Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:53, контрольная работа
Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан идеалектичекий метод познания и преобразования действительности.
Введение. стр. 3
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
стр. 4
2. Критическая философия И. Канта. стр.6
3. Абсолютный идеализм Гегеля. стр. 9
4. Материализм Л. Фейербаха (критика системы Гегеля). стр. 12
5. Завершающий этап развития немецкой философии - философия К. Маркс и Ф. Энгельса. стр. 13
Заключение стр. 15
Список используемой литературы стр. 16
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ
И УПРАВЛЕНИЯ им.
К.Г. Разумовского
Юридический институт
Кафедра
«Гуманитарных и Социальных
Экономических Наук»
Контрольная
работа
по
дисциплине: «ФИЛОСОФИЯ»
На
тему: «Немецкая классическая
философия»
Выполнил (а):
Студент (ка) 1 курса
ЗсФО формы обучения
специальности Юриспруденция
шифр зачетной книжки :
№0127-030900-11\001221
Дзугуров
Мурат Олиевич
Научный руководитель:
Икринникова Юлия Борисовна
Ф.
И. О.
Москва
2011
г.
Содержание.
Введение. |
стр. 3 | |
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ |
стр. 4 | |
2.
Критическая философия И. |
стр.6 | |
3. Абсолютный идеализм Гегеля. | стр. 9 | |
4. Материализм Л. Фейербаха (критика системы Гегеля). | стр. 12 | |
5. Завершающий этап развития немецкой философии - философия К. Маркс и Ф. Энгельса. | стр. 13 | |
Заключение | стр. 15 | |
Список используемой литературы | стр. 16 |
ВВЕДЕНИЕ.
Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан идеалектичекий метод познания и преобразования действительности.
Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины CUIII в. – первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гете, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XYIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейской философии, а потом в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии.
К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха относится уяснение того отнюдь не очевидного фактора, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием.
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XYIII в. и предвосхищало перспективы прогрессивного развития Германии.
Немецкая
классическая философия развивалась в
эпоху глубочайших изменений, которые
происходили в экономической, социально-политической
и духовно-идеалогической жизни всей Европы.
Поиски адекватного понимания происходящих
изменений наиболее подготовленным к
этому немецкими философами увенчалась
успешным продвижением по пути разработки
диалектого способа мышления. Начиная
с Канта, плеяда мыслителей первой величины
придала небывалую интенсивность и глубину
развития немецкой философской мысли.
Классики немецкой философии видели связь
эстетических проблем и искусства с важнейшими
задачами данного исторического периода,
постоянно подчеркивая их тесное взаимодействие
с жизнью общества и человека.
1.ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим по крайней мере некоторые из ее характерных черт.
Философия
Канта довершает поэтическую (ноэма,
ноэзис. — Пер.) философию. В философии
Канта нашло свое выражение теоретическое
отражение рефлексии
Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики.
Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.
Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.
Менее
известно, что характерной чертой
этого идеализма был пантеизм
(он характерен для Фихте, Шеллинга
классического периода и
В социальном
плане немецкая философия — свидетельство
идейного пробуждения «третьего
сословия» Германии. Экономическая незрелость
и политическая слабость немецкой буржуазии,
территориальная раздробленность Германии
наложили на нее свой отпечаток. В то же
время немецкая философия использовала
результаты развития философской мысли
Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот
момент весьма положителен.
2.
Философия И. Канта.
Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724 – 1804г.). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1970г.) Кант выступал, прежде всего, как крупный ученый – астроном, физик, географ, стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.
Но специфическая Кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в критический период, после опубликования им трех работ «Критик», «Критики чистого разума» в 1781г., «Критики практического разума» в 1788г., «Критики способности суждения» в 1790г. Второй период творчества Канта назвал «Критическим» не только потому, что «Критиками» назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии: противопоставить критический подход при оценки возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. Одна из основных проблем «Критики чистого разума»: как возможно достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется у Канта в три частные проблемы: Как возможна математика? Как возможна физика? И как возможна метафизика (философия)? Кант уверил в научном характере математики и естествознания, и его критическое исследование сводится к попытке выяснить, чем объясняется и от чего зависит их научность. К метафизике (философии) Кант подходит критически, т.е. ставит под вопрос возможна ли метафизика вообще в качестве науки, и дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Достоверность научного знания Кант обосновывает, как объективное знание. Объективность же, отождествляется всеобщностью и необходимостью, т.е. для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знание, считает Кант, обуславливается структурной трансцендентального субъекта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присуще некоторые врожденные доопытные формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство-это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время – это врожденная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика).
Неопытные
формы чувственности
Итак, рассудок упорядочивает восприятия человека, подводим их под всеобщие и необходимые формы, таким образом, обуславливает объективность знания. Что же тогда создает возможность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это сведено с особенностями субъекта.
На основе вышеизложенного, теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему»: и ей может делать о ней определенные умозаключения. Вещи как они существуют в сознание субъекта, Кант называл явлениями и «человек может знать только явления», а каковы вещи сами по себе, т.е. каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне-сознания субъекта, человек не знает, и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся «вещами в себе», непознанными, нераскрытыми.