Следует
отметить, что, по мнению постпозитивистов,
цель изменения научного знания - не достижение
объективной истины, а реализация одной
из задач, например, построение простых
и компактных теорий. Понятие истины заменяется
понятием веры, интереса и т. п. П. Фейерабенд
утверждает, что наука иррациональна,
ничем не отличается от мифа и религии,
представляя собой одну из форм идеологии;
общество надо освободить от «диктата
науки», а последнюю - отделить от государства
и предоставить ей одинаковые права с
магией. Фейерабенд выдвинул точку зрения
«методологического анархизма». Он считает,
что в науке «все подходит», надежных методов
не существует, они создаются нами и со
временем меняются. Нужно создавать множество
теорий, несовместимых с существующими
и признанными, и это будет способствовать
их взаимной критике и ускорению развития
науки, причем каждая теория воздает свой
собственный язык для описания фактов
и устанавливает свои собственные нормы.
Таким
образом, постпозитивисты, выступая
с ревизией неопозитивистского понимания
задач методологического анализа науки,
тем не менее сохраняют общую связь с установками
логического позитивизма. Из него заимствуются
процедуры анализа; традиционные философские
проблемы переводят в сферу языка. Реалистические
тенденции во взглядах представителей
постпозитивизма, ряд ценных методологических
идей и резкая критика позитивизма эклектически
сочетаются с элементами релятивизма,
конвенционализма, прагматизма и инструментализма,
а также с отрицанием принципа отражения
мира в науке.
Заключение
НЕОПОЗИТИВИЗМ
– одно из основных направлений
западной философии 20 в. Неопозитивизм
возник и развивался как философское
течение, претендующее на анализ и решение
актуальных философско-методологических
проблем, выдвинутых развитием науки,
в частности отношений философии
и науки в условиях дискредитации
традиционной спекулятивной философии,
роли знаково-символических средств
научного мышления, отношения теоретического
аппарата и эмпирического оазиса
науки, природы и функции математизации
и формализации знания и пр. Эта ориентация
на философско-методологические проблемы
науки сделала неопозитивизм наиболее
влиятельным течением современной западной
философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг.
(и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает
осознаваться несостоятельность его исходных
установок. В то же время в работах видных
представителей неопозитивизма эти установки
тесно были переплетены с конкретным научным
содержанием, и многие из этих представителей
имеют серьезные заслуги в разработке
современной формальной логики, семиотики,
методологии и истории науки.
В своей работе
я рассмотрела виды неопозитивизма:
философия логического анализа, логический
позитивизм, семантический позитивизм,
лингвистический позитивизм, постпозитивизм.
Основоположником
философии логического анализа
по праву считается Б. Рассел.Рассел
выдвинул заманчивую программу построения
«логически совершенного языка», в котором,
по его мнению, могла бы полностью выявлена
и четко описана логическая структура
человеческого языка вообще. В качестве
модели такого языка он предложил язык
математической логики, разработанный
в написанном им совместно с А. Н. Уайтхедом
трехтомном труде «Principia Mathemica» (1910-1913).
Выражение мыслей
в этом «идеальном языке» обеспечило
бы, по его мнению, точность смысла и
предупредило бы неправильные умозаключения
от структуры языка к структуре
мира, имеющими место при употреблении
естественного языка. Идеальный язык нужен
для особых целей и прежде всего для решения
проблем традиционной философии и современной
науки и не предназначен для замены разговорного
языка в его повседневном употреблении.
Логический
позитивизм возник на кафедре натуральной
философии Венского университета, где
собрались молодые учёные, поставившие
перед собой цель – реформировать
науку и философию. Эта группа
вошла в историю под именем
«Венского кружка» философов. В
него входили сам М. Шлик , Р. Карнап
, вскоре ставший признанным лидером нового
направления , О. Нейрат , Г. Фейгль , В. Дубислав
и др.
Гносеологические
принципы Венского кружка:
1.Всякое знание
есть знание о том, что дано
человеку в чувственном восприятии.
У логических позитивистов
мир оказывается калейдоскопом
чувственных впечатлений. Вне чувственных
впечатлений нет никакой реальности, во
всяком случае, мы ничего не можем сказать
о ней. Таким образом, всякое знание может
относиться только к чувственным впечатлениям.
2. То, что дано
нам в чувственном восприятии,
мы можем знать с абсолютной
достоверностью.
3.Все функции
знания сводятся к описанию.
Логические
позитивисты отказываются говорить
о внешнем мире, следовательно, отказываются
от объяснения. Предсказание должно опираться
на существенные связи явлений, на знание
причин, управляющих их возникновением
и исчезновением. Логические позитивисты
отвергают существование таких
связей и причин. Таким образом, остается
только описание явлений, поиски ответов
на вопрос «как?» , а не «почему?».
Логические
позитивисты отрицают традиционную
философию, или «метафизику» , что многими
критиками неопозитивизма признается
чуть ли не основной его отличительной
особенностью. Логический позитивист
либо отрицает существование мира вне
чувственных переживаний, либо считает,
что о нем ничего нельзя сказать.
Другой характерной
особенностью является антиисторизм и
почти полное пренебрежение процессами
развития.
Понятие эмпирического
языка было одним из важнейших
понятий методологии логического
позитивизма, а проблема определения
этого понятия - ключевой проблемой
концепции.
Первоначально
в качестве эмпирического языка
был принят феноменалистский язык,
состоящий из протокольных предложений.
Протокольным предложениям приписывали
следующие особенности:
а) они
выражают "чистый" чувственный
опыт субъекта;
б) они
абсолютно достоверны, в их истинности
невозможно сомневаться;
в) протокольные
предложения нейтральны по отношению
ко всему остальному знанию;
г) они
гносеологически первичны - именно
с установления протокольных
предложений начинается процесс
познания.
Попытка найти
критерий научности, который позволил
бы нам сказать, что - наука, а что
- псевдонаучная болтовня или ненаучная
спекуляция, политическая демагогия
или очередной миф, - такая попытка
безусловно имеет смысл. Однако история
верификационного критерия логических
позитивистов показала, что стремление
найти некоторый абсолютный критерий,
провести абсолютную границу не может
привести к успеху.
источником
семантического позитивизма является
неправильное истолкование абстрактных
понятий. Из того факта, что слова
в своем звучании не выражают объективной
природы предмета, семантики заключили,
что слово есть произвольно избираемый
знак, причем знак не предмета, а понятия.
Большинству же общих понятий
в действительности ничего не соответствует.
Но так как мы привыкли думать, что
всякое слово что-то обозначает, то
нередко мыслим реально не существующими
фикциями.
Общая семантика
выдвигалась не как абстрактная
концепция, а как социальное
лекарство от всех коллизий, при
условии устранения «тирании
слов». Для этого семантики
предлагали мировую реформу языка,
смысл которой заключается в
замене несовершенных и двусмысленных
«пустых абстракций» одним общим
математическим языком. Другой вариант
реформы - повсеместное внедрение
упрощенного английского языка,
свободного от «лишних слов».
Некоторые из семантиков
считали, что звуковая речь вообще несовершенна,
поэтому лучше использовать систему каких-либо
технических символов или сигналов, в
которой может быть достигнута абсолютная
однозначность. Чейз говорил, что речь
должна быть подобна языку сигналов животных,
ибо «кошачий мир не фальсифицирован верованиями
и поэтическими.
Лингвистический
позитивизм - еще одна разновидность
неопозитивизма - понимает философию
как аналитическую деятельность.
По прояснению языка, но уже не научного,
а обыденного. Представители этой
философии видят задачу «философа-аналитика»
в исследовании фактического употребления
естественного разговорного языка
с тем, чтобы устранить недоразумения,
возникающие вследствие его неправильного
использования.
Постпозитивисты
поставили перед собой задачу выявить
формы и методы, позволяющие раскрыть
развивающееся содержание научного знания.
В методологии и философии науки они создали
«историческую шкалу» и сформулировали
вывод о том, что логика науки может быть
только теорией ее развития. Кроме того,
они обратили особое внимание на исследование
социокультурных и личностно-мировоззренческих
факторов в научном познании; в отличие
от лозунга позитивистов «Наука сама себе
философия!» считали, что философские
утверждения органически входят в «тело»
науки. Лакатос, например, рассматривал
метафизику как существенную часть науки.
Следует отметить, что, по мнению постпозитивистов,
цель изменения научного знания - не достижение
объективной истины, а реализация одной
из задач, например, построение простых
и компактных теорий.
Нужно создавать
множество теорий, несовместимых
с существующими и признанными,
и это будет способствовать их
взаимной критике и ускорению
развития науки, причем каждая теория
воздает свой собственный язык для
описания фактов и устанавливает
свои собственные нормы. Постпозитивисты,
выступая с ревизией неопозитивистского
понимания задач методологического анализа
науки, тем не менее сохраняют общую связь
с установками логического позитивизма.
Из него заимствуются процедуры анализа;
традиционные философские проблемы переводят
в сферу языка. Реалистические тенденции
во взглядах представителей постпозитивизма,
ряд ценных методологических идей и резкая
критика позитивизма эклектически сочетаются
с элементами релятивизма, конвенционализма,
прагматизма и инструментализма, а также
с отрицанием принципа отражения мира
в науке.
Список
использованной литературы:
- Статья
из сайта PhieXperts.ru
- История философии:
Запад-Россия-Восток (книга четвёртая.
Философия XXв.)ред.Мотрошилова,Руткевич.2000.
(Учебник)
- История философии.
ред.Мапельман В.М. 1997. (Учебник)
- Википедия-свободная
энциклопедия.