Неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:51, контрольная работа

Описание работы

Наряду с ортодоксальными учениями индуизма на севере Индии развивались оппозиционные течения как аскетического направления, так и прямо противоположного, например философия локаята, исповедовавшая гедонистический материализм. Со временем две крайние тенденции оформились в самостоятельные философско-религиозные системы – джайнизм и буддизм.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

     Учение  имеет лишь два основных разветвления – секту шветамбаров и секту дигамбаров. При этом различие касается скорее внешней стороны монашеской практики, чем концептуальных разногласий.

     Джайнизм  основан на учении о прерывном, дискретном строении материи и различает  четыре вида проявления микрочастиц (атомов): воздух, огонь, воду и землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Однако мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как «душа», или джива . Махавира учил, что все сущее имеет душу. При этом духовным началом наделены не только люди, животные и растения, но и камни, земля, ветер. Более того, согласно традиции, любое событие и явление следует считать одухотворенными в тот период времени, когда они происходят. Таким образом, джайнская философия признает взаимодействие материальной и духовной субстанций. При этом следует помнить, что, несмотря на свою очевидную субстанционность, материя и сознание (душа) на уровне феноменального проявления находятся в неразрывной связи. Наиболее близкой к джайнизму западной позицией следует признать теорию гностиков, согласно которой бессмертная душа, заключенная в телесные оковы, стремится к выходу за границы материального, чтобы реализовать свой вечный (изначальный) потенциал. Такой подход вполне согласуется с идеями джайнов.

     В своей основе джайнизм атеистичен. В отличие от индуизма, учение джайнов не признает абсолютных истин, равно как и конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого конечным освобождением признается достижение душой конечной реальности (состояние конечного постижения называется кавала). Мир находится в непрекращающемся процессе эволюции, который осуществляется в соответствии с кармическими законами, которые распространяются на сущность нестабильную и взаимообусловленную реальность. Следовательно, вселенной управляет не Бог, а карма. В отличие от буддизма, джайнизм, признавая процесс перемен в целом, допускает существование неизменной бессмертной души.

     Нельзя  не отметить противоречивость джайнской  позиции по отношению к природе  вещей: с одной стороны провозглашается  неизменность, а с другой – текучесть  и непостоянство. Говоря о реальности какого-либо проявления, имеется в виду его существование во времени, хотя за этот период объект претерпевает бесконечное множество изменений своего состояния, которые происходят каждое мгновение, и одновременно прекращает существование в одном режиме бытия и проявляется в другом.

     Джайны  не считают нужным доказывать существование  души, так как ее сущность подтверждается самой способностью человека к познанию. Множественность составляющих индивидуальную душу элементов сравнима с бесчисленными атомами, формирующими физический объект.

     В отличие от буддизма, считающего кармическое  наказание следствием волевых действий (и особенно морально-этических нарушений), джайнизм рассматривает кармические  законы в более широком смысле, а именно, в свете всех жизненных обстоятельств. Человек испытывает на себе действие этого кармического закона даже тогда, когда не осуществляет самостоятельного выбора. В джайнизме кармические закономерности распространяются на весь окружающий мир, хорош он или плох. Джайны верят, что душа всеведуща (то есть может познать все не познаваемое), но в этом мире ее возможности ограничены кармической обусловленностью.

     Джайнизм  считает недопустимым разделение человеческой жизни на материальные и духовные аспекты, подчеркивает важность осознания между физическими и духовными проявлениями, что и составляет основу этических норм поведения.

     Адепт джайнизма должен помнить и исполнять  пять заветов: непричинение вреда (ахимса); правдивость; нестяжание; целомудрие (для  состоящих в браке – супружеская верность); непритязательность (довольство малым). Ключевой этической нормой является ахимса. Целомудрие и свобода от земных привязанностей являются следствием основного качества джайна – самообладания.

     Итак, этические нормы джайнизма сводятся к состраданию и самообладанию (для монахов-аскетов) или самоограничению и великодушию (для последователей-мирян).

     Заключение. 
 
 

             Нет ничего удивительного в  том, что философии джайнизма и буддизма имеют ряд общих черт. Сидхартха Гаутама и Вардхамана Махавира были современниками и вели сходный образ жизни. Некоторые сравнения уже были мною приведены. Подведем итоги:

    1. Оба мыслителя исповедовали атеизм и указывали на изменчивость и непостоянство окружающего мира.

    2. Оба  подчеркивали значимость доктрины ахимсы как ключевого понятия морали и духовного роста.

    3. Оба  указывали на то, что в процессе  духовного становления путь от  мирского существования к монашеству  является желательным.

    4. Оба  отрицали авторитет ведийских  знаний и культовой практики.

    5. Оба  не признавали предопределенности  образа жизни в зависимости  от кастовой принадлежности.

     6. Оба приветствовали монашеский  аскетизм (но в то время, как  Махавира считал аскезу и монашество  единственным путем к спасению, Гаутама воздерживался от категорических суждений  и в своих сутрах допускал достижение просветления светскими последователями).

     Однако  между учениями есть одно весьма существенное различие. Буддизм не признает ни самостоятельности  Эго, ни дживы как некой субстанции, стремящейся к освобождению. Напротив, «Я» провозглашается лишь как умозрительная, условная концепция. Не признавая дуалистический подход, последователи Будды придерживаются мнения, что все сущее – как материальное, так и духовное – лишь создает условия для очередных проявлений.

     Не  менее важно отметить, что джайнизм охотно поднимает вселенские вопросы, в то время как буддизм считает подобные мудрствования бесплодными и уводящими в сторону.

     Нередко в адрес буддистов и джайнов  раздаются обвинения в том, что  в качестве средства к спасению они предлагают уход от мирской жизни. Отчасти это верно, так как обе традиции исповедуют монашество. С другой стороны, придерживаясь идеи взаимозависимости всего сущего и универсальности кармических законов, они занимаются поиском путей оптимального взаимодействия личности и окружающего мира. Таким образом, эти учения проповедуют непричинение зла и сострадание, то есть фактически придерживаются гуманистический позиций.

     Мудрость  Востока, не ограничиваясь поиском  рациональных доказательств и не уходя от решения жизненно важных, фундаментальных вопросов, органично компилировала философию и психологию, социологию и религию. Иными словами, восточному философу не приходится искать свою нишу и ограничиваться исследованием узкого круга прикладных задач.  

     Литертура: 
 

     1. Томпсон М. Восточная философия/Пер. с англ.

     Ю. Бондарева. – М 2002. 

     2. Клайв Эррикер. Буддизм/Пер. с англ. Л. Бесковой. – М.2000 
 
 

Информация о работе Неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм