Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:26, доклад
Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872). Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций
Шеллинг, философия Фридриха Шеллинга (1775 - 1854 гг.)
Шеллинг имел тесные контакты с Фихте, но впоследствии они разошлись во взглядах.
“Идеи о философии природы”
“О мировой душе”
“Философия искусства”
Философия природы (натурфилософия)
Развитие природы - это процесс обнаружения
в ней духа: это проявление движения от
бессознательного к сознательному, от
несших форм к высшим, вплоть до человека.
Цель природы - само обнаружение разума.
Наукоучение у Шеллинга - это процесс развертывания в природе разума. Шеллинг - это человек, который мыслил поэтически.
Трансцендентальный идеализм у Шеллинга связан с исследованием понятия “Я”, которое может быть применено и к человеку, и к абсолюту. Шеллинг постепенно отходит от идей Спинозы и отделяет природу от божественного начала. Восходит к идеям Платонизма. Идеи существуют в божественном первоначала самостоятельно, они отпадают от Бога, т.е. весь мир - отпал от божества. Процесс данного отпадения - непознаваем и его надо просто признать. А суть состоит в том, что всякое конечное, хочет стать бесконечным, все несовершенное хочет стать совершенным, но в ресультате, все отпавшее от божества, должно к нему вернуть.
Философия тождества (начинается
со спора с Фихте)
Ни “Я” само по себе, ни “Не-Я” само по
себе не может быть первоосновой мира,
такой первоосновой может быть их тождество,
иначе говоря: мышление тождественно бытию.
Вершиной философии Шеллинг объявляет
искусство, но этому предшествует его
вывод об интеллигенции, который соединил
в себе интеллектуальные и нравственные
понятия.
Теоретическое “Я” соединяется с практическим
“Я” и вдохновляются эстетической функцией.
Наука - продукт теоретического
“Я”
Мораль - практического “Я”
Исскуство - эстетического “Я”
Таким образом в искусстве полностью совпадают 2 мира, чувственный и духовный. “Я” выступают в законченном проявлении. В гении соединяются бессознательное начало и сознательное и “Я” достигают гармонии, следовательно Эстетика становится вершиной философии.
Философия откровения (переходит
к иррационализму и закладывание
основ экзестенциальных идей)
Бог - абсолют, уходит в религию, объединяет
религию и философию, т.е. разрабатывает
теософию. Бог - это ничто в мистическом
смысле, это Абсолют, в котором содержится
2 начала, и соответственно они проявляются
в двух рядах: 1) Природа 2) История.
Крайним полюсом природного ряда является материя, это безусловный перевес обьективного над субъективным. Крайний полюс второго ряда - нравственное самосознание и следовательно субьективное перевешивает объективное.
Свободу Шеллинг понимал
в двух смыслах:
1) Первичный принцип бытия(”унгрунд -
взял от мистиков: мощь творить)
2) Способность человека к добру и злу.
Но в истории свобода часто превращается в произвол (пример: Великая Французская революуия). История превращается в цепь слепых актов, в ней господствует произвол и индивидуальное бессилие что либо изменить.
Диалектика, метод и логика Гегеля, философская система Гегеля
Логика Гегеля - это одновременно
его диалектическое учение.
Диалектика Гегеля - это учение о всеобщей
связи и развитии, это философия мироздания,
взгляд на мир в целом.
2 Принципа:
1) Принцип взаимосвязи
(мир един в своей основе)
2) Принцип всеобщего движения, сказанный
еще Гераклитом и эти противоположные
переходы друг в друга, в мире все непрерывно
развивается.
Принцип триады распространяется на диалектику,
следовательно, считается что он преодолевает
односторонность Канта (Тезис - антитезис),
мы можем познать не только явление, но
и сущность.
Гегель:
Тезис - антитезис - синтез
Утверждение - отрицание - синтез
Противоречие - это не аномалия,
а источник всякого развития.
Бытие - (уничтожение) - Ничто -(возникновение
нового) - Наличное бытие(бытие в пространстве
и времени)
Наш мир - это постоянный процесс становления (если что-то уничтожается , то возникает что-то новое, идет развитие по спирали, все возвращается но идет вперед по спирали.
3 закона диалектики Гегеля:
1. Закон единства и борьбы
противоположностей (источник развития
в борьбе противоположностей)
2. Закон взаимного перехода , количественных
и качественных превращений.(накопившиеся
количественные изменения приводят к
качественным изменениям и к механическому
развитию)
3. Закон отрицания (зерно в земле - сгнивает
- росток - новое зерно, любая стадия в процессе
развития сменяется новой стадией, которая
затем сменяется еще более новой стадией)
Спираль - иллюстрация закона отрицания
отрицания.
Система Гегеля консервативна,
так как абсолютная идея возвращается
сама к себе, но с другой стороы диалектика
- это учение о развитии мира, но Абсолютная
идея тоже должна развиваться.
Противоречия Гегеля между философией
с логикой и диалектическим миром усматривается
в том, что система консервативна и замкнута,
а мир диалектичен, т.е. предполагается
бесконечное развитие этой системы. “Философия
Гегеля стоит на голове”, говорили марксисты.
“Философия - это эпоха схваченная в мысли” Философию называл совой Минервы, был философом энциклопедистом. Издал энциклопедию философских наук. Создал всеобъемлющую философскую систему.
Его позиция: Абсолютный идеализм это возведенный в крайнюю степень объективный идеализм. Осуждал субъективистов: Канта, Фихте.
Гегель - в высшей степени рационалист.
Использовал принцип триединства
в своей философской системе:
1) Логика
2) Философия природы (механика, физика,
органика)
3) Философия души (объективный, субъективный
и абсолютный дух)
Главные труды: “Наука логики”, “Феноменология духа”
Исходит из того, что до него уже была логика, и предлагает так называемую, спекулятивную логику разума. “Логика - это наука о Боге, каким он был до сотворения духа”, “Логика это наука о вечном в изменяющемся мире”.
Гегель видит логику в
двух видах:
- Объективная (логика хода событий, логика
вещей)
- субъективная (логика мышления)
Логика мышления тождественна
логике бытия, следовательно, и само
мышление тождественно бытию (это то
о чем писал Шеллинг: что необходимо
рассматривать мир в целом) все
действительное - разумное и все
разумное действительно. Разум - это
не специфическая особенность
Абсолютная идея - это интеллектуальная мощь человека, которая воплощена в формы, абсолютная идея включается в триаду.
1) Логика (абсолютная идея
(в себе)
2) философия природы (природа в инобытии)
3) философия духа (абсолютный дух, абсолютная
идея, “в себе и для себя”)
Абсолютная идея отождествляет
природу. Природа - это инобытие абсолютной
идеи. Отчуждение происходит не во времени
а в пространстве. Абсолютная идея возвращается
сама к себе через абсолютный дух. Все
что происходит в мире, это результат само
разворачивания абсолютной идеи, происходящего
в ней внутреннего содержания. Человек
- это момент в развитии мирового разума.
Философия духа делится на Объективный
дух, субъективный дух и абсолютный дух.
Субъективный - антропология,
феноменология, и психология.
Объективный - право нравственности государства
Абсолютный - искусство, религия, философия
(формы познания мира)
Искусство - чувственные образы.
Религия - переход от чувственного
к образному.
Философия - чистое мышление “очищенный
синтез искусства и религии”. Высшая ступень
развития человеческой мысли.
Величие Гегеля в том, что представил весь
мир в виде единого, бесконечно развивающегося
процесса.