Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:17, реферат
Немецкая классическая философия охватывает период с середины восемнадцатого до середины девятнадцатого века, еe представляют такие имена как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Германия 18-19 вв. была феодальной страной, управлявшейся монархом – кайзером.
1. Особенности немецкой классической философии 3
2. Идея границ познания и учение о нравственности Им. Канта 4
2.1 Познание по Канту 5
2.2 Нравственность Канта 8
3. Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля 8
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха 13
4.1 Антропологический принцип Фейербаха 14
Список использованной литературы 16
Для
понимания сущности философии Гегеля
важно понимание методов, применяемых
им в своих сложных исследованиях.
Три
момента диалектического
Гегель пользуется ими в редких случаях и отдает предпочтение более сложному языку:
Рассмотрим эти три пункта более детально.
1) Рассудок - это главным образом способность, которая абстрагирует определенные понятия и фиксируется на определенности последних. Он различает, разграничивает, останавливаясь на определениях, которые находит в какой-то степени окончательными. Философия не может обойти своим вниманием работу рассудка и должна начинать именно с нее. При всем при том рассудок дает неадекватное познание, замкнутое в границах конечного, в застывших абстракциях, вследствие чего становится жертвой противоречий, которые сам же создает в процессе различения и разграничения. Следовательно, философское мышление должно выйти за пределы рассудка.
2) Выход за грани рассудка есть особое свойство «разума». Это расшатывает окостеневший рассудок и его продукты. Размягчение рассудочных понятий выводит на свет целый ряд противоречий и противоположностей, которые первоначально были подавлены рассудком. Всякое его определение обращается, таким образом, в свою противоположность (и наоборот). Каждая из противоположностей выявляет «ущербность» понятий, но именно эта «ущербность» действует как пружина, толкающая мысль к высшему синтезу, являющемуся спекулятивным моментом, т. е. кульминацией диалектического процесса.
3) «Спекулятивный», или «положительно-разумный», момент есть постижение единства противоположных определений, или положительное, возникающее в результате разрешения противоположностей (синтез противоположностей).
Диалектика как реальность вообще, а значит, как истинное представляет собой описанное здесь неустанное круговое движение.
Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое «чисто внешнее искусство» или «субъективная игра в доказательства и опровержения», а что его метод опровергает всякую «школьную метафизику, руководствующуюся формальными определениями» и что диалектический метод «есть душа всякого научного развёртывания мысли» и именно он и только он вносит необходимую внутреннюю связь в содержание науки и его непреодолимая сил составляется во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.
Открытие
диалектического метода, составление
целой эпохи в философском
мышлении, не было случайностью. Гегель
неоднократно подчёркивал, что в
истории философской мысли
Подчёркивание Гегелем заслуг предшествующих философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих достижений и представить весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. «Всё, что НАС окружает, - заявил он, - может быть рассмотрено как образец диалектики».
Выступая против одностороннего, абстрактно аналитического метода, он утверждал, что такой метод совершенно неприемлем для философии. Философия по сути дела, не нашла своего истинного метода философской науки, применив его к конкретному предмету – сознанию.
В отношении Духа Гегель говорит о том, что в качестве тезиса он порождает предметность, инобыте. Этот процесс он называет отчуждением. В результате последующего синтеза, который также можно назвать снятием, Дух продвигается вперед в отношении познания самого себя. Фактически, отчуждение у Гегеля является необходимым моментом познания духа. Движение как свойство Духа, подчеркивает Гегель, - это движение самопознания.
В циркулярном движении духовной основы философ различает три момента:
Те же процессы можно наблюдать и на других уровнях реальности. Вот почему Абсолют у Гегеля выступает как некий круг кругов.
Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе.
Гегель писал: «Все действительное - разумно, и все разумное - действительно». Это означает, что Идея неотделима от реального и действительного бытия, причем реальное или действительное есть само развитие Идеи, и наоборот.
Движение сознания – это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом, более высоком уровне, в тоже время, последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.
Диалектический идеализм, т.е. сочетание научного воззрения с воззрением в принципе ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля, противоречие которого отнюдь не исключает их единства.
В диалектике с её борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращён в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем, ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может служить для Гегеля орудием критического осмысления и преобразования действительности.
Специфическая
диалектика политико-правовой сферы
в гегелевской философии права
проявляется окольным путём. То, что
Гегелем обозначаются в качестве
ступени объективного духа, есть особая
сфера со специфическим смыслом
и содержанием. В силу этого, логико-гносеологичесий
смысл понятий и
Сам Гегель подчёркивал своеобразие собственного философского рассмотрения проблем права и государства и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения.
В
плане политических и этических результатов
гегелевского применения диалектики,
это означает превращение процедуры и
схемы мистического движения понятия
права в табель о политических рангах
субъектов общественной и государственно-правовой
жизни. Личность, семья, общество, государство
– это не только очерёдность гегелевского
исследования, но и школа их ценности,
регламент значимости в диалектически
иерархированной политической жизни.
В
середине XIX века с острой критикой
идеализма выступил немецкий философ
Людвиг Фейербах. С точки зрения
Фейербаха, идеализм есть не что иное,
как рационализированная
Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть и притом наиболее совершенная - вечной природы.
Он писал: «Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог - мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа - слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек».
Ф. Энгельс писал о сочинении Фейербаха «Сущность христианства»: Природа всегда существует независимо от какой-бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности».
Материализм
Фейербаха существенно
Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я». Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.
Критикуя
идеалистическую трактовку
4.1 Антропологический принцип Фейербаха
Принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
Основой антропологии Фейербаха является материальное учение о природе. Природа является единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.
Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движения материи, на их взаимопереходы. Целесообразность в живом и растущем мире представляет собой не реальность реализации внутренне присущей явлении цели, а следствие единства материи мира. Тоесть он не отрицает объект целесообразности в живой природе, он прав указывая на ее относительность.