Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:51, контрольная работа
Наряду с ортодоксальными учениями индуизма на севере Индии развивались оппозиционные течения как аскетического направления, так и прямо противоположного, например философия локаята, исповедовавшая гедонистический материализм. Со временем две крайние тенденции оформились в самостоятельные философско-религиозные системы – джайнизм и буддизм.
Учение имеет лишь два основных разветвления – секту шветамбаров и секту дигамбаров. При этом различие касается скорее внешней стороны монашеской практики, чем концептуальных разногласий.
Джайнизм основан на учении о прерывном, дискретном строении материи и различает четыре вида проявления микрочастиц (атомов): воздух, огонь, воду и землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Однако мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как «душа», или джива . Махавира учил, что все сущее имеет душу. При этом духовным началом наделены не только люди, животные и растения, но и камни, земля, ветер. Более того, согласно традиции, любое событие и явление следует считать одухотворенными в тот период времени, когда они происходят. Таким образом, джайнская философия признает взаимодействие материальной и духовной субстанций. При этом следует помнить, что, несмотря на свою очевидную субстанционность, материя и сознание (душа) на уровне феноменального проявления находятся в неразрывной связи. Наиболее близкой к джайнизму западной позицией следует признать теорию гностиков, согласно которой бессмертная душа, заключенная в телесные оковы, стремится к выходу за границы материального, чтобы реализовать свой вечный (изначальный) потенциал. Такой подход вполне согласуется с идеями джайнов.
В своей основе джайнизм атеистичен. В отличие от индуизма, учение джайнов не признает абсолютных истин, равно как и конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого конечным освобождением признается достижение душой конечной реальности (состояние конечного постижения называется кавала). Мир находится в непрекращающемся процессе эволюции, который осуществляется в соответствии с кармическими законами, которые распространяются на сущность нестабильную и взаимообусловленную реальность. Следовательно, вселенной управляет не Бог, а карма. В отличие от буддизма, джайнизм, признавая процесс перемен в целом, допускает существование неизменной бессмертной души.
Нельзя
не отметить противоречивость джайнской
позиции по отношению к природе
вещей: с одной стороны
Джайны не считают нужным доказывать существование души, так как ее сущность подтверждается самой способностью человека к познанию. Множественность составляющих индивидуальную душу элементов сравнима с бесчисленными атомами, формирующими физический объект.
В отличие от буддизма, считающего кармическое наказание следствием волевых действий (и особенно морально-этических нарушений), джайнизм рассматривает кармические законы в более широком смысле, а именно, в свете всех жизненных обстоятельств. Человек испытывает на себе действие этого кармического закона даже тогда, когда не осуществляет самостоятельного выбора. В джайнизме кармические закономерности распространяются на весь окружающий мир, хорош он или плох. Джайны верят, что душа всеведуща (то есть может познать все не познаваемое), но в этом мире ее возможности ограничены кармической обусловленностью.
Джайнизм считает недопустимым разделение человеческой жизни на материальные и духовные аспекты, подчеркивает важность осознания между физическими и духовными проявлениями, что и составляет основу этических норм поведения.
Адепт джайнизма должен помнить и исполнять пять заветов: непричинение вреда (ахимса); правдивость; нестяжание; целомудрие (для состоящих в браке – супружеская верность); непритязательность (довольство малым). Ключевой этической нормой является ахимса. Целомудрие и свобода от земных привязанностей являются следствием основного качества джайна – самообладания.
Итак, этические нормы джайнизма сводятся к состраданию и самообладанию (для монахов-аскетов) или самоограничению и великодушию (для последователей-мирян).
Заключение.
Нет ничего удивительного в том, что философии джайнизма и буддизма имеют ряд общих черт. Сидхартха Гаутама и Вардхамана Махавира были современниками и вели сходный образ жизни. Некоторые сравнения уже были мною приведены. Подведем итоги:
1. Оба мыслителя исповедовали атеизм и указывали на изменчивость и непостоянство окружающего мира.
2. Оба подчеркивали значимость доктрины ахимсы как ключевого понятия морали и духовного роста.
3. Оба
указывали на то, что в процессе
духовного становления путь от
мирского существования к
4. Оба отрицали авторитет ведийских знаний и культовой практики.
5. Оба
не признавали
6.
Оба приветствовали монашеский
аскетизм (но в то время, как
Махавира считал аскезу и
Однако между учениями есть одно весьма существенное различие. Буддизм не признает ни самостоятельности Эго, ни дживы как некой субстанции, стремящейся к освобождению. Напротив, «Я» провозглашается лишь как умозрительная, условная концепция. Не признавая дуалистический подход, последователи Будды придерживаются мнения, что все сущее – как материальное, так и духовное – лишь создает условия для очередных проявлений.
Не менее важно отметить, что джайнизм охотно поднимает вселенские вопросы, в то время как буддизм считает подобные мудрствования бесплодными и уводящими в сторону.
Нередко в адрес буддистов и джайнов раздаются обвинения в том, что в качестве средства к спасению они предлагают уход от мирской жизни. Отчасти это верно, так как обе традиции исповедуют монашество. С другой стороны, придерживаясь идеи взаимозависимости всего сущего и универсальности кармических законов, они занимаются поиском путей оптимального взаимодействия личности и окружающего мира. Таким образом, эти учения проповедуют непричинение зла и сострадание, то есть фактически придерживаются гуманистический позиций.
Мудрость
Востока, не ограничиваясь поиском
рациональных доказательств и не
уходя от решения жизненно важных, фундаментальных
вопросов, органично компилировала философию
и психологию, социологию и религию. Иными
словами, восточному философу не приходится
искать свою нишу и ограничиваться исследованием
узкого круга прикладных задач.
Литертура:
1. Томпсон М. Восточная философия/Пер. с англ.
Ю.
Бондарева. – М 2002.
2.
Клайв Эррикер. Буддизм/Пер. с англ. Л. Бесковой.
– М.2000
Информация о работе Неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм