Неоплатонизм и его представители

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:53, реферат

Описание работы

Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:
к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;
к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;
к мистически-интуитивному познанию высшего;
к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы или экстаза.

Работа содержит 1 файл

философское учение.docx

— 34.87 Кб (Скачать)

  Влияние 

  В 529 вышел  запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и  неоплатонизм были преданы анафеме  на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Юстиниан запретил изучение языческой  философии и распустил платоновскую Академию в Афинах, бывшую последним  оплотом языческого неоплатонизма.

  Однако идеи неоплатонизма не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским  и иудейским монотеизмом; оказывает  значительное воздействие на развитие арабской философии (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина).

  Христианский  неоплатонизм в наиболее яркой форме  проявился в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизма получили большое распространение уже в период ранней патристики (IV в.) благодаря деятельности представителей т. н. каппадокийской школы — Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, ставших на путь христианизации неоплатонизма. Большую роль в распространении идей неоплатонизма сыграл Максим Исповедник. В XI в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл.

  Под влиянием неоплатонизма находился Августин Блаженный. Некоторые черты неоплатонизма  можно наблюдать и у таких  ортодоксальных философов католической церкви, как напр. Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов  шартрской школы.

  От ортодоксально-католической линии резко отличается философская  система Иоанна Скота Эриугены, который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи неоплатонизма, впадая в прямой пантеизм. Неоплатонизм оказался главным теоретическим источником пантеизма в западной философии средневековья.

  К концу средневековья  сильное влияние неоплатонизма  сказалось в немецкой мистике XIV—XV вв. (Мейстер Экхарт, Таулер, Сузо). Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино.

  Большой шаг  в сторону секуляризации неоплатонизма  был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Кардано, Кампанелла и Бруно). О влиятельности неоплатонизма в XVII — начале XVIII вв. свидетельствует школа кембриджских платоников (Кедворт и др.). Немецкий идеализм конца XVIII — начала XIX вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Шеллинга, и Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей «Истории философии».

  В Древней  Руси концепции неоплатонизма были известны благодаря славянским переводам  Ареопагитик, Диоптры Филиппа Монотропа («Пустынника») и других сочинений византийских авторов.

  Воздействие неоплатонизма на идеализм XIX—XX вв. можно проследить прежде всего у  таких русских философов, как  В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и  в ряде различных направлений  современной философии.

Информация о работе Неоплатонизм и его представители