Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:53, контрольная работа
Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан идеалектичекий метод познания и преобразования действительности.
Введение. стр. 3
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
стр. 4
2. Критическая философия И. Канта. стр.6
3. Абсолютный идеализм Гегеля. стр. 9
4. Материализм Л. Фейербаха (критика системы Гегеля). стр. 12
5. Завершающий этап развития немецкой философии - философия К. Маркс и Ф. Энгельса. стр. 13
Заключение стр. 15
Список используемой литературы стр. 16
Кант считал, что у человека есть средство установить связь, сопоставить "вещи сами по себе" и явления. Отсюда вытекал вывод, об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все что находится за пределами опыта, умопостигаемый мир может быть доступен только разум. Разум-это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями, а идеи это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Доказательству, что идеи разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антимониях разума. Антимонии это противоречивые взаимоисключающие положения. Антимонии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мере опыта, а о мире "вещей самих по себе".
Итак, мир "вещей сам по себе" для чувственности, и, следовательно, он закрыт для теоретического разума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир недоступен человеку. Человек по Канту, житель двух миров: чувственно - воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир это мир природы. Умопостигаемый мир это мир свободы, по Канту это независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретически, а практический разум, т.к. его главное назначение руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет человеческую волю автономной, которая определяется не внешними причинами природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой.
Кант
выдвинул новую концепцию субъекта.
На основе этой концепции он провел
разделение бытия на мир природы
и мир человека, в которых действуют свои
возможности и законы, между которыми
существуют глубокие противоречия Кант
ограничил познавательные возможности
субъекта. Миром явлений: оставив не решенной
проблему связи явлений с "вещами самими
по себе"
3.
Абсолютный идеализм
Гегеля.
Учение о тождестве субъекта и объекта лежит также в основе философской системы Гегеля (1770-1831г.). В своей первой работе "Феноменология духа" Гегель, в какой то мере, возвращается к проблемам, зафиксированным Фихте, и пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуально и "абсолютного Я". Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь этот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории. В процессе воспитания и образования каждый человек, по мнению Гегеля, становится способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившийся мировой истории, "мирового духа". Поэтому противоположность субъекта и объекта снимается, и достигается абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.
Движение сознания, по Гегелю, - это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себя все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне, в то же время последующие ступени предвосхищается на более ранних этапах диалектического пути развития.
Первая ступень - сознания, на этой ступени предмет противостоит человеку "Я", как внешняя данность, и определит его: сознание сказывается "теоретическим" или созерцающим (чувственные восприятия, формы рассудка). Вторая ступень- самосознание. Выступает, прежде всего, как практически действующие, желающие и стремящиеся. Высшей ступенью, является ступень "духа" на этой ступени сознание постигает духовную реальность мира и себя, как выражение этой реальности.
С каждой из этих ступеней развития индивидуального сознания соотносятся определенные ступени и формы развития человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и др.
Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом, что связано с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким понятием является "Абсолютная идея". По Гегельскому определению "Абсолютная идея" - это разум, мышления, разумное мышление.
Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» раскрывается у Гегеля на основе процесса саморазвития «Абсолютной идеи». «Абсолютная идея», по учению Гегеля, представляет собой субстанцию мира, универсум во всей его полноте. В процессе саморазвития «Абсолютная идея» проходит различные стадии в виде последовательного движение от абстрактного общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.
Первым этапом самораскрытия «Абсолютной идеи» является логика. Логика, по Гегелю это научно теоретическое осознание «Абсолютной идеи».
Первым этажом саморазвития природа наиболее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естествознание, очень низко оценивал природу. Природа по Гегелю, это необходимое в процессе развития «Абсолютной идеи», но все же вспомогательное средство. Природу создает бог с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. У Гегеля две стадии развития человеческого духа, это субъективный дух и объективный дух.
Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувстворонную субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание-самосознание-разум, психология показывает теоретические и практические способности духа.
Объективный
дух у Гегеля понимается как сверхиндивидуальная
целостность, возвышающаяся над
отдельными людьми, и проявляется
через их различные связи и
отношения. Объективный дух
В определенном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля. Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Он характеризовал ее как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннею связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон взаимопроникновения, противоположностей и закон отрицания.
Закон перехода количественных изменений в качественные списывает механизм саморазвития. Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество это внутренняя определенность предмета, явление которое характеризует предмет или явление в целом и определяется через его свойство, а свойство-это проявление качество в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.
Качество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в ней нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например: дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше.
Непосредственное конкретное единство качества, количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, чего одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик, т.е. качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.
При
характеристике второго закона диалектики
о взаимопроникновении
Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состояние непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в тоже время борющихся, отрицающих друг друга. Такие взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями.
Третий закон диалектики - закон отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процессы развития.
Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояние в другое, что обладает диалектической природой. Диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового.
Отрицание
отрицания в двойном виде включает
в себя эти три момента и
характеризует цикличность
Помимо
диалектического истолкования категории
и разработки трех законов, диалектический
метод Гегеля включает в себя также принципы
анализа действительности: как восхождение
от абстрактного к конкретному, соответствие
исторического и логического, всесторонности
и другие. Это наследие вошло в сокровищницу
мировой философии мысли.
4.
Материализм Л. Фейербаха
(критика системы Гегеля)
Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л. Фейербах (1804-1872г.) он слушал лекции Гегеля и вначале своей творческой деятельности увлекался его философией. В 1839г. он выпустил работу "К критике философии Гегеля" свидетельствующую о переходе на позиции материализма и атеизма. В 1841г. Фейербах опубликовал свое самое крупное философское произведение, в котором содержались развернутая критика христианской теологии, обосновывалась материалистическое мировоззрение. Критика Фейербахом философии Гегеля идет, прежде всего, по линии ее идеалистических предпосылок, сближающих философию с религией. Бог, по Фейербаху это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Фейербах стремится возродить у человека самоутверждение и достоинство, а сделать это можно только на основе само реалистического мировоззрения. При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие "материя". В место понятия "материя" использует понятие "природа". Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она не зависима ни от Бога, ни от какой либо философии. В центре философии, по его мнению, должен находится человек как высшее существо природы.
Фейербах
отвергает подход к человеку
со стороны классиков немецкого
идеализма рассматривающих
Исходным циклом познания, по Фейербаху, является ощущение. Источник же ощущения заключен в самом объективном мире, природе. На базе ощущений у человека возникает мышление.
Фейербах доказывал правильность показаний органов чувств, достоверность чувственных данных. Он резко выступал против разграничения познавательного мира на "мир явлений" и "мир вещей в себе".
5.
Завершающий этап развития
немецкой философии
- философия К. Маркса
и Ф. Энгельса
Разработанная Л. Фейербаха материалистическая трактовка субъекта, атеистическое мировоззрение сказали серьезное воздействие на последующих мыслителей, на К. Маркса и Ф. Энгельса (1820-1895г.). Их философское учение, в определенном смысле, можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии.
К. Маркс, еще, будучи студентом, познакомился гегелевской философией и примкнул к кружку младогегельцев. Маркс тогда разделял многие установки немецкой классической философии, он считал, что философия это духовная квинтэссенция своего времени, призванная вносить в общество мудрость и разум, и тем самым, содействовать общественно историческому прогрессу. В 1844г. Маркс порывает с младогегельцами и переходит на позиции Л. Фейербаха.
Под влиянием Л. Фейербаха написана работа того времени. Экономическо-философские рукописи 1844года. В этой работе Маркс выступает в защиту гуманизма, он создает грандиозное по гуманистическому пафосу учение объективно исторической, предметно практической сущности человека.