Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:33, реферат

Описание работы

Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иогана Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельмана Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872).
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………..2

1 Философская система Канта……………………………………………..2

2 Философская система Гегеля……………………………………………..5

2.1 Логика………………………………………………………………………...7

2.2 Философия природы……………………………………………………….9

2.3 Философия духа…………………………………………………………….9

2.4 Диалектический метод…………………………………………………10

3 Антропологический материализм Фейербаха………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Логику  он делит тоже на три части: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Каждая из указанных частей также является триадой. Учение о бытии включает в себя:

     1) определенность (качество);

     2) величина (количество);

     3) мера.

     Качество  состоит из трех частей:

     1) бытие;

      2) наличное бытие;

      3) для себя бытие.

      Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок в общем соответствует истории человеческого познания.  

      Тождество, единство противоположностей — ключевое понятие логики Гегеля.

      Учение  о понятии — третья, завершающая часть логики Гегеля. Здесь он наиболее резко выражает точку зрения абсолютного идеализма. С этих позиций философ критикует формальную логику, которая видит в понятии «пустую и абстрактную форму. 
 
 
 
 

      2.2 Философия природы

     Второй  ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем основной вопрос философии.

      Природа интересует Гегеля не сама по себе, а  как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего.

      Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы  отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Вопреки этому Гегель высказывает глубокие диалектические догадки, которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним, например, относятся указания о превращении количественных изменений в качественные в химических процессах, понимание электричества как особой формы движения материи. В целом же философ не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позициях старой натурфилософии, суть которой состоит в том, что философ как представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания» может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания.

      2.3 Философия духа

      Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Сама природа порождена духом.

      Саморазвитие  духа идет по трем ступеням.

      Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию.

      Вторая  ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство.

      Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.                       

        «Философия духа» — труд, посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития.

      Дух есть нечто единое и целое, но находящееся  в процессе развития, перехода от низшего  к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.   Свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер.

      Еще выше государства стоят в системе  Гегеля искусство, религия и философия. Гегель полагал, что сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия — «единственная», «абсолютная».

2.3 Диалектический метод

      В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира.

        Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы.

        Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания.

      Главным принципом структурного построения выступает триада. В ней есть рациональный смысл. Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер.

      Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической.

3 Антропологический материализм Фейербаха

      Людвиг  Фейербах (1804—1872) - выдающийся представитель философского материализма и атеизма. Его философские взгляды формировались под воздействием Гегеля, лекции которого он слушал в Берлинском университете. В течение двух лет Фейербах преподает в одном из германских университетов, однако его увольняют за публикацию труда, в котором он сомневается в личном бессмертии человека, полагая, что бессмертными могут  быть лишь великие деяния человеческого разума. Перед Фейербахом закрываются двери всех университетов Германии, и он вынужден вести уединенную жизнь в деревне, где у его жены была небольшая  фабрика.

      Фейербах создает серию философских трудов, самым значительным из которых признается «Сущность христианства» (1841). Материализм Фейербаха оказал сильнейшее влияние на формирование мировоззрения Маркса и Энгельса. Под конец жизни Фейербах вступил в германскую социал-демократическую партию, изучал «Капитал» Маркса. Однако ни марксистом, ни  революционером Фейербах не стал. Всю жизнь он сторонился активной политической деятельности, не принимал участия в революции 1848 г. и отказался баллотироваться в национальное (Франкфуртское) собрание. В историю философии он вошел как последний великий представитель классической немецкой философии.

      Свою  философскую систему Фейербах называл  «новой философией» и «философией будущего". Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека продуктом природы, а его мыслительную деятельность единственным носителем разума.

      Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в познаваемости мира. Он последовательный сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма. Новая философия должна исходить не из абстракций, а из чувственных данных, из опыта. Органы чувств человека в этом смысле Фейербах называет органами философии.

      Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама философия — учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек. «Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе физиологию, в универсальную науку.

      Человек — часть природы, природное живое существо. Естествознание, в первую очередь физиология, доказывает неразрывность мышления и физиологических процессов, протекающих в мозге.        Антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает, нуждается в общении с себе подобными. Его свобода зависит от окружающей среды, которая либо способствует, либо препятствует проявлению его сущности.    Фейербах говорит о человеке вообще как о родовом существе. Такой взгляд грешит абстрактным, натуралистическим подходом к человеку, игнорирует его социальные характеристики.

      Значительное  место в творчестве Фейербаха  занимает критика религии.

      Он выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы, но саму эту природу понимал не исторически, абстрактно. Отсюда и его трактовка религии носила неисторический, абстрактный характер. Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть социальное содержание религиозных представлений, их исторический характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В понятия «классическая немецкая философия» входят философские системы Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Созданные за сравнительно короткий исторический срок и образуя преемственный ряд, эти системы обладают некоторыми общими признаками. К их числу относится, во первых, развитие диалектики не только как способа критики «чистого разума» (Кант), но и как универсального метода познания и целостной системы логических категорий. Во-вторых, применение диалектического метода к историческому процессу, попытки сформулировать законы общественного развития, правда, на базе объективного идеализма. В-третьих, вера в исторический прогресс, в плодотворность научного, в том числе философского познания. И, наконец, гуманизм, глубокое уважение к человеку, который выступает как цель.

      Классическая  немецкая философия наложила заметный отпечаток на последующий ход развития мировой философской мысли. Она послужила теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса и Энгельса, Герцена и Чернышевского. На ее базе возникли влиятельные философские школы неокантианства и неогегельянства, расцвет деятельности которых падает на последнюю треть XIX и первую треть XX столетий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Интернет  ресурсы:

      1) http://www.wiki.ru;

      2)http://sokratlib.ru;

    3) http://www.koob.ru«Немецкая классическая философия» Гулыга А.В;

      4)http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Luk_NemKlPil/index.php «Немецкая классическая философия религии».Учебное пособие для философских факультетов университетов. 

Информация о работе Немецкая классическая философия