Нормативный, исторический, социологический и психологический подходы к обоснованию права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:41, реферат

Описание работы

Для юриспруденции вопрос о том, что собой представляет право, имеет такое же первостепенное значение, как для философии вопрос о том, что первично: бытие или сознание (не случайно его называют основным вопросом философии). В зависимости от того, как понимается сущность права, что включается в это понятие, каким набором признаков его наделяют, толкуются и все иные явления правовой сферы – правотворчество, правоприменение, толкование права, правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, законность и правопорядок, принципы права и т. д. Этот ключевой для юридической науки вопрос существует, по-видимому, столько же, сколько существует и само право.
Цель данной работы состоит в анализе имеющихся подходов к пониманию права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности……………………………………………………………………....5
1.1 Сущность и содержание права……………………………………………….5
1.2 Происхождение и основные особенности развития понятия права……….8
Глава II. Подходы к пониманию права и их значение для юридической практики…………………………………………………………………………12
2.1 Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике…………………………………………………………..12
2.2 Социологический подход к праву…………………………………………..14
2.3 Исторический подход к пониманию права………………………………...17
2.4 Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности……………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Типология политических систем.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

     В марксистском понимании классовость  права была объявлена его сущностью. Согласно известному афоризму К. Маркса и Ф. Энгельса, право есть воля господствующего  класса, возведенная в закон. В  этом утверждении, бесспорно, есть истина, но далеко не вся. В правовой системе  классово организованного общества интересы господствующего класса, безусловно, преобладают, но это вовсе не означает, что интересы остальных в ней исчезающе малы.

     В качестве еще одной важной особенности  функционирования сферы права необходимо отметить ее теснейшую связь с  политическим устройством общества и его сердцевиной — государством. Именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером  и охранителем правопорядка.

     В мире существует множество научных  идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали  задаваться вопросом, что значит понимать право, правопонимание - это научная  категория, отражающая процесс и  результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в  себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к  целостному социальном явлению.

     Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например:

     а) гражданин, обладающий минимальным  правовым кругозором, столкнувшийся  с проблемами право вообще;

     б) юрист - профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы;

     в) ученый, человек с абстрактным  мышлением, занимающийся изучением  права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный  к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий  определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут  совпадать у группы лиц и у  целых слоев, классов.

     Объектом  правопонимания могут быть право  в планетарном масштабе, право  конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При  этом знания об отдельных структурных  элементах экстраполируются на право  в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие  с правом общественные явления.

     Содержание  правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение  к ним как справедливым или  несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным и  неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным. Любая деятельность плодотворна  и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменения  также не бывает без уяснения смысла правовых требований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Подходы к пониманию права и их значение для юридической практики

     2.1 Психологическая  теория права и  возможности ее  использования в  юридической практике

     В рамках так называемого широкого подхода к праву отдельные  ученые наряду с нормами и правовыми  отношениями включают в право  правовое сознание. Тем самым отдается дань психологической теории права, которая в свое время претендовала на самостоятельную роль в науке  и практике, а впоследствии очень  часто вступала и вступает до сих  пор в союз с идеями правового  реализма и иными теориями. Замечалась даже своего рода психологизация основных направлений правовой мысли.

     Советская правовая теория отвергала психологический  подход к праву за его приверженность субъективному идеализму. Однако в  первые годы советской власти даже в декретах признавалось обращение  судей к правовому сознанию, если законы не давали возможности решения  вопроса в интересах пролетарского  государства. А практика (в том  числе расстрелы на месте) основывалась на «социологическом правовом сознании»  в весьма широких масштабах. Возможно, именно поэтому А.М. Рейснер пытался  как-то соединить постулаты психологической  теории с марксизмом. Попытки эти  имели определенный успех в польском правоведении, где традиционно со времен Л.И. Петражицкого, эмигрировавшего  из России в Польшу, идеи представителей рассматриваемой теории имели хождение. Теория Петражицкого содержала большой  критический заряд в адрес  других подходов к праву. Особенно доставалось  нормативизму.

     Очень многие тонкости теории Л.И. Петражицкого обнаруживаются там, где он объясняет  деление права на объективное  и субъективное, интуитивное и  позитивное, официальное и неофициальное. Представляется, что наша практика (законодательная и правоприменительная) могла бы более плодотворно использовать некоторые его выводы. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида. Психологические процессы разных уровней - такая же реальность, как и экономические или политические процессы. Право опосредуется ими, живет в них, проявляет через них свою эффективность. Практический юрист не может игнорировать того факта, что часто люди осуществляют свою деятельность, не зная законов, вопреки законам, в обход законов, при пробелах в законе и т.д.

     Важно знать психологический механизм действия правовых норм, мотивацию  правоприменения в связи с  ценностной детерминацией и профессиональной ориентацией правоприменителя.

     Так, Л. Петражицкий, выделяя психологические  начала правового регулирования, основной упор делал на эмоциональную восприимчивость  правовых требований адресатом права. Эмоции, импульсы, переживания, осознания  – вот это является главным, но мнению Л. Петражицкого, в переводе правовых предписаний в реальное поведение индивида.

     А в современной теории права значительный раздел занимает «правосознание». Здесь  же надо отметить, идеи Л. Петражицкого об императивно-атрибутивных притязаниях, характерных для правового регулирования, т.е. повелительных (императивных) притязаниях, которые может реализовывать субъект права в отношении иных лиц, и закрепленных, обязательных (атрибутивных) в психологической сфере индивида, сохраняют и ныне свое значение.

     Таким образом, в психологической теории Л. Петражицкого речь идет о попытках разобраться в рациональной и  эмоциональной природе такого феномена, как право и его действенной  роли, понять механизм перевода в поведение  конкретного индивида объективно существующих правовых предписаний, закрепленных в  позитивном праве. И не случайно, что  уехав после Октябрьской революции  в Польшу, Л. Петражицкий продолжал  изучать механизм действия права, рассматривал «продуктивную» роль права, его эффективность, стал, по мнению его учеников, родоначальником  социологической школы права.

     2.2 Социологический  подход к праву 

     Социологическая школа права в своей развитой форме – детище XX века. Эта школа попыталась изучить и понять право как результат воздействия различных социальных факторов на нормативно-регулятивную систему и обратного воздействия этой системы на удовлетворение конкретных, реальных, социальных потребностей конкретных, живых людей. Эта школа имеет значительный диапазон различных теоретических концепций и конструкций, но все же в основу их определения права она берет его социальную природу, воздействие на общественные отношения, общественный порядок.

     За  акцент на социальной обязанности права  удовлетворять конкретные потребности  конкретных, живых людей, одну из разновидностей этой школы обозначают как концепцию, признающую лишь «живое» право. Отстаивается в рамках социологической школы  и другая концепция, согласно которой  право имеет своим предназначением  упорядочение общественных отношений, но в своих крайних рассуждениях эта концепция уравнивает право  и собственно состояние общественных отношений. Их упорядоченность, урегулированность  и объявляется правом.

     Таким образом, в этом втором подходе смешивается  самостоятельное существование  права как целостного, но обособленного  социального института и того предмета, объекта, на который воздействует право – общественные отношения. В некоторых последних крупных  теоретических работах под правом понимается некое состояние общества – законы, правовые учреждения, мировосприятие, обычаи, само упорядочение отношений  и т.д. И хотя цель таких социологических  подходов понятна, автор стремится  показать, что право не некое явление, обособленное и оторванное от социального  бытия, но растворение права в  состоянии общества, уравнивание  права и результата его действия вряд ли продуктивно и полезно.

     Впрочем, социологическая школа права  в своих крайних и весьма неудачных  по формулировкам выводах подвергалась заслуженной критике еще в 30-е  годы (в частности, работы П. Стучки). Словом, и в этих конструкциях имеет  место гиперболизация отдельных  элементов права. Однако попытки  рассматривать право как реальный феномен, формирующий общественные отношения, устанавливающий в них  порядок, заслуживает пристального внимания. Да и стремление изучить  реальную действенность права является социально полезным.

     Таким образом, социологический подход в отличие от нормативного правом признает не систему абстрактных и формально определенных норм, а непосредственно саму общественную жизнь, практику (сеть правоотношений, правопорядок), складывающуюся под влиянием действия права: право - это определенным образом упорядоченное взаимодействие социальных субъектов, это «живое» или «свободное» право, создаваемое деятельностью органов, осуществляющих право, - судей, администрации. При таком подходе право как «нормальное» социальное поведение и право как правила (модель) этого поведения, которые обобщены и сформулированы в законе, соотносятся как форма и содержание. Столь «широкий» взгляд на право, призывающий правоприменителя отыскивать право не в нормах (законах), а в фактической деятельности по их осуществлению, таит в себе опасность произвола, свободного обращения с законом, нивелирования его регулятивных свойств. В то же время социологический взгляд на право позволяет определить круг истинных детерминант образования права, а также факторов, обеспечивающих его реализуемость.

     Социологический подход к праву очень хорош  для исследователей и законодателей. Чтобы познать право, издать полезный и эффективный закон, надо изучать  законодательство в действии. Социально  реализованное бытие писаных  норм - источник их постоянного совершенствования. Жизнь права - источник выявления  пробелов в законодательном регулировании  общественных отношений. Сами общественные отношения выступают в разных ипостасях: они и предпосылка (источник) права, и форма его реализации (жизни), и критерий справедливости, ценности, эффективности правовых норм. Рассмотрение их непосредственно в качестве права обедняет теорию и дезориентирует практику. В противоположность позитивизму представители социологического направления – «социологической юриспруденции» - обращаются к условиям функционирования действия права, и процесса его реализации. Поэтому иногда это направление именуют функционализмом.

     Таким образом, для социологической теории характерны: функциональный подход к  праву; выделение правоотношений в  качестве основных, наиболее существенных элементов права; «не сводимость»  права к закону. Положительным  моментом такого подхода является стремление познать право, в действии, в процессе функционирования, что дает сделать  шаг вперед в развитии социологии и психологии права. При этом исследования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средства достижения согласия между интересами различных социальных групп. Это  сближает социологическую теорию права  с так называемой солидаристской (социальной) концепцией права.

     Основу  солидаристского направления или  социальной концепции права, представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать  индивиду или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей  солидарности.

     Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск  правовых средств, помогающих устранить  возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с  другими элементами социальной действительности — экономикой, политикой, моралью – в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости.  

     2.3 Исторический подход  к пониманию права

     Противовесом  естественно-правовой теории понимания  права явилась историческая школа  права, которую в начале XIX века развивали  выдающиеся немецкие юристы – Гуго, Пухта, Савиньи.

     Историческая  школа, опираясь на реальные процессы формирования права в средневековой  Европе из обычного права, утверждала, что главное в этих процессах  – самоорганизационные начала, спонтанное, стихийное развитие. Примерно так  же, как развивается национальный дух, язык, – утверждали сторонники исторической школы права. Эта школа  использовала категории общей воли, общего убеждения. Савиньи писал: «Право существует в общем народном духе и, стало быть, в общей воле, которая  постольку является и волею каждого  отдельного индивида. Но индивид в силу своей свободы может в том, что он думает и чего не желает, быть лишь как член целого». Таким образом, историческая школа, используя принцип историзма, связывала право с более глубокими этнокультурными пластами, с самоорганизационной природой права, его эволюцией. Исторической школе не очень повезло на предыдущем этапе существования отечественной теории государства и права. Ей приписывались националистические и мистические положения и упускалось из виду, что она учитывала некоторые реальные, конкретные процессы формирования права, особенно в средневековой Европе.

Информация о работе Нормативный, исторический, социологический и психологический подходы к обоснованию права