Новая организация науки Фрэнсиса Бэкона (по роману «Новая Атлантида»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:38, реферат

Описание работы

С каждым днем человек совершенствует мир вокруг себя: создает лекарства против различных болезней, выводит новые виды животных и т.п. Этому совершенству способствует много различных факторов и одно из них – любопытство. Возможно, человек самое любопытное существо на Земле. Нас всегда занимал вопрос: «А что будет если?». А что будет, если потереть о шерсть янтарь? А что будет если смешать пищевую соду и уксус?

Содержание

Введение 3
Философия Фрэнсиса Бэкона. 4
Социальная утопия Бэкона. 7
Заключение. 13

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 33.47 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Высшая школа экономики и  менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Новая организация науки  Фрэнсиса Бэкона

(по роману «Новая Атлантида»)

 

 

 

 

 

Преподаватель                             Петько А.А.

Студент гр. ЭМ-200802                            Тимиргазина Р.Р.

 

 

 

 

Екатеринбург

2011 г.

Оглавление

Введение 3

Философия Фрэнсиса Бэкона. 4

Социальная утопия Бэкона. 7

Заключение. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С каждым днем человек совершенствует мир вокруг себя: создает лекарства  против различных болезней, выводит  новые виды животных и т.п. Этому  совершенству способствует много различных  факторов и одно из них – любопытство. Возможно, человек самое любопытное существо на Земле.         Нас всегда занимал вопрос: «А что  будет если?». А что будет, если потереть о шерсть янтарь? А что  будет если смешать пищевую соду и уксус? Чаще всего свое любопытство мы утоляем опытом. Опытным путем Ньютон открыл волновую природу света и продемонстрировал, что поток света, кажущийся нам белым, состоит из спектральных цветов, на которые его можно разделить при помощи призмы. Экспериментальным путем Томас Эдисон получил нить накала осветительной лампы, обугливая хлопковую нить.

Первые масштабные научные познания путем экспериментов приходятся на рубеж XVI-XVII веков (научно-техническая  революция). В это время создаются: микроскоп, термометр, барометр и воздушный  насос; открытие следует за открытием..

Все эти ученые полагались на экспериментальный  метод. Направление в теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного знания называется эмпиризмом.

Считается, что эмпиризм, как целостная  гносеологическая концепция, сформировался XVI-XVII вв., а одним из первых ее родоначальников  является Фрэнсис Бэкон.

 

 

 

 

 

 

Философия Фрэнсиса Бэкона.

Френсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. Имел знатное происхождение. Весной 1537 года родители отправили юного Фрэнсиса учиться в Тринити колледж в Кембридж. Именно там у него зародилась большая неприязнь к философии Аристотеля, и именно там он решился на создание альтернативы. Далее он занимался общественной и политической деятельностью: был адвокатом, членом палаты общин, лорд-канцлером Англии.

Фрэнсис Бэкон считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени. 

Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя аналитический подход к  исследуемым явлениям и эмпиризм. Бэкон сформулировал решение  поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом большом своем  произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории".

Бэкон выдвигает свое понимание  науки, принципами которой являются способности человеческой души: память, воображение, разум. Высшая задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно.

Бэкон проводит различение двух видов  опыта: плодоносного и светоносного. Первый - это такие опыты, которые  приносят непосредственную пользу человеку. Светоносныеопыты те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон полагал более ценными, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Метод Бэкона состоял в постепенном  образовании новых понятий путем  истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода, по мнению Бэкона, можно открывать  новые истины, а не топтаться на месте.

Проблема индукции ставилась и  раньше, но только у Бэкона она приобретает  главенствующую роль. В индуктивный  метод Бекона в качестве необходимых  этапов входят сбор фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления  трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней. Например, если кто-то хочет найти  формулу тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что с  теплом не связано. Во второй таблице  он собирает вместе случаи, которые  подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую лучи, исходящие от луны или  звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует, наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя  эти три таблицы можно выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип  исследования общих свойств явлений, их анализ.В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. При этом важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства. После этого можно перейти к решающему эксперименту.

Наблюдая за тем, как наука пронизана  наспех сформулированными аксиомами, которые не имеют за собой достаточное  количество примеров, и которые порождают  диспуты в науке, Бэкон поводит  разграничение между антиципациями  природы и интерпретациями природы. Антиципации природы – это понятия, сконструированные «скороспело и без обдумывания»; «они легко нарушают логический ход мысли, овладевают разумом и заполняют воображение». Интерпретации природы «выводятся из вещей иным способом исследованием из данных, весьма отдаленных друг от друга, они не могут сразу поразить воображение и потому, по общему мнению, кажутся трудными и странными, в чем-то схожими с тайнами религиозной веры».

По мнению Бэкона, развитию науки  мешают различные заблуждения человеческого  ума. Бэкон называет их “идолами”  или “призраками”. Он выделил четыре типа таких суждений.

Первый – идолы рода. Коренятся  в ограниченности человеческого  ума и несовершенстве органов  чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать  природу по аналогии с собой; присущи  всем людям.

Второй – идолы пещеры. Возникают  индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек  как бы смотрит на мир из своей  пещеры.

Третий – идолы рынка. Поражают формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи  большим группам людей.

Четвертый – идолы театра. Порождаются  слепой верой в авторитет, в частности  традиционных философских учений, которые  своей искусственной формой напоминают театральное представление; присущи  большим группам людей.

Освободи ум от «идолов», а дух  от поспешных «антиципаций», человек  может, по мнению Бэкона, обратиться к  изучению природы.

 

 

 

Социальная  утопия Бэкона.

Лорд-канцлер  Англии сэр Фрэнсис Бэкон барон Веруламский виконт Сент-Албанский возвращался к теме о создании новой организации науки много раз, но, пожалуй, наиболее яркое выражение его понимание этого вопроса нашло в одном из наиболее странных и наиболее впечатливших современников его произведений - в неоконченной утопии "Новая Атлантида".

Неудовлетворенный схоластической средневековой наукой,  он поставил себе задачу найти метод, который позволил  бы  совершать  новые  открытия  и создать  новую  философию.

Духом творческой активности проникнут незаконченный  утопический  роман Бэкона "Новая  Атлантида" (New Atlantis).В утопической стране, куда игра ветра и волн  заносит корабль рассказчика,люди изучают природу, чтобы подчинить ее себе. "Цель  главных учреждений  в этой стране, - как читаем в романе, - заключается в познании причин и тайных движений вещей и в расширении  границ  человеческого могущества,  пока  не станет доступным свершение всего возможного".

Утопия  (от греч. ou – не, нет и topos – место, т.е. место, которого нет; иное объяснение: eu – благо и topos – место, т.е. благословенное место) – литературно-художественное произведение, содержащее картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства.

В утопической повести "Новая Атлантида" он изложил проект государственной  организации науки. В этом коротком произведении речь идет о том, как испанские путешественники случайно попадают на таинственный остров Бенсалем, расположенный в Южном море. Встречают нежданных мореплавателей очень радушно («...на всем нашем пути по обеим сторонам улицы собрался народ... и вели себя так вежливо, словно собрались не дивиться на нас, а приветствовать...»), но не без опаски (путешественников не пускали на остров в течение 5 дней, чтобы убедиться, что они не пираты и у них нет злых помыслов). Бенсалемцы являются идеальным народом, с точки зрения социальных аспектов. Они осуждают отношение к браку и семьи за морем, порицая публичные дома, людские пороки и вожделения. По их мнению, главное в браке это уважение к супругу, а не удовлетворение животных инстинктов. Яркий пример социального идеала – «Праздник семьи». Этот праздник содержит много нюансов, например: «Праздновать его может всякий, кто породит не менее 30 детей и внуков...», расходы за праздник берет на себя государство, «...раздоры или тяжбы между членами разбирают и улаживают», «Если кто-либо из семьи впал в нищету... изыскиваются способы помочь ему найти средства к существованию» и т.д. Народ на этом острове имеет разные сословия и, хотя среди них есть богатые и бедные, но нет нищеты и вызванных ею социальных пороков.

В произведении можно заметить тему Бога и веры, что играет у Бэкона отнюдь не второстепенную роль. Бэкон  считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый  Бог. При этом Бэкон все время  подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют  веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к  атеизму, более же глубокие возвращают к религии".

«Новая Атлантида» – социально-политический идеал, где главное место в  государственной жизни занимает «Дом Соломона» - общество мудрецов («...благороднейшего  учреждения на земле, служащего стране нашим путеводным светочем, оно посвящено  изучению творений Господних»).

     В  описании  научной   деятельности  обитателей  "Дома  Соломона"  Бэкон проявляет  удивительную широту и  смелость  научного  воображения,  гениально предугадывая в некоторых отношениях позднейшее  развитие  науки  и  техники.

Ученые Новой Атлантиды знакомы  с искусством передачи на расстояние  света  и звука. Они сооружают  лодки и корабли, которые могут  плавать  под  водой,  и машины, которые могут летать по воздуху. Они создают новые виды  животных  и растений. Они могут изменять климат и повышать плодородие почвы.  Они  нашли способ  искусственного  создания  минералов  и  металлов  и  открыли   тайну продления  жизни.

Общество ученых представляет собой  научно-промышленную организацию - первую научно-промышленную организацию в  истории человечества. "Для этого, - рассказывает путешественнику-англичанину  глава Соломонова Дома, - располагаем  мы следующими сооружениями: есть у  нас обширные и глубокие рудники... некоторые из них достигают в  глубину трех миль. ...Эти рудники  называются у нас нижнею сферой и  применяются для всякого рода сгущения, замораживания и сохранения тел. Мы пользуемся ими также... для  получения новых, искусственных  металлов из составов, который закладываем  туда на многие годы. ...Есть у нас  высокие башни; самые высокие  из них достигают полумили... Эти  башни служат нам для прокаливания на солнце, для охлаждения или для  сохранения тел, равно как и наблюдений над явлениями природы... Есть также... всякого рода двигатели для увеличения силы ветра, также обращаемой нами в различного рода движение... Есть у нас обширные помещения, где мы искусственно вызываем и показываем различные явления природы, гром, молнию, а также зарождение из воздуха живых существ: лягушек, мух и некоторых других".

Экспериментальная наука представляет собой, как видим, обширный комплекс сооружений, - на земле, под землей и  на высоких горах, включая шахты, ветряные и водяные двигатели, прообразы  будущих электростанций, водоемы  для опытов с водой и ее обитателями, а также целый ряд садов, огородов, парков и заповедников для проведения экспериментов над живой природой и выведения новых пород растений и животных, которые полезны как для употребления в пищу, так и для "вскрытий и опытов". Человек должен подчинить себе и преобразовать не только неорганическую, но и живую природу. "Там заставляем мы деревья цвести раньше или позднее положенного времени, вырастать и плодоносить скорее, нежели это наблюдается в природных условиях.

 С помощью науки мы достигаем того, что они становятся много пышней, чем были от природы, а плоды их - крупнее и слаще, иного вкуса, аромата, цвета и формы... Нам известны способы выращивать различные растения без семян, одним только смешением почв, а также способы выводить новые виды растений, отличные от существующих, и превращать одно дерево или растение в другое".

Информация о работе Новая организация науки Фрэнсиса Бэкона (по роману «Новая Атлантида»)