Автор: v**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 16:48, контрольная работа
Трудно переоценить значение философии XVII-XVIII столетий в истории общества, его культуры, в истории философии. В эти века человечество шагнуло в новую эру своей истории, отмеченную мощным цивилизационным скачком. За два столетия по существу изменились экономические, политические, общекультурные формы бытия человечества. В экономике то был период мануфактурного производства, связанный с новой системой разделения промышленного труда, с начавшимся применением машин.
1. Истоки и предпосылки классической немецкой философии. Ее общие
принципы и черты.
2. Основные линии классической немецкой философии и их представители.
3. Главные проблемы немецкой классической философии:
а) Анализ возможностей и границ разума человека.
б) Разработка диалектического миропонимания и диалектики как учения о
развитии.
4. Немецкая классическая философия и современность.
Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоган Фихте (1762 – 1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция»).
Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Людвиг
Фейербах (1804 - 1872) был представителем
материалистического направления в немецкой
классической философии. Фейербах подверг
критике идеализм и выдвинул целостную
и последовательную материалистическую
картину мира. В своей философии Фейербах
выступал как полный атеист, доказывал
отсутствие Бога, его искусственность,
выдуманность людьми, перенесением на
личность Бога нереализованных человеческих
идеалов.
3. Главные проблемы немецкой классической философии:
а)
Анализ возможностей
и границ разума человека.
Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок,
направленный на самого себя и понятийное
содержание своего знания (Кант,
Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах.
Разум следует отличать от других форм
сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как
мыслящее сознание направлено на мир и
главным своим принципом принимает непротиворечивость з
В основе философских исследований Канта критического периода(начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г .) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.
Большинство философов до Канта видело
в качестве главной причины трудностей
познания именно объект познавательной
деятельности — бытие, окружающий мир,
который содержит в себе множество неразгаданных
на протяжении тысячелетий тайн. Кант
же выдвигает гипотезу, согласно которой
причиной трудностей при познании является
не окружающая действительность — объект,
а субъект познавательной деятельности —
человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
• апостериорное знание;
• априорное знание;
• "вещь в себе".
Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир
первоначально осуществляет воздействие("аффицирование") н
• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является"вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
• человеческий
разум может лишь познать образы огромного
множества предметов и явлений окружающего
мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю
сущность.
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
б)
Разработка диалектического
миропонимания и диалектики
как учения о развитии.
Диалектику
можно определить как учение о развитии
бытия, познания и мышления, источником
которого (развития) признается становление
и разрешение противоречий в самой сущности
развивающихся объектов.
Принципы диалектики.
___С примерами диалектического
мышления мы уже знакомы по изложению
в историко-философском разделе учебника
идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля,
Маркса и других мыслителей. Обобщенно
совокупность разработанных ими принципов
диалектики может быть представлена в
следующем перечне:
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития — становление и
разрешение противоречий;
• взаимосвязь количественных и качественных
изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление
направленности процессов развития;
• противоречивое единство общего и единичного,
сущности и явления, формы и содержания,
необходимости и случайности, возможности
и действительности и др.
___Содержание этих принципов
оказалось достаточно эвристично и по
сути предвосхитило многие последующие
открытия. Так, на принцип всеобщей взаимосвязи
всех явлений органично легла общая теория
систем. Ведь если любой объект материального
мира можно рассматривать как состоящую
из взаимосвязанных элементов самостоятельную
систему и одновременно как элемент системы
более широкой, то получается, что любой
элемент любой системы нашей Вселенной
через многоуровневую иерархию взаимосвязей
бесчисленных систем связан с любым другим
элементом абсолютно любой системы. Каждая
вещь в этом мире пусть опосредованно,
но связана с любой другой, являясь, по
выражению Ф. Энгельса, «эхом всей Вселенной».
___Не менее значим оказался
для науки и практики и принцип всеобщности
развития. В нынешнем естествознании он
фигурирует под названием принципа глобального
эволюционизма. Открытия XX в. (расширение
Вселенной, явления предбиологической
и химической эволюции, дрейф континентов
и пр.) существенно подкрепили диалектическую
аксиому о всеобщем характере процессов
развития.
4.
Немецкая классическая
философия и современность.
Для классической философии, несмотря на различие философских систем, характерна общность понимания целей и задач философии. В современной философии, напротив, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. Не случайно с конца XIX и в начале XX в. возникает множество философских направлений с приставкой "нео", которая, с одной стороны, обозначала генетическое родство с исходными философскими системами, а с другой, напротив, - подчеркивала свое отличие от классических философских схем.
Развитие философии в этот период во многом определяется социокультурными процессами, особенно резким возрастанием роли науки, постепенно занимающей в системе общечеловеческой культуры лидирующую позицию, которую до этого момента занимала религия. Культура "раскалывается" на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и тех, кто против него.
Согласно классическому идеалу научности, познавательная деятельность рассматривалась как особый общекультурный феномен, целью которого был поиск истины, причем подразумевалось, что эта истина может быть познана окончательно. Это была фактически философская позиция, базирующаяся на оптимистической вере в силу рационально-теоретического постижения мира.
Философия здесь еще не вступает в глобальное противоречие с наукой. Познание мира осуществляется единым фронтом, и наука воспринимается как один из путей познания. Даже математика, эталон науки, не противостоит философии. Напротив, философию пытаются моделировать по математическому образцу. Хотя именно здесь закладывается традиция негативного отношения ученых к спекулятивным конструкциям и формируется внутринаучная установка на то, что создаваемая теория не нуждается ни в субъекте, ни в описании путей достижения научного результата, важен лишь результат.
В постклассический период сильная дифференциация наук приводит к уничтожению образа науки как целостного образования. И если науку вообще (в ее классическом варианте) можно было относить к культуре, то разнородные научные дисциплины в общекультурную парадигму уже не вписывались. В науках начинает господствовать принцип относительности, который выступает не только как внутринаучное явление, но имеет более широкое мировоззренческое значение.
Перечисленные изменения внутри самой науки изменяют ее образ в общественном сознании. Становится ясным факт относительности научных идеалов. Наука перестает восприниматься как нечто, имеющее общую цель с другими способами духовного постижения мира. А соединение науки с техникой и ее ориентация на практическое овладение миром приводят к мысли, что наука вообще лежит за пределами культуры.
Раньше наука вписывалась в парадигму любой творческой деятельности, где центральным звеном был человек, индивид. Научное творчество носило глубоко индивидуальный характер и в некоторых случаях не отделялось, например, от художественного творчества. В современный период необходимость решения конкретных практических задач потребовала создания особых искусственных условий для реализации научного творчества. Выбор предмета исследования, вообще интересов ученого стал в большей степени детерминироваться общественными запросами, чем его внутренними индивидуальными устремлениями. Вместо гения-одиночки - институт, вместо личных озарений - кропотливая работа группы людей, вместо зачастую случайной тематики - целенаправленное исследование и т.д.
В этих условиях меняется характер научного труда: важным становится не столько сам творческий процесс, сколько организация его как таковая, обеспечение работы данного коллектива, что требует распределения функций. Коллектив гениев вряд ли совершит открытие в современной науке. Более того, сама научная задача может быть расчленена на отдельные компоненты, исполнители которых могут и не знать об общем плане и цели научного исследования.
От ученого уже не зависит характер реализации
результатов его открытий, и он в меньшей
степени чувствует ответственность за
их практическое использование. Современная
наука стремительно удаляется от системы
традиционных ценностей, в которой гуманитарное
знание рассматривалось как часть научного
познания. "Духовный мир западной интеллигенции
все явственнее поляризуется, все явственнее
раскалывается на две противоположные
части... На одном полюсе - художественная
интеллигенция, которая случайно, пользуясь
тем, что никто этого вовремя, не заметил,
стала называть себя просто интеллигенцией,
как будто никакой другой интеллигенции
вообще не существует... на другом - ученые...
Их разделяет стена непонимания, а иногда...
даже антипатии и вражды... У обеих групп
странное, извращенное представление
друг о друге"
1. Нарский И.С. Западно - европейская философия ХVII века: Учебное пособие. – М., 1974.
2. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков: Учебное пособие для философских факультетов университетов. – М., 1984.
3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – Изд. 2- е. – М., 2001.
4. Философия.
Справочник студента. / Г.Г. Кириленко,
Е.В. Шевцов. – М., 1999. 37