Неопозитивизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:19, реферат

Описание работы

Актуальность: Неопозитивизм выявил многие трудности, возникающие в процессе познания, и на определенном историческом этапе способствовал их решению. Но сама наука также находится в развитии, а, следовательно, порождает новые методологические проблемы.

Цель данной работы состоит в исследовании основных направлений современного неопозитивизма.

Содержание

I ВВЕДЕНие

II Неопозитивизм:

Философия логического анализа

Логический позитивизм

Семантический позитивизм

Лингвистический позитивизм

Постпозитивизм



III Заключение


Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 58.75 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ И ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» 
 

Факультет: «ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» 
 
 

Реферат по философии

Тема: Неопозитивизм  
 
 
 

                                                     Выполнила:

                                                              студентка 314 гр.

                                                                  Антипина Альбина

                                                   Проверил:

                                                            Масловская Т.И

                                                          

Санкт-Петербург 2011г. 
 

План: 
 
 
 

       I ВВЕДЕНие 

          II Неопозитивизм: 
 

    1. Философия логического анализа
 
    1. Логический позитивизм
 
    1. Семантический позитивизм
 
    1. Лингвистический позитивизм
 
    1. Постпозитивизм
 
 

       III  Заключение 
 

       Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В классическом позитивизме, провозгласившем лозунг «Наука сама себе философия!», четко  видно негативное отношение к  философии. Сводя науку к эмпирическим наблюдениям и описанию их, Конт как бы продолжал позицию И. Ньютона, выраженную им в положении «Физика, бойся метафизики» ( философии). Вместе с тем Конт считал, что индивидуальный опыт не исключает синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философия», рассматривая ее как своеобразную синтетическую науку. В духе классической рациональности теория вообще рассматривалась как обобщение опыта.

 В  отличие от классического позитивизма  неопозитивизм лишь ориентирует  философию на науку, отказывая  ей в праве самой быть наукой. В неопозитивизме философия понимается  функционально, т. е. не как  теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность  по отысканию значений языковых  выражений. «Науку, - писал М. Шлик, - следует определить как «поиск истины», а философию как «поиск смысла». Философия, по его мнению, вообще не является наукой, т. е. системой познания, она является деятельностью, посредством которой проясняется смысл необходимых для познания понятий. Научная деятельность - это прежде всего эмпирическое исследование, чего нельзя сказать о философии. Поскольку мысли в науке выражаются в суждениях и понятиях, неопозитивизм предметом философии считает систему научных дефиниций, а задачей философии - их логический анализ.

Объявляя войну  философии, неопозитивисты утверждают, что она занимается бесплодным делом, выясняя, что такое материя, пространство, время, якобы существующие вне нас. Надо отбросить эти «метафизические» фикции и брать мир таким, каким  он существует в представлениях и  понятиях ученых. При этом важно  отметить, что эти понятия рассматриваются  не как отражение объективной  реальности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам. Стало  быть, мир - это система научных  фраз и терминов. Философия же должна дать методы их анализа, отделить научно-осмысленные  предложения от бессмысленных, «метафизических», устранить последние. (Надо помнить, что под словом «метафизика» понимается философия вообще.) С «метафизическим  туманом», говорят неопозитивисты, необходимо вести постоянную борьбу, посредством логического анализа очищать теорию познания от метафизических проблем.

Актуальность: Неопозитивизм выявил многие трудности, возникающие в процессе познания, и на определенном историческом этапе способствовал их решению. Но сама наука также находится в развитии, а, следовательно, порождает новые методологические проблемы.

Цель  данной работы состоит в исследовании основных направлений современного неопозитивизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Философия  логического анализа

Основоположником  философии логического анализа  по праву считается Б. Рассел. Он не столь категоричен в отрицании  философских проблем и философии  вообще как последующий неопозитивизм. Но у него много общего с ним. Рассел выдвинул заманчивую программу построения «логически совершенного языка», в  котором, по его мнению, могла бы полностью выявлена и четко описана логическая структура человеческого языка вообще. В качестве модели такого языка он предложил язык математической логики, разработанный в написанном им совместно с А. Н. Уайтхедом трехтомном труде «Principia Mathemica» (1910-1913). Выражение мыслей в этом «идеальном языке» обеспечило бы, по его мнению, точность смысла и предупредило бы неправильные умозаключения от структуры языка к структуре мира, имеющими место при употреблении естественного языка.

Идеальный язык нужен для особых целей и  прежде всего для решения проблем  традиционной философии и современной  науки и не предназначен для замены разговорного языка в его повседневном употреблении.

Начиная с 20-х годов идеи Рассела подхватили Рейхенбах, Куайн и др.  Всех их, не смотря на определенной различие философских позиций, объединяла установка на разработку логических языков и на уточнение с их помощью логических форм языка науки, теории значения, теории индукции, подтверждение гипотез и др. Такое сведение философской деятельности к анализу языковых средств познания привела к тому, что исследования современных представителей философии логического анализа перестали быть философскими или гносеологическими, а является скорее конкретно логическими или логико-методологическими.

2.Логический  позитивизм

В 1925 г. На кафедре  натуральной философии Венского университета , которую после смерти Э. Маха возглавил М. Шлик , собралась группа молодых ученых , поставивших перед собой смелую цель – реформировать науку и философию. Эта группа вошла в историю под именем «Венского кружка» философов. В него входили сам М. Шлик , Р. Карнап , вскоре ставший признанным лидером нового направления , О. Нейрат , Г. Фейгль , В. Дубислав и др. После прихода к власти в Германии нацисткой партии члены кружка и их сторонники в Берлине , Варшаве и других научных центрах континентальной Европы постепенно эмигрировали в Англию и США, что способствовало распространению их взглядов в этих странах.

Философско-методологическая концепция Венского кружка получила наименование логического позитивизма, или неопозитивизма (третий позитивизм) , ибо его члены вдохновлялись идеями О. Конта и Э. Маха , так и достижениями символической логики Б. Рассела и А. Уайтхеда. В логике неопозитивисты увидели тот инструмент ,который должен был стать основным средством философско-методологического анализа науки.

Исходные идеи своей концепции неопозитивисты непосредственно заимствовали из "Логико-философского трактата" Л. Витгенштейна, который в первый период своего творчества онтологизировал структуру языка логической системы, созданной Расселом и Уайтхедом. Язык логики состоит из простых, или "атомарных", предложений, которые с помощью логических связок могут соединяться в сложные, "молекулярные", предложения. Витгенштейн полагал, что и реальность состоит из атомарных фактов, которые могут объединяться в молекулярные факты. Подобно атомарным предложениям, атомарные факты независимы один от другого. "Нечто может происходить или не происходить, а все остальное окажется тем же самым". Атомарные факты никак не связаны между собой, поэтому в мире нет никаких закономерных связей. "Суеверие - вера в такую причинную связь". Поскольку действительность представляет собой лишь различные комбинации элементов одного уровня - фактов, постольку и наука должна быть не более чем комбинацией предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого "одномерного" мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или к глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки. Конечно, в языке науки очень много предложений, которые непосредственно как будто не отображают фактов. Но это обусловлено тем, что язык искажает мысли. Поэтому в языке науки и в повседневном языке так много бессмысленных псевдопредложений - предложений, которые действительно не говорят о фактах. Для выявления и отбрасывания таких бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки. Именно такой анализ должен стать главным занятием философов.

 Эти идеи  Витгенштейна были подхвачены и переработаны членами Венского кружка, которые на место его онтологии поставили следующие гносеологические принципы.

 1. Всякое знание есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии.

 Атомарные факты Витгенштейна логические позитивисты заменили чувственными переживаниями субъекта и комбинациями этих переживаний. Как и атомарные факты, отдельные чувственные впечатления не связаны между собой. У Витгенштейна мир есть калейдоскоп фактов, у логических позитивистов мир оказывается калейдоскопом чувственных впечатлений. Вне чувственных впечатлений нет никакой реальности, во всяком случае, мы ничего не можем сказать о ней. Таким образом, всякое знание может относиться только к чувственным впечатлениям.

2. То, что дано  нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной  достоверностью.

 Структура  предложений у Витгенштейна совпадала со структурой факта, поэтому истинное предложение было абсолютно истинно, так как оно не только верно описывало некоторое положение вещей, но в своей структуре "показывало" структуру этого положения вещей. Поэтому истинное предложение не могло быть ни изменено, ни отброшено с течением времени. Логические позитивисты заменили атомарные предложения Витгенштейна "протокольными" предложениями, выражающими чувственные переживания субъекта. Истинность таких предложений также несомненна для субъекта.

3. Все функции  знания сводятся к описанию.

 Если мир  представляет собой комбинацию  чувственных впечатлений, и знание  может относиться только к  чувственным впечатлениям, то оно  сводится лишь к фиксации этих  впечатлений. Объяснение и предсказание  исчезают. Объяснить чувственные  переживания можно было бы только апеллируя к их источнику - внешнему миру. Логические позитивисты отказываются говорить о внешнем мире, следовательно, отказываются от объяснения. Предсказание должно опираться на существенные связи явлений, на знание причин, управляющих их возникновением и исчезновением. Логические позитивисты отвергают существование таких связей и причин. Таким образом, остается только описание явлений, поиски ответов на вопрос "как?", а не "почему?".

 Из этих  основных принципов неопозитивистской  гносеологии вытекают некоторые  другие особенности этого философского  направления. Сюда относится,  прежде всего, отрицание традиционной  философии, или "метафизики", что многими критиками неопозитивизма  признается чуть ли не основной его отличительной особенностью. Философия всегда стремилась сказать что-то о том, что лежит за ощущениями, стремилась вырваться из узкого круга субъективных переживаний. Логический позитивист либо отрицает существование мира вне чувственных переживаний, либо считает, что о нем ничего нельзя сказать. В обоих случаях философия оказывается ненужной. Единственное, в чем она может быть хоть сколько-нибудь полезной, - это анализ научных высказываний. Поэтому философия отождествляется с логическим анализом языка. С отрицанием философии тесно связана терпимость неопозитивизма к религии. Если все разговоры о том, что представляет собой мир, объявлены бессмысленными, а вы тем не менее хотите говорить об этом, то безразлично, считаете вы мир идеальным или материальным, видите в нем воплощение божественной воли или населяете его демонами - все это в равной степени не имеет к науке и к познанию никакого отношения, а остается сугубо личным делом каждого.

Информация о работе Неопозитивизм