Неопозитивизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:19, реферат

Описание работы

Актуальность: Неопозитивизм выявил многие трудности, возникающие в процессе познания, и на определенном историческом этапе способствовал их решению. Но сама наука также находится в развитии, а, следовательно, порождает новые методологические проблемы.

Цель данной работы состоит в исследовании основных направлений современного неопозитивизма.

Содержание

I ВВЕДЕНие

II Неопозитивизм:

Философия логического анализа

Логический позитивизм

Семантический позитивизм

Лингвистический позитивизм

Постпозитивизм



III Заключение


Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 58.75 Кб (Скачать)

 Следует  отметить, что, по мнению постпозитивистов, цель изменения научного знания - не достижение объективной истины, а реализация одной из задач, например, построение простых и компактных теорий. Понятие истины заменяется понятием веры, интереса и т. п. П. Фейерабенд утверждает, что наука иррациональна, ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии; общество надо освободить от «диктата науки», а последнюю - отделить от государства и предоставить ей одинаковые права с магией. Фейерабенд выдвинул точку зрения «методологического анархизма». Он считает, что в науке «все подходит», надежных методов не существует, они создаются нами и со временем меняются. Нужно создавать множество теорий, несовместимых с существующими и признанными, и это будет способствовать их взаимной критике и ускорению развития науки, причем каждая теория воздает свой собственный язык для описания фактов и устанавливает свои собственные нормы.

 Таким  образом, постпозитивисты, выступая с ревизией неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки, тем не менее сохраняют общую связь с установками логического позитивизма. Из него заимствуются процедуры анализа; традиционные философские проблемы переводят в сферу языка. Реалистические тенденции во взглядах представителей постпозитивизма, ряд ценных методологических идей и резкая критика позитивизма эклектически сочетаются с элементами релятивизма, конвенционализма, прагматизма и инструментализма, а также с отрицанием принципа отражения мира в науке. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений  западной философии 20 в. Неопозитивизм  возник и развивался как философское  течение, претендующее на анализ и решение  актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии  и науки в условиях дискредитации  традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств  научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации  и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.

В своей работе я рассмотрела виды неопозитивизма:  философия логического анализа, логический позитивизм, семантический позитивизм, лингвистический позитивизм, постпозитивизм.

Основоположником  философии логического анализа  по праву считается Б. Рассел.Рассел выдвинул заманчивую программу построения «логически совершенного языка», в котором, по его мнению, могла бы полностью выявлена и четко описана логическая структура человеческого языка вообще. В качестве модели такого языка он предложил язык математической логики, разработанный в написанном им совместно с А. Н. Уайтхедом трехтомном труде «Principia Mathemica» (1910-1913).

Выражение мыслей в этом «идеальном языке» обеспечило бы, по его мнению, точность смысла и  предупредило бы неправильные умозаключения  от структуры языка к структуре  мира, имеющими место при употреблении естественного языка. Идеальный язык нужен для особых целей и прежде всего для решения проблем традиционной философии и современной науки и не предназначен для замены разговорного языка в его повседневном употреблении.

Логический  позитивизм возник на кафедре натуральной  философии Венского университета, где  собрались молодые учёные, поставившие  перед собой цель – реформировать  науку и философию. Эта группа вошла в историю  под именем «Венского кружка» философов. В  него входили сам М. Шлик , Р. Карнап , вскоре ставший признанным лидером нового направления , О. Нейрат , Г. Фейгль , В. Дубислав и др.

Гносеологические  принципы Венского кружка:

1.Всякое знание  есть знание о том, что дано  человеку в чувственном восприятии.

У логических позитивистов мир оказывается калейдоскопом  чувственных впечатлений. Вне чувственных  впечатлений нет никакой реальности, во всяком случае, мы ничего не можем сказать о ней. Таким образом, всякое знание может относиться только к чувственным впечатлениям.

2. То, что дано  нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной  достоверностью.

3.Все функции  знания сводятся к описанию.

Логические  позитивисты отказываются говорить о внешнем мире, следовательно, отказываются от объяснения. Предсказание должно опираться  на существенные связи явлений, на знание причин, управляющих их возникновением и исчезновением. Логические позитивисты  отвергают существование таких  связей и причин. Таким образом, остается только описание явлений, поиски ответов  на вопрос «как?» , а не «почему?».

Логические  позитивисты отрицают традиционную философию, или «метафизику» , что многими критиками неопозитивизма признается чуть ли не основной его отличительной особенностью. Логический позитивист либо отрицает существование мира вне чувственных переживаний, либо считает, что о нем ничего нельзя сказать.

Другой характерной  особенностью является антиисторизм и почти полное пренебрежение процессами развития.

Понятие эмпирического  языка было одним из важнейших  понятий методологии логического  позитивизма, а проблема определения  этого понятия - ключевой проблемой  концепции.

Первоначально в качестве эмпирического языка  был принят феноменалистский язык, состоящий из протокольных предложений. Протокольным предложениям приписывали  следующие особенности:

   а) они  выражают "чистый" чувственный  опыт субъекта;

   б) они  абсолютно достоверны, в их истинности  невозможно сомневаться; 

   в) протокольные  предложения нейтральны по отношению  ко всему остальному знанию;

   г) они  гносеологически первичны - именно  с установления протокольных  предложений начинается процесс  познания.

Попытка найти  критерий научности, который позволил бы нам сказать, что - наука, а что - псевдонаучная болтовня или ненаучная  спекуляция, политическая демагогия  или очередной миф, - такая попытка безусловно имеет смысл. Однако история верификационного критерия логических позитивистов показала, что стремление найти некоторый абсолютный критерий, провести абсолютную границу не может привести к успеху.

источником  семантического позитивизма является неправильное истолкование абстрактных  понятий. Из того факта, что слова  в своем звучании не выражают объективной  природы предмета, семантики заключили, что слово есть произвольно избираемый знак, причем знак не предмета, а понятия. Большинству же общих понятий  в действительности ничего не соответствует. Но так как мы привыкли думать, что  всякое слово что-то обозначает, то нередко мыслим реально не существующими  фикциями.

 Общая семантика  выдвигалась не как абстрактная  концепция, а как социальное  лекарство от всех коллизий, при  условии устранения «тирании  слов». Для этого семантики  предлагали мировую реформу языка,  смысл которой заключается в  замене несовершенных и двусмысленных  «пустых абстракций» одним общим  математическим языком. Другой вариант  реформы - повсеместное внедрение  упрощенного английского языка,  свободного от «лишних слов». 

Некоторые из семантиков считали, что звуковая речь вообще несовершенна, поэтому лучше использовать систему каких-либо технических символов или сигналов, в которой может быть достигнута абсолютная однозначность. Чейз говорил, что речь должна быть подобна языку сигналов животных, ибо «кошачий мир не фальсифицирован верованиями и поэтическими.

Лингвистический позитивизм - еще одна разновидность  неопозитивизма - понимает философию  как аналитическую деятельность. По прояснению языка, но уже не научного, а обыденного. Представители этой философии видят задачу «философа-аналитика» в исследовании фактического употребления естественного разговорного языка  с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного  использования.

Постпозитивисты поставили перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть развивающееся содержание научного знания. В методологии и философии науки они создали «историческую шкалу» и сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. Кроме того, они обратили особое внимание на исследование социокультурных и личностно-мировоззренческих факторов в научном познании; в отличие от лозунга позитивистов «Наука сама себе философия!» считали, что философские утверждения органически входят в «тело» науки. Лакатос, например, рассматривал метафизику как существенную часть науки. Следует отметить, что, по мнению постпозитивистов, цель изменения научного знания - не достижение объективной истины, а реализация одной из задач, например, построение простых и компактных теорий.

Нужно создавать  множество теорий, несовместимых  с существующими и признанными, и это будет способствовать их взаимной критике и ускорению  развития науки, причем каждая теория воздает свой собственный язык для  описания фактов и устанавливает  свои собственные нормы. Постпозитивисты, выступая с ревизией неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки, тем не менее сохраняют общую связь с установками логического позитивизма. Из него заимствуются процедуры анализа; традиционные философские проблемы переводят в сферу языка. Реалистические тенденции во взглядах представителей постпозитивизма, ряд ценных методологических идей и резкая критика позитивизма эклектически сочетаются с элементами релятивизма, конвенционализма, прагматизма и инструментализма, а также с отрицанием принципа отражения мира в науке.

 
 
 
 

Список  использованной литературы: 
 

  1. Статья  из сайта PhieXperts.ru
  2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия XXв.)ред.Мотрошилова,Руткевич.2000. (Учебник)
  3. История философии. ред.Мапельман В.М. 1997. (Учебник)
  4. Википедия-свободная энциклопедия.

Информация о работе Неопозитивизм