороха; греческий огонь, горящий  в воде и неугасимый... Мы подражаем  также полету птиц и знаем несколько  принципов полета. Есть у нас суда и лодки для плавания под водой... Есть различные сложные механизмы, часовые и иные, а также приборы, основанные на вечном движении".

«Дом Соломона» является прообразом европейских научных обществ  и академий. Члены Дома Соломона составляют организацию и планирование научных исследований и технических  изобретений, распоряжаются производством  и природными ресурсами страны, внедряют в хозяйство и быт достижения науки и техники.

Таким образом, научный Орден (как  его также называет Бэкон) имеет  исключительное положением в стране, пользуясь полной государственной  поддержкой и почестями и оказывая непосредственное влияние почти  на все сферы жизни.

Высший уровень составляют "отцы" Дома Соломона, на следующем уровне стоят разного рода ученые, проводящие конкретные исследования, наконец, имеются  еще и работники более низкого  уровня (подручные и слуги), а также  послушники и ученики.

Деятельность Дома Соломона носит  замкнутый характер (Бэкон в "Новой  Атлантиде" много раз говорит  о наличии многообразных орденских "секретов") «...на наших совещаниях мы решаем, какие из наших изобретений  должны быть обнародованы, а какие  нет. И все мы даем клятвенное обязательство  хранить в тайне те, которые  решено не обнародовать; хотя из этих последних мы некоторые сообщаем государству, а некоторые – нет». Отсюда можно выделить для себя, что это научное общество не подчиняется ни государству, ни обществу.

Заканчивается утопическое произведение повествованием одного из отцов Соломона, который ведает о цели «Дома Соломона»: «Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей; и расширение власти человека над  природою, покуда все не станет для него возможным».

Далее он раскрывает главному герою  устав Соломонова дома. “Отец” описывает  различные удивительные научно-технические  достижения, преображающие жизнь  человека: здесь и комнаты чудесного  исцеления болезней и поддержания  здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения  породы животных, и многое другое. Некоторые  из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о  неукротимой вере Бэкона в силу человеческого  разума. Он полагал, что все современные  проблемы можно решить с помощью  науки. Замысел Бэкона представлял  научную организацию совершенно нового типа.

Заключение.

Философия Бэкона, сложившаяся в атмосфере  научного и культурного подъема  Европы кануна буржуазных революций, оказала  огромное влияние на целую эпоху  философского и научного развития.

Предложенная  им классификация научных знаний была воспринята французскими энциклопедистами. Его учение заложило материалистическую традицию в философии нового времени. Индуктивная метология стала отправным пунктом разработки индуктивной логики. "Дом Соломона" послужил прообразом научных обществ и академий.

Его философия была продолжением натурализма  Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением.

Провозгласив  великое значение естествознания и  технических изобретений для человеческого могущества в практике, Бэкон верил, что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признанного и канонизированного литературного наследия, еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством.

Он  считал, что со временем идея эта  станет одним из конструктивных принципов  всей человеческой жизни, которому "завершение даст судьба человеческого рода, притом такое, какое, пожалуй, людям, при нынешнем положении вещей и умов, нелегко постигнуть и измерить". В известном смысле он оказался прав.

Деятельность  Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер, разрабатывая ее общую стратегию, определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в бедующем обществе.

  Размышляя сегодня над наследием  Фрэнсиса Бэкона, мы находим в нем самые различные элементы и напластования — новаторские и традиционалистские, научные и поэтические, мудрые и наивные, те, корни которых уходят вглубь веков, и те, которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных структур, проблем и умонастроений.

 

Список использованной литературы.

  1. URL: http://www.ashtray.ru/main/lib/newatlant.htm (Ф. Бэкон Новая Атлантида)
  2. Дж. Реале, Д. Антисери (перевод С. Мальцевой) Западная философия от истоков до наших дней Новое время (от Леонардо до Канта)-. ТОО ТК Петрополис, 1996.-736с
  3. Б. Рассел история западной философии. 4-е изд.-Новосибирск : Сиб. Унив. Изд-во, 2003.-992 с
  4. Бэкон Фрэнсис. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., Изд-во АН СССР, 1954.
  5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. — М.: Высшая школа, 1996.

 

 


Информация о работе Новая организация науки Фрэнсиса Бэкона (по роману «Новая Атлантида»)