Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:31, реферат

Описание работы

В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому как во Франции в XVIII веке, в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту» . Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.

Работа содержит 1 файл

шеллинг.docx

— 27.37 Кб (Скачать)

     Шеллинг и Гегель по-разному подошли к  решению вопроса о возникновении  многообразия из первоначального единства - тождества субъективного и объективного. Шеллинг рассматривал такое возникновение  как некий "творческий акт", который, будучи непознаваем для разума, является предметом особого рода нерационального  постижения - интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Поскольку интуиция такого рода есть, по Шеллингу, достояние немногих одаренных  натур, постольку философия, как  и искусство, есть удел гениев, способных  проникать туда, куда не могут достигнуть умы обычных смертных. С точки зрения Шеллинга, искусство, а не наука, как полагали прежде, есть органон философии; здесь Шеллинг разделял позицию немецких романтиков, тоже сближавших философское творчество с творчеством художника.

     Гегель, не принявший шеллингова учения об интеллектуальной интуиции как высшей форме философского постижения, пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое понятие. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель сознательно и недвусмысленно отверг аристотелевский закон непротиворечия - акт, на который никогда не решался Фихте. Гегель поэтому требует переосмыслить природу понятия: в понятии до сих пор, говорит Гегель, видели некоторое субъективное образование, тогда как в действительности "абсолютное понятие" есть абсолютное тождество субъекта и объекта - то самое тождество, которое, согласно Фихте, является никогда не осуществимым, хотя и всегда желанным идеалом.

     Гегель, как видим, отождествляет чистое понятие ("Понятие" с большой  буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество  противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам  диалектики. Логика, таким образом, совпадает к Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития "чистого понятия" составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала - субстанции-субъекта.

     Всякое  развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или  полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых: гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".

      Заключение

      Представляет  интерес сама попытка классификации  видов и жанров искусства. Все  они, по Шеллингу, внутренне связаны, между ними нет глухой перегородки. Уничтожение твердых границ между  видами и жанрами искусства часто  переходит у Шеллинга в пренебрежение  к определенности предметного материала  искусства, т.е. к романтическому субъективизму.

      В эстетике Шеллинга выступают черты  многих современных теорий искусства. В его труде “Философия искусства” глубоко разработаны такие вопросы, как теория трагического, концепция  романа, синтез искусств.  

 

      10. Список используемой  литературы 

     
  1. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие.– М.: Гардарики, 2002. Москва.
  2. Радугин А.А. Курс лекций – 2е издание, переработанное и дополненное – М.: Центр 2001г.

Информация о работе Немецкая классическая философия