Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:31, реферат

Описание работы

В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому как во Франции в XVIII веке, в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту» . Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.

Работа содержит 1 файл

шеллинг.docx

— 27.37 Кб (Скачать)

      Немецкая  классическая философия 

      В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая  экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому как во Франции  в XVIII веке, в Германии в XIX веке философская  революция предшествовала политическому  перевороту» . Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.

      Важную  роль в формировании немецкой философии  сыграли достижения естествознания и общественных паук: стали развиваться  физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

      Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724 — 1804). Именно с Канта занялась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция происхождения .Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Своими естественно-научными работами Кант, по словам Энгельса, пробил первую брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, (выдвинул идею распределения животных но порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.

      Кант  считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так. как он есть на самом деле, а только так. как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Tо что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи сами по себе». Абсолютное познание их невозможно, они для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

      Кант  был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время  идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые, по Канту, суть «чисто логические формы», характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, то есть априори. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только противоречие мыслительной деятельности именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний.

      Философия Канта не свободна от компромисса  с идеализмом. Стремясь примерить  науку и религию, он говорил, что  должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.

      Немецкая  классическая философия после Канта  разрабатывалась такими выдающимися  философами как И.Г Фихте и  Ф. Шиллинг. Оба стремились преодолеть квантовское противопоставление феномена и наумена., обосновав познавательную активность в некотором едином принципе – в абсолютном я (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы, необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектике. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

      Дадим понятие объективного и субъективного  идеализма.

      Объективный идеализм – идеализм, исходящий  из признания духа, субъективный идеализм полагает, что все окружающие предметы являют собой «комплексы наших ощущений».

      Исследования  Шеллинга

 

      Содержание  работы Шеллинга “Философия искусства” было хорошо известно немецкой интеллигенции  на рубеже XVII-XIX вв., т.е. почти в самый разгар романтического движения в Германии. Труд Шеллинга составляет определенную часть этого движения и вместе с тем является целым этапом в развитии немецкой классической эстетики от Канта до Гегеля. Общеизвестно влияние Шеллинга на эволюцию искусства и литературы, а также эстетической мысли Франции, Англии, России и других стран.

      В своих исследованиях Шеллинг  опирается на национальные философско-эстетические традиции, в особенности на доктрины Канта, Шиллера и Фихте. Так, он усваивает  и пересматривает кантианский принцип  автономии эстетического, тезис  Фихте о том, что эстетическое “делает трансцендентальную точку  зрения общей”; он полностью приемлет концепцию возвышенного Канта-Шиллера, а в рассуждениях о различии античного  и современного искусства исходит  из шиллеровской концепции наивной и сентиментальной поэзии. В конце концов переход Шеллинга от субъективно-идеалистической философии Фихте к объективному идеализму произошел под воздействием Шиллера.

      У Шеллинга социально-политическая и  эстетическая программа романтизма нашла наиболее систематизированное  и обобщенное выражение.

      Основные  философские труды  Шеллинга

 

      Как и другие романтики, Шеллинг в  молодости увлекался Французской  революцией. Вместе с Гельдерлином и Гегелем он сажал “дерево свободы” в бытность студентом Тюбингенского богословного института. Как и другие романтики, Шеллинг вскоре разочаровался в революции и пришел к возвеличиванию германского реакционного государства и церкви. В 40-х годах он был приглашен в Берлинский университет для борьбы с левыми гегельянцами. Его имя становится символом политической и идеологоической реакции.

      Наиболее  плодотворным в деятельности Шеллинга был период, когда он создал “натурфилософию”. Используя естественнонаучные открытия конца XVIII в., он в своей “Философии природы” формулирует мысль о том, что бессознательно-духовная природа благодаря наличию динамических противоположностей развивается по определенным ступеням, на одной из которых появляются человек и его сознание. Это положение было направлено против субъективно-идеалистической философии Фихте, которой Шеллинг первоначально увлекался. Заслуга Шеллинга состояла в том, что он создал учение о диалектическом развитии природы.

      Шеллинг полагал, что вслед за вопросом о  возникновении сознания следует  поставить вопрос о том, как сознание (“интеллигенция”) становится объектом, который существует вне субъекта и с которым согласуется представление  последнего. Эту проблему философ  исследует в “Системе трансцендентального  идеализма” (1800). Здесь рассматриваются  различные ступени развития сознания. Особое внимание уделяется “интеллектуальной  интуиции”. Последняя представляет собой не что иное, как непосредственное созерцание разумом своего предмета. Интеллектуальная интуиция родственна эстетическому созерцанию, при этом способность к ней - удел не всех, а лишь одаренных умов. Так у Шеллинга возникает эзотерическая теория познания, которая проникнута характерным для романтиков аристократизмом.

      На  данном этапе философского развития Шеллинг разрабатывает основные эстетические проблемы. Этому посвящены  “Система трансцендентального идеализма”, “Философия искусства” и мюнхенская речь “Об отношении изобразительных  искусств к природе” (1807).

      Анализируя  эстетические идеи Шеллинга, обычно ссылаются  на “Систему трансцендентального идеализма” и речь в Мюнхене. Иногда привлекают лекции “О методе академического изучения”. Дело в том, что именно эти труды  были опубликованы при жизни Шеллинга. “Философия искусства”, как правило, не рассматривается. А между тем в этом труде есть целый ряд интересных моментов.

     Тождество противоположностей - субъекта и объекта - Шеллинг делает исходным пунктом  своего учения. При этом он применяет  принцип развития, разработанный  Фихте по отношению к субъекту и его деятельности, также и  к анализу природы. Критикуя Фихте  за то, что природа у него рассматривается  как голый материал для субъекта, Шеллинг в первый период своего творчества концентрирует свое внимание на проблемах  натурфилософии. Задачу последней он видит в том, чтобы раскрыть последовательные стадии развития природы от низших форм к высшим. Природа при этом толкуется как проявление бессознательной жизни разума, который как бы проходит целый ряд этапов от низших - неорганической природы - до высших, органических и находит свое завершение в появлении сознания. Проблема соотношения бессознательных и сознательных форм жизни разума, поставленная уже Фихте, приобретает у Шеллинга первостепенное значение. Шеллинг пытается обнаружить параллелизм, существующий между различными уровнями развития природы (механическими, химическими, биологическими законами), с одной стороны, и ступенями развития человеческого сознания, с другой. При этом наряду с интересными наблюдениями и остроумными догадками нередко появляются произвольные аналогии и даже фантастические построения, за которые нередко критиковали шеллингову натурфилософию современные ему естествоиспытатели.

     Перенося  на природу те закономерности развития, которые были открыты Фихте при  исследовании субъекта, абсолютного  Я, Шеллинг предпринимает построение диалектической картины развития природных  процессов и форм. Природное тело понимается им как продукт взаимодействия противоположно направленных сил - положительных  и отрицательных зарядов электричества, положительных и отрицательных  полюсов магнита и т.д. Основу для такой разработки составила  уже гипотеза Канта-Лапласа, попытавшихся смоделировать генезис солнечной  системы из взаимодействия центробежных и центростремительных сил. Непосредственным же толчком для построений Шеллинга были новые открытия в физике, химии и биологии, и прежде всего теория электричества, быстро развивавшаяся с середины XVIII в. Кулон развил теорию положительной и отрицательной электрических жидкостей; изучалось соотношение электрической и магнитной полярности, а также соотношение химических и электрических взаимодействий. Благодаря открытию Гальвани "животного электричества" возникла возможность установления связи между неорганической и органической природой.

     Опираясь  на эти открытия, Шеллинг выступил с критикой механицизма в естествознании, стремясь показать, что вся природа  в целом может быть объяснена  с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. И это  понятно: с точки зрения Шеллинга, природа - это и есть жизнь, все  неорганические процессы он пытался  понять как предпосылки развития организма. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея мировой души, проникающей собою  всю космическую стихию и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных  явлений.

     Однако  в отличие от неоплатонизма Шеллинг  развивает динамическое воззрение  на природу. Сущность природы рассматривается  им как противоборство полярных сил, образцом которого является магнит; в  каждом явлении природы Шеллинг  видит продукт борьбы разнонаправленных  сил; эта борьба составляет структуру  всего живого.

     В учении Шеллинга преодолевается характерное  для трансцендентального идеализма  Канта, а в определенной мере и  Фихте, противопоставление мира природы  как феноменального и мира свободы  как умопостигаемого: обе сферы  рассматриваются Шеллингом как  развивающиеся из единого начала, представляющего собой абсолютное тождество субъекта и объекта, точку "безразличия" обоих. Абсолютный субъект Фихте, никогда не утрачивавший связи с индивидуальным сознанием, превращается у Шеллинга в божественное начало мира, сближаясь со спинозовской субстанцией. Философия природы и философия тождества Шеллинга - это объективный идеализм, главная задача которого - показать, как из единого первоначала, которое есть ни субъект, ни объект, рождается все многообразие универсума. Возникновение многого из единого - проблема, которой занимались еще античные философы, с попыткой ее решения связано возникновение древнегреческой диалектики. Однако представители немецкого классического идеализма, особенно Шеллинг и Гегель, разрабатывают диалектический метод, опираясь не столько на античные образцы, сколько на те принципы, которые были созданы в эпоху Возрождения у Николая Кузанского и Джордано Бруно. Не случайно Шеллинг нередко обращается к творчеству Бруно, пантеизм которого значительно ближе ему, чем этический идеализм Канта и Фихте. Принцип совпадения противоположностей, сформулированный Кузанцем, составил основу диалектического метода Шеллинга, а в еще большей мере - Гегеля. Хотя Гегель сам считал, что его диалектика имеет своим источником учения Платона и Аристотеля, однако в действительности, отменяя закон непротиворечия, сформулированный Аристотелем в качестве фундамента как логики, так и онтологии, Гегель следует за Кузанцем (то обстоятельство, что сочинения самого Николая Кузанского не были известны Гегелю, не меняет дела: идеи Кузанца оказывали сильное опосредованное влияние на мышление нового времени).

Информация о работе Немецкая классическая философия