Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:17, реферат

Описание работы

Немецкая классическая философия охватывает период с середины восемнадцатого до середины девятнадцатого века, еe представляют такие имена как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Германия 18-19 вв. была феодальной страной, управлявшейся монархом – кайзером.

Содержание

1. Особенности немецкой классической философии 3
2. Идея границ познания и учение о нравственности Им. Канта 4
2.1 Познание по Канту 5
2.2 Нравственность Канта 8
3. Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля 8
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха 13
4.1 Антропологический принцип Фейербаха 14
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Немцы Философы.docx

— 36.86 Кб (Скачать)

Тема 8. Немецкая классическая философия 

  1. Особенности немецкой классической философии
  2. Идея границ познания и учение о нравственности Им. Канта.
  3. Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
  4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
 

Учебные пособия: 1, 3, 4, 6, 13, 16, 14 (Курбатов), 20, 23, 25, 12.

Рассел  Б. История западной философии… В 3 кн. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999.

История философии: энциклопедия / Науч. ред. Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко; сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002.

Кондрашов В. А. Новейший философский словарь: спр. изд. / Под ред. А. П. Ярещенко. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Хрестоматия по истории философии. Учеб. пособие  для вузов. В 3-х ч. Ч. 1. От Лао-цзы  до Фейербаха. М.: Владос, 1997. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

 1. Особенности немецкой классической философии   3

 2. Идея границ познания и учение о нравственности Им. Канта   4

    2.1 Познание по Канту   5

    2.2 Нравственность Канта    8

 3. Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля   8

 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха    13

    4.1 Антропологический принцип Фейербаха   14

Список использованной литературы   16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности немецкой классической философии
 

    Немецкая  классическая философия охватывает период с середины восемнадцатого до середины девятнадцатого века, еe представляют такие имена как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Германия 18-19 вв. была феодальной страной, управлявшейся монархом – кайзером.

    Преимущественно сельскохозяйственная страна состояла из отдельных самостоятельных земель. В ней не были сильны новые индивидуалистические идеи нарождавшегося капитализма. Личность развивалась преимущественно в традиционных рамках. Но это не помешало возникновению именно в Германии передовой и значимой философии, определившей на многие годы духовное развитие всей европейской цивилизации. Видимо, свою роль сыграла своеобразная мобильность Европы, возможность свободного передвижения людей и идей, отсутствие преследования за мышление, почтительное отношение к научным воззрениям и к мыслителям.

    Факторами развития немецкой классической философии  считаются: Французская революция  и еe идеи («свобода», «равенство», «братство»); отсталость социально-экономического развития Германии (которая создавала  возможность духовного развития, так как в стране ещe не утвердилась  идеология предпринимательства); ситуация, в которой промышленная революция, произошедшая в Голландии и Англии, связанное с ней массовое производство товаров, сняли социальную напряжeнность и создали уверенность в реальной возможности прогрессивного (материально  обеспеченного) развития человечества.

    Значение  немецкой классической философии заключается  в нижеследующих фактах: в ней  был значительно расширен круг традиционных вопросов, рассматриваемых философами; были предложены новые ракурсы традиционных философских проблем; философия  продемонстрировала высокий уровень  научно-теоретических исследований, что выразилось в построении целостных систем, в том числе диалектических; диалектика стала результативным методом философского анализа; немецкая классическая философия унаследовала рационализм Просветителей: немаловажным фактором успешного развития теоретических исследований явились принципы рационализма, либерализма и гуманизма; если Средневековье объясняло бытие посредством религии и схоластики, то здесь разрабатывались целостные философские системы, в которых уточнялись мировоззренческие смыслы и формулировались ответы на философские вопросы при помощи идей и категорий. 
 
 

  1. Идея  границ познания и  учение о нравственности И. Канта
 

    Родонаачальник   немецкой   классической   философии   Иммануил    Кант (1724—1804) родился и прожил всю свою жизнь в Кeнигсберге (Калининграде). Он сумел обобщить знания, накопленные мыслителями Нового времени, и обозначить новые направления философии. В 1794 г. философ был избран в Санкт-Петербургскую Академию наук, а одно время считался подданным Российской Империи.

    В философии Канта принято различать  два периода. 
Первый период связан с естественнонаучными изысканиями. Канту принадлежит, наряду с Лапласом, авторство в формировании гипотез возникновения Солнечной системы из пылевой туманности в результате Большого взрыва и существования множества Галактик, аналогичных нашей Солнечной. Философ высказал идею о приливном трении, замедляющем суточное вращение Земли, и критиковал веру в мистику.

    Второй  период – собственно философский, начинается с 1770 г., когда внимание философа сосредоточено  на изучении возможностей человеческого  разума и особенностей процесса познания. Кант развивает одновременно с теорией познания теорию деятельности и трансцендентальную философию как единую и всеобъемлющую теорию субъективности. Основные труды мыслителя часто называют «тремя Критиками»: это «Критика чистого разума» 1781; «Критика практического разума» 1788 и «Критика способности суждения» 1788. В «Критике чистого разума» философ разъясняет разницу между догматической и критической философией. Догматическая философия строит доказательства и выводы на основе человеческой способности познания и рассматривает разум, опыт и веру в качестве данностей, которые следует правильно применять, но этого недостаточно для продуктивного познания мира. По Канту, каждое правильное знание должно предвосхищать трансцендентальное знание, критическая философия даeт знание о границах познания.

    Критической Кант называет философию, которая ставит на первое место трансцендентальное знание. В результате, по Канту получается, что философия предваряет правильное знание и определяет положения всех наук, но для этого она в качестве своего предмета исследования рассматривает познавательные способности человека. 

2.1 Познание по Канту

    У человека три основные способности познания:

    • чувственность (способность познавать через ощущения), которую изучает трансцендентальная эстетика;
    • рассудок (способность мыслить вообще), который изучает трансцендентальная логика;
    • и разум (способность выводить общие принципы), который изучается трансцендентальной диалектикой.

    В трансцендентальной эстетике (описании первой способности познания) Кант доказывает, что ощущение нельзя считать  опытом, любой возможный опыт осуществляется при помощи двух форм – пространства (формы организации внешнего опыта) и времени (формы организации внутреннего опыта). Отвечая на вопрос о возникновении этих форм, философ отказывается как от теории врожденных идей, так и от учения эмпириков о выводимости идей из опытных данных. В своем объяснении ему удается преодолеть односторонность обеих концепций. По Канту пространство и время существуют в сознании до и независимо от всякого опыта, a priori - это априорные формы чувственности.

    Что касается суждений (Кант различает  аналитические и синтетические  суждения), в которых, или которыми человек «фиксирует» свои знания, эмпирические суждения синтезируются  при помощи пространства и времени, т.е. все эмпирические суждения синтетичны, они не являются «чистой» формой познания, как утверждают эмпирики. Об эстетике Кант в частности пишет, что она  выражает независимость «прекрасного»  от практического интереса, то, что  нравится человеку без практической цели.

    В трансцендентальной логике (описании второй способности познания) Кант доказывает априорный характер большинства  научных и метафизических категорий, он показывает трансцендентальное единство апперцепции (по Канту, все понятия, суждения и умозаключения могут быть отнесены к логическому субъекту, независимо от их содержания высказывания) и «выстраивает» «трансцендентальный схематизм рассудка». В познании, как считает мыслитель, рассудок конструирует в процессе познания окружающего мира определeнные схемы сознания, при помощи которых человек структурирует действительность (бытие).

    В трансцендентальной диалектике (описании третьей способности познания) Кант сформулировал три главных вопроса  метафизики («Кто я есть? Что есть мир? Есть ли Бог?» По другому: «Что я  могу? Что я должен делать? На что  я могу надеяться?»), в соответствии с которыми все идеи разума группируются как идеи психологии, идеи космологии и идеи теологии. О ложности притязаний этих наук на истину свидетельствует  возникновение на уровне разума неразрешимых противоречий, названных Кантом антиномиями. Философ, всесторонне исследовавший  разум человека, полагал, что в  процессе познания ощущения дают представления  а разум, в процессе их упорядочивания, обнаруживает «вещь в себе» (непознаваемую  часть изучаемого) и «явление» (то, что «поддается исчислению», познается). Т.е., когда человек пытается «проникнуть» в суть вещей, он познает их с искажениями, которые обусловлены особенностями его органов чувств, и в итоге познает не реальный мир, а всего лишь «явленный его органам чувств». При этом явление есть не то, что находится в объекте, а то, что «всегда встречается в его отношении к субъекту и не отделимо от его (субъекта) представления о нем (объекте)».

    В трансцендентальной диалектике философ  доказывает, что категории разума не могут быть включены в теоретические  науки, так как нет возможности  привести список явлений (вещей, которые  представлены, или могут быть представлены, сознанием), обозначаемых ими.

      Процесс познания, по Канту оказывается  возможным также вследствие выхода  за пределы опыта – трансцендентальной  апперцепции, благодаря которой  в сознании накапливаются знания  и осуществляется переход от  априорных форм к познанию  при помощи разума. Априорные  идеи «чистого», не опирающегося  на опыт знания, Кант назвал  «ноуменами», эти идеи не сообщают  о существовании того, что в  них мыслится, но они необходимы  и плодотворны для познания, в  качестве регулятивных принципов,  синтезирующих многообразие знания.

    Формой  мысли являются сужения, способность понимать по Канту, выражается в человеческой способности суждения. Анализируя процессы познания, Кант приходит к выводу об ограниченности возможностей познания характером сознания человека. Человеку неизвестны другие способы мышления и восприятия мира, ему не с чем сравнить собственную мыслительную деятельность и еe результаты, поэтому мышление и добываемая в процессе познания истина, по Канту, – условны (обусловлены особенностями сознания) и субъективны. 
 
 

    2.2 Нравственность Канта.

    Среди классиков немецкой философии  Кант  уделил  наибольшее внимание  нравственности,  и  его   этическая   концепция,   последовательно развитая в целом  ряде  специальных  трудов,  была  наиболее  разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических  проблем, связанных с  определением  понятия  нравственности.  Одна  из  заслуг  Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы  – вопросы теоретического разума –  от вопроса практического разума - что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (Гумбольдты, А. Шопенгауэр,  Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.) 
 

  1. Диалектический  метод Г.В.Ф. Гегеля

    Творчество  Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

    Уже в студенческие годы Гегель был занят  творческим освоением и осмыслением  достижений предшествующей политической и правовой философии. Венцом их стала  «философия права» - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой и  политической мысли. Это синтез философских  и политико–правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

Информация о работе Немецкая классическая философия