Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан идеалектичекий метод познания и преобразования действительности.

Содержание

Введение. стр. 3
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
стр. 4
2. Критическая философия И. Канта. стр.6


3. Абсолютный идеализм Гегеля. стр. 9
4. Материализм Л. Фейербаха (критика системы Гегеля). стр. 12
5. Завершающий этап развития немецкой философии - философия К. Маркс и Ф. Энгельса. стр. 13
Заключение стр. 15
Список используемой литературы стр. 16

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского 

Юридический институт

Кафедра «Гуманитарных и Социальных Экономических Наук» 

Контрольная работа 

по  дисциплине: «ФИЛОСОФИЯ» 
 

На  тему: «Немецкая классическая философия» 
 
 

                                                                               
 

Выполнил (а):

Студент (ка) 1 курса

ЗсФО  формы обучения

специальности Юриспруденция

шифр  зачетной книжки :

№0127-030900-11\001221

Дзугуров  Мурат Олиевич 

Научный руководитель:

Икринникова Юлия Борисовна

Ф. И. О. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011 г. 

Содержание. 
 
 
 
 
 

Введение.              стр. 3 
1.  ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ        ФИЛОСОФИИ 
              стр. 4             
2.  Критическая философия И. Канта.                                                                                    стр.6
   
   
3.  Абсолютный идеализм Гегеля.             стр. 9
4.  Материализм Л. Фейербаха (критика системы Гегеля).    стр. 12
5.  Завершающий этап развития немецкой философии - философия К. Маркс и Ф. Энгельса. стр. 13 
Заключение стр. 15
Список  используемой литературы стр. 16
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ. 

      Немецкая  классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан идеалектичекий метод познания и преобразования действительности.

      Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины CUIII в. – первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гете, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XYIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейской философии, а потом в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии.

      К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха  относится уяснение того отнюдь не очевидного фактора, что при всем многообразии проблем у философии  имеется основной вопрос и он состоит  в определении отношения между  мышлением и бытием.

      Развитие  немецкой классической философии было одним из важнейших выражений  эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XYIII в. и предвосхищало  перспективы прогрессивного развития Германии.

      Немецкая  классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые  происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеалогической жизни всей Европы. Поиски адекватного понимания происходящих изменений наиболее подготовленным к этому немецкими философами увенчалась успешным продвижением по пути разработки диалектого способа мышления. Начиная с Канта, плеяда мыслителей первой величины придала небывалую интенсивность и глубину развития немецкой философской мысли. Классики немецкой философии видели связь эстетических проблем и искусства с важнейшими задачами данного исторического периода, постоянно подчеркивая их тесное взаимодействие с жизнью общества и человека.                                                                                                                                             

1.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
 

Немецкая  классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который  ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с  одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим по крайней мере некоторые из ее характерных черт.

Философия Канта довершает поэтическую (ноэма, ноэзис. — Пер.) философию. В философии  Канта нашло свое выражение теоретическое  отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Оборотной стороной этих позитивных результатов  является мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.

Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.

Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности). Другой причиной этой ориентации является так называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Якоби (1743—1819) «Об учении Спинозы», изданной в 1785 г. Дискуссия, направленная на реабилитацию философии Спинозы, является одной из вех прогрессивного духовного развития в Германии того времени. Гердер участвовал в спинозовской дискуссии своим трактатом «Бог» (1787), в котором попытался модернизировать спинозизм (заменил «распространенность» «органическими силами», моделью для которых служит скорее живое существо, чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы, которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская дискуссия показывает, что послекантовская философия включала в себя и те философские направления в Германии, которые развивались независимо от Канта[4. С.89].

В социальном плане немецкая философия — свидетельство  идейного пробуждения «третьего  сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.  
 
 
 
 
 
 

      2.  Философия И. Канта. 

      Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724 – 1804г.). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1970г.) Кант выступал, прежде всего, как крупный ученый – астроном, физик, географ, стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.

Но специфическая  Кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в критический период, после опубликования им трех работ «Критик», «Критики чистого разума» в 1781г., «Критики практического разума» в 1788г., «Критики способности суждения» в 1790г. Второй период творчества Канта назвал «Критическим» не только потому, что «Критиками» назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии: противопоставить критический подход при оценки возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. Одна из основных проблем «Критики чистого разума»: как возможно достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется у Канта в три частные проблемы: Как возможна математика? Как возможна физика? И как возможна метафизика (философия)? Кант уверил в научном характере математики и естествознания, и его критическое исследование сводится к попытке выяснить, чем объясняется и от чего зависит их научность. К метафизике (философии) Кант подходит критически, т.е. ставит под вопрос возможна ли метафизика вообще в качестве науки, и дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Достоверность научного знания Кант обосновывает, как  объективное знание. Объективность же, отождествляется всеобщностью и необходимостью, т.е. для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знание, считает Кант, обуславливается структурной трансцендентального субъекта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присуще некоторые врожденные доопытные формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство-это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время – это врожденная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика).

      Неопытные формы чувственности пространство и время создают предпосылки достоверности математического знания, что осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности рассудка. Рассудок-это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий  и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка понятия и категории конструктируют, предмет. Поэтому и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать, считает Кант, только то, что сами создали.

      Итак, рассудок упорядочивает восприятия человека, подводим их под всеобщие и необходимые формы, таким образом, обуславливает объективность знания. Что же тогда создает возможность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это сведено с особенностями субъекта.

      На  основе вышеизложенного, теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему»: и ей может делать о ней определенные умозаключения. Вещи как они существуют в сознание субъекта, Кант называл явлениями и «человек может знать только явления», а каковы вещи сами по себе, т.е. каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне-сознания субъекта, человек не знает, и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся «вещами в себе», непознанными, нераскрытыми.

Информация о работе Немецкая классическая философия