Немецкая классическая философия

Автор: v**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Трудно переоценить значение философии XVII-XVIII столетий в истории общества, его культуры, в истории философии. В эти века человечество шагнуло в новую эру своей истории, отмеченную мощным цивилизационным скачком. За два столетия по существу изменились экономические, политические, общекультурные формы бытия человечества. В экономике то был период мануфактурного производства, связанный с новой системой разделения промышленного труда, с начавшимся применением машин.

Содержание

1. Истоки и предпосылки классической немецкой философии. Ее общие
принципы и черты.
2. Основные линии классической немецкой философии и их представители.
3. Главные проблемы немецкой классической философии:
а) Анализ возможностей и границ разума человека.
б) Разработка диалектического миропонимания и диалектики как учения о
развитии.
4. Немецкая классическая философия и современность.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Ульяновская Государственная  Сельскохозяйственная Академия 
 

                                                          

                                                                                     Кафедра: философии, социологии  и политологии. 
 
 
 
 

                                 Контрольная работа 

по дисциплине «Философия»

Тема 39: «Немецкая классическая философия»  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               

                                                      

                                                                   Выполнил: студент экономического

                                                                   факультета 1 курса 

                                                             ССО

                                                                  Специальность:

                                                                   «Экономика и управление»

                                                                  Шифр: 10239

                                                                   Фольк Я.К.

                                                                   Проверила:

                                                                   Перевалова Э.Н. 
 
 
 

                                       Ульяновск – 2011г.

                                                План: 

1. Истоки и предпосылки классической немецкой философии.  Ее общие

принципы и  черты.  

2. Основные линии классической немецкой философии и их представители.  

3. Главные проблемы немецкой классической философии:

а)  Анализ возможностей и границ разума человека.

б)  Разработка диалектического миропонимания и диалектики как учения о

развитии.  

4. Немецкая классическая  философия и современность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Истоки и предпосылки  классической немецкой  философии.  Ее  общие

принципы  и черты.

      Трудно переоценить значение философии XVII-XVIII столетий в истории общества, его культуры, в истории философии. В эти века человечество шагнуло в новую эру своей истории, отмеченную мощным цивилизационным скачком. За два столетия по существу изменились экономические, политические, общекультурные формы бытия человечества. В экономике то был период мануфактурного производства, связанный с новой системой разделения промышленного труда, с начавшимся применением машин. В политической сфере складывались новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве и началась борьба за претворение в жизнь идей свободы и права. В сфере культуры на первый план стало выдвигаться научное знание. В естествознании и математике были сделаны выдающиеся открытия. Философия была на переднем крае всех этих изменений. Она предвещала, стимулировала и обобщала их.

  XVII в. нередко называют "веком  науки". И это справедливо. Научные знания о мире ценились весьма высоко, что подтверждается содержанием и даже формой философии. Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко опережая его, стремилась стать "великим восстановлением наук", если воспользоваться названием сочинений Ф. Бэкона, "рассуждением о методе", если применить здесь название одного из сочинений Декарта. Философы, подобно Р. Декарту, Б. Паскалю, Г. Лейбницу, порой и сами были первооткрывателями в математике и естествознании. Вместе с тем они не пытались сделать из философии, фактически переставшей быть служанкой богословия, служанку наук о природе. Напротив, философии они отводили особое, ничем другим не заполняемое место:, философия должна была выполнять традиционную для нее (со времен Платона и Аристотеля) роль наиболее широкого учения, синтезирующего обобщенные знания о мире природы, о человеке как части природы и его особой "природе", сущности, об обществе, о человеческом духе и — обязательно — о Боге как первосущности, первопричине и перводвижителе всего существующего. Иначе говоря, процессы философствования мыслились как "метафизические размышления", если опять-таки воспользоваться названием сочинения Декарта. Философов XVII в. поэтому справедливо называют "метафизиками". К этому, однако, надо добавить, что их метафизика не была простым продолжением традицонной метафизики, но стала новаторской ее переработкой. Новаторство — отличительная черта философии нового времени по сравнению с традиционалистской схоластикой. Первые философы нового времени, правда, были учениками неосхоластов. Однако они со всей страстью ума и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. Критика "идолов" у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта в этом смысле не просто интеллектуальные изобретения, а знамения эпох: пересматривалось старое знание, для нового знания отыскивались прочные рациональные основания.

  Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с  истинами науки, — другая черта философии  нового времени. Трудность, однако, состояла в том, что философские истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами. Однако Декарт или Спиноза всерьез на это надеялись, пытаясь не просто придать своим сочинениям форму научного трактата (что также контрастировало с художественно-диалогической формой философских произведений недавнего прошлого), но и стремясь вести все рассуждения с помощью "геометрического", аксиоматически-дедуктивного метода. Впоследствии это увлечение прошло, но стремление ориентировать философию на точные науки оставалось господствующим на протяжении всего нового времени. Еще в XIX и особенно в XX веке стало распространяться мнение, что классическая философия нового времени преувеличивала значение научного, рационального, логического начал в человеческой жизни и соответственно в философском мышлении. И действительно, в массе своей философия XVII - первой половины XIX вв., т.е. именно нового времени (в западной терминологии ее называют "философией модерна"), была рационалистической. Здесь слово "рационализм" употребляется в широком смысле, объединяющем и "эмпиризм", возводящий все знания к опыту, чувственному познанию, и "рационализм" в более узком смысле, отыскивающий основания и опыта, и внеопытного знания в рациональных началах. Рационализм в широком смысле — это уверенность в способности разума, особенно разума просвещенного, руководимого правильным методом, разгадать загадки природы, познать окружающий мир и самого человека, с помощью здравого смысла решать практические жизненные задачи и в конечном счете переустраивать общество на разумных началах.) И непременно с помощью разума постигать Бога. Философы XVII—XVIII вв. вместе с тем интересовались не только рациональным познанием, но и познанием с помощью чувств — к нему особенно внимательны, его достоверность доказывают сторонники эмпиризма Гассенди, Локк, французские просветители. Но и рационалисты — Декарт, Спиноза, Лейбниц — также уделяли немалое внимание чувственному опыту (к которому, однако, относились критически), воле и "страстям души", аффектам, которые, с их точки зрения, подлежат и поддаются контролю со стороны разума. Словом, XVII и XVIII вв. справедливо считать столетиями рационализма. Но философам этого времени неверно было бы приписывать, что иногда делается, самоуверенный рационализм, ибо и эмпирики, и рационалисты объективно рассматривали недостатки и ограниченности человеческого разума, писали трактаты о необходимости и путях его совершенствования.

  Следует также принять во внимание образ разума, соответствующий рационализму XVII-XVIII вв. Это вовсе не был некий абсолютный, всемогущий разум, вместилище абстрактных логических идей. К такому пониманию разума философы придут позже. Философы XVII в. тоже вспоминали о всемогущем разуме, однако его они приписывали только Богу. Что касается человеческого разума, то в их изображении это всегда разум сомневающийся, ищущий, способный к заблуждениям и иллюзиям. И все же он способен к ясному, достоверному познанию Главное, что разум вписан в реальную человеческую жизнь, является ее орудием. И орудием весьма эффективным. Надо лишь заботиться о нем, усиливать его с помощью простых и ясных правил метода, о котором с позиций эмпиризма рассуждал Ф. Бэкон, а с позиций рационализма — Декарта Метод — оружие не одной только науки. Когда Декарт писал о правилах метода (см. о них в разделе о Декарте), он не случайно вспоминал труд обойщиков, ткачей. А можно было бы говорить и о строителях, создателях машин — словом обо всех, в чью деятельность новая эпоха вносила все большие эффективность, порядок, организацию.

  XVII в. иногда называют "веком Декарта". Это оправданно не только в  том смысле, что полемика вокруг  его идей и произведений была  в центре духовной жизни Европы  второй половины столетия. Правы исследователи, указывающие на связь декартовских идей метода, рационального порядка, организации и того стиля архитектуры, быта, жизнеустроения, который именуется "барокко". Дворцы и сады, дома горожан, улицы и площади, учения о театральном искусстве и музыке — все в XVII и XVIII вв. перекликалось с философией Декарта и других рационалистов.

  В философии Германии XVIII в. это и век Канта. И все же есть немало оснований рассматривать его критическую философию — критическую и по отношению к Просвещению — особо, не забывая, как много значили для Канта просветители, особенно Руссо.

2.Основные линии классической немецкой философии и их представители.  

    В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

    немецкая  классическая философия (первая половина XIX в.);

    материализм (середина и вторая половина XIX в.);

    иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».

Общее понятие немецкой классической философии.

    Немецкая  классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

    Иммануила Канта (1724 – 1804);

    Иоганна Фихте (1762 – 1814);

    Фридриха  Шеллинга (1775 – 1854);

    Георга  Гегеля (1770 - 1831);

    Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

    объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

    субъективный  идеализм (Фихте);

    материализм (Фейербах).

Немецкая  классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к  исследованию человеческой сущности;

    особое  внимание уделила проблеме развития;

    значительно обогатила логико-теоретический  аппарат философии;

    взглянула на историю как целостный процесс.

Основные  идеи ведущих представителей немецкой классической философии.

Основоположником  немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Иммануил Кант:

    дал объяснение возникновению Солнечной  системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных  в пространстве частиц материи;

    выдвинул  теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

    выдвинул  учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

    сформулировал моральный закон («категорический императив»);

    выдвинул  идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности  войны и ее правовом запрете.

    Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие  и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко  обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Информация о работе Немецкая классическая философия